Понятие власти. Государство и его функции

теория по обществознанию 🙆 политика

Структура и функции политической системы (10-11 класс)

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных организаций и др.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

  • субъекты политической организации общества, к которым относятся – госу­дарство, политические партии, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и др;
  • политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;
  • социально-политические и правовые нормы, регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
  • политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
  • политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элемен­ты в единую политическую систему, является категория «политичес­кая власть».

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв­ляется в ее функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (полити­ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи­ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада­чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра­жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаи­модействия различных элементов его структуры. Объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни­мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии;

7) политическая социализация (формирование политического сознания индивида и “включение” его в работу конкрет­ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (достижение определен­ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Государство в политической системе. Политические режимы (10-11 класс)

Политический режим  – это приёмы и методы осуществления государственной власти.

По степени политической свободы личности и соблюдения государством её прав и свобод политико-правовые режимы под­разделяют на демократические и антидемократические.

Политические режимы:

  1. Демократический (демократия);
  2. Антидемократический;
  3. Авторитарный (авторитаризм);
  4. Тоталитарный (тоталитаризм). 

Демократия – власть народа (от греч. «демос» – народ, «кратос» – власть).

Демократия  предполагает признание принципа равенства и свободы всех лю­дей, активное участие народа в политической жизни страны.

Демократия, как правило, присуща странам с рыночной эко­номикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Признаки демократии:

– суверенитет народато есть признание народа источником власти, обладающим правом осуществлять её через органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления и путём референдумов;

– выборность основных органов государственной властиВыборы должны быть свободными, справедливыми, регуляр­ными;

– равенство политических прав граждана также равенство всех граждан перед законом;

– приоритетность прав человека над правами государстваих защита, неприкосновенность личности, право свободно выражать своё мнение, критиковать правительство;

– политический и идеологический плюрализм — наличие различных социально-политических партий, движений, групп; существование альтернативных, конкурирующих между собой источников информации, выведенных из-под правительствен­ного контроля.

Антидемократический режим — это режим, при котором попираются права и свободы личности и установлена диктатура одного человека или группы лиц.

Антидемократические режимы подразделяют на тоталитар­ные, авторитарные и военные (хунта).

Авторитаризм – это политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа.

Авторитарный режим — это режим, сохраняющий мо­нополию на власть и контроль над политической жизнью стра­ны, но не претендующий на тотальный контроль над обще­ством. «Государство – это я» Людовик XIV.

Характерные черты авторитаризма:

  • Высокая централизация власти;
  • Ограниченный и контролируемый плюрализм;
  • Доминирование управляемых над управляющими;
  • Невмешательство в частную жизнь;
  • Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.

Военный режим — это режим, при котором во главе страны стоит военная группировка (хунта), захватившая власть в ре­зультате государственного переворота.

Признаки военного режима:

  • отмена конституции страны и замена её актами военных властей;
  • роспуск политических партий, парламента, местных ор­ганов власти и замена их военными;
  • ограничение политических прав и свобод человека;
  • создание при хунте консультативных органов из техно­кратов.

Отечественный и мировой опыт показывают, что авторитаризм имеет тенденцию перерастать в тоталитаризм.

Тоталитаризм – политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом.

Тоталитарный режим — это режим, который претендует на полный контроль над личностью со стороны государства.

Признаки тоталитарного режима:

– наличие единственной массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером, которая фактически срослась с государственным аппаратом;

– наличие официальной, господствующей в обществе то­талитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фа­шизм);

– полный контроль власти над средствами массовой инфор­мации;

– монополия государства на средства вооружённой борьбы;

– командно-административная система управления эконо­микой.

Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента (10 класс)

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Основные направления политики (9 класс)

Политика разделяется на внешнюю и внутреннюю.  Внешняя политика представляет собой сферу публичной власти, в которой регулируются отношения между государствами. К ней относят:

  • установление дипломатических отношений между государствами;
  • открытие представительств государств;
  • проведение международных переговоров;
  • обеспечение безопасности государственной границы;
  • заключение международных договоров;
  • членство в международных организациях.

Направления внешней политики: оборонное, внешнеэкономическое, культурное и иные.

Внутренняя политика представляет собой управление внутри государства.

Управлением в экономической сфере занимается экономическая политика (денежно-кредитная политика, распределение доходов государства, выпуск национальной валюты, производство товаров, стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией, взимание налогов, инвестиционные процессы и так далее).

Управлением в социальной сфере занимается социальная политика. К данной сфере относятся: борьба с безработицей, пенсионное обеспечение, бесплатная медицина, бесплатное образование, поддержка нетрудоспособного населения, поддержка здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в стране, добровольное медицинское страхование, организация санаторно-курортного отдыха для детей.

Управлением в духовной сфере занимается культурная политика. Её задачами являются: сохранение культурного наследия, создание единого культурного пространства, организация выставок художников, популяризация русской литературы, открытие школ искусств, организация заседания Союза писателей, проведение музыкального концерта и другое.

Политика многообразна, но в любом случае она основана на публичной власти и регулирует социальные взаимоотношения. Политика во многом определяет, какой будет жизнь общества. Участие людей в политике — это довольно сложная и весьма ответственная деятельность, к которой необходимо подготовиться каждому современному человеку.

Основные понятия: политика, власть. Власть и легитимность (9, 11 класс)

Политика (от греч. Πολιτική — государственная деятельность) — деятельность, направленная на решение вопросов общественной и государственной жизни при участии социальных групп, государственных органов, партий, отдельно взятых людей и различных движений.

Общество не может существовать без власти. Власть необходима, для того чтобы объединять людей, решать возникающие между ними конфликты, регулировать общественные отношения.

Власть – это:

  • способность подчинить человека воле общества, группы лиц или конкретного лица;
  • функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания их совместной деятельности;
  • сила, которая обеспечивает единство действий и порядок в обществе;
  • реальная способность человека, группы людей или организации осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью специальных инструментов.

Только в начале XIX века люди поняли, что власть должна быть легитимной, то есть так или иначе обоснованной. Существует три вида легитимности власти:

  1. Традиционная. Власть устанавливается на основе традиций, обычаев, привычек, которые существуют издавна, являются священными, непоколебимыми. Этот вид легитимности присущ монархиям: правитель, по традиции, передает власть своему преемнику (способы выбора преемника может быть разным), и эта традиция – священна, никто из жителей страны не сомневается в правах на власть самого правителя и его преемника;
  2. Легальная или рационально-правовая. Власть устанавливается на основе юридических норм, которые регулируют отношения руководства и подчинения. Этот вид легитимности характерен для конституционных государств: в конституции (и других законодательных актах) четко прописана процедура избрания президента, и человек, которого, следуя этой процедуре, назначили главой государства, в глазах жителей страны имеет законное право на власть;
  3. Харизматическая. Власть принадлежит лидеру, сила и авторитет которого не подлежат сомнению. Харизматические лидеры, как правило, неофициальные, однако иногда они добиваются государственных постов. Хороший тому пример – В.И. Ленин.

Все составные части политической системы общества (государство, политические партии, общественно-политические объединения) осуществляют политическую власть. Ее центральное звено – государственная власть, а остальные части политической системы осуществляют только политическую негосударственную власть.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет (10-11 класс)

Власть бывает формальной и неформальной.

Формальная власть – это власть должности, которая обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления предприятием. Формальная власть измеряется либо количеством подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими лицами.

Реальная власть – это власть как должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системой отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Выделяют пять основных форм власти: власть принуждения, власть вознаграждения, законная власть, экспертная власть и власть примера.

1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Подчиненный верит, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой различного рода неблагоприятные последствия (выговор, штраф, увольнение, понижение в должности);

2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление). Подчиненный верит, что руководитель может удовлетворить его потребности или выдать вознаграждение;

3. Экспертная власть(влияние через разумную веру). Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями и компетенцией, что позволит решить возникающие проблемы, достичь поставленных целей, удовлетворить потребности;

4. Власть примера (влияние с помощью харизмы). Данная власть нередко формируется по мере отождествления подчиненного со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти;

5. Законная власть (влияние через традицию). Предусматривает влияние на подчиненных через традиции, способные удовлетворить потребности исполнителя в защищенности и принадлежности. Основывается на убеждении подчиненных в праве руководителя отдавать обязательные для выполнения приказы.

Становление власти в качестве политического института общества (10-11 класс)

Политический институт – это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённые отношения политической власти в обществе.

Воспроизводство политических отношений обеспечивается благодаря:

– нормам, регламентирующим характер взаимодействия;

– санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;

– восприятию сложившегося институционального порядка как привычного.

Политические институты в современном обществе

Институт парламентаризма – регулирует отношения, связанные с созданием основных правовых норм и представительством интересов различных социальных групп в государстве.

Институты исполнительной власти – осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по управлению всеми общественно-значимыми сторонами жизни государства.

Институт государственной службы – регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе.

Институт главы государства – регулирует отношения в обществе, которые позволяют главе государства выступать от имени всех граждан, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны и соблюдение конституционных прав граждан.

Институт судопроизводства – регламентируют отношения, которые складываются при урегулировании конфликтов в обществе.

Институт гражданства – определяет взаимные обязательства государства и гражданина.

Институт избирательного права – регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов главы государства.

Институт политических партий – упорядочивает отношения, которые складываются в ходе создания политических организаций и их дальнейшего взаимодействия.

Политические институты:

  • государство (государство включает в себя институт президента, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.);
  • политические партии (обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности).

Основные цели политической партии

– формирование общественного мнения;

– политическое образование и воспитание граждан;

– выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни;

– выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть (10 класс)

Теория разделения властей зародилась в XVIIXVIII вв. в Европе. Её целью было ограничить абсолютную власть монарха. Когда все полномочия в государстве принадлежат одному лицу, оно может использовать власть в своих личных интересах, никто не в силах ему помешать.
Поэтому было предложено разделить власть на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви власти независимы, автономны, для принятия большинства решений необходимо согласие нескольких органов.
Законодательная Исполнительная Судебная
Принимает законы, утверждает государственный бюджет Исполняет принятые решения, оказывает государственные услуги гражданам Решает правовые споры и накладывает юридическую ответственность
Коллективный представительный орган – парламент Правительство Суды
Принцип разделения властей имеет большое значение для общества.
  • Органы власти имеют конкретные полномочия и более профессионально их исполняют;
  • Независимость ветвей власти позволяет им осуществлять контроль друг за другом и применять ограничительные меры в случае использования власти не в интересах общества. Этот механизм называется системой сдержек и противовесов;
  • Принцип разделения властей осуществлён в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации;
  • Контроль за органами власти осуществляется не только гражданами, но и остальными ветвями власти. Это помогает избежать ошибок в управлении;
  • Невозможность незаконного захвата власти;
  • Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти. Он выступает как самостоятельный орган и не имеет полной власти над остальными ветвями.

Основы государства (9 класс)

Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства (10-11 класс)

Государство: признаки, функции, формы

Тот факт, что государство обладает властью над обществом, означает не только права политических лидеров на определенные привилегии. Осуществление политической власти также предполагает, что политический лидер несет множество обязанностей по отношению к государству и его гражданам.

Государство – это организация публичной политической власти, распространенной на все общество, официально представляющей его, опирающейся при необходимости на средства и меры принуждения.

Теории о происхождении государства

Разные политические концепции по-разному объясняют происхождение государства:

  1. Концепция насилия (Д. Юм, Е. Дюринг) предполагает, что институт политической власти сформировался в результате узурпации (начала внутренней, когда один член племени получил власть над остальными, а затем внешней – когда одно племя получило власть над другими).
  2. Договорная концепция (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) состоит в том, что люди выбрали себе лидера, добровольно согласились пожертвовать частью своих свобод ради безопасности и стабильности. Избранный лидер несет перед обществом ответственность, выполняет определенные обязанности.
  3. Марксистская концепция (К. Маркс) объясняет появление государства необходимостью, которая возникла из-за развития и усложнения экономических отношений. Распространение более эффективных железных орудий повышало производительность труда, это, в свою очередь, приводило к появлению излишков продукта и, следовательно, к обогащению некоторых членов общества. Так появилось материальное неравенство, а вслед за ним – и социальное, сформировались классы. Наиболее богатые классы старались укрепить свои позиции в обществе, накапливая богатство и стараясь удержать, сохранить его. Так сформировалось государство.
  4. Теологическая концепция (Фома Аквинский, Августин Блаженный) состоит в том, что земные государства – это отражение «божественного порядка», при этом правитель государства – «божий помазанник», «наместник Бога на земле».

 Признаки и функции государства

Как и любой социальный институт, государство обладает рядом признаков:

  • наличие особой системы органов и учреждений, составляющий государственный аппарат управления, то есть наличие публичной власти;
  • наличие территории, на которую распространяется юрисдикция этого государства;
  • правовая система, существование норм, соблюдение которых обязательно для всех граждан страны;
  • суверенитет, то есть полная независимость и самостоятельность государства по отношению к другим государствам;
  • налоговая система;
  • наличие суда, армии, органов защиты правопорядка.

Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные основными задачами, стоящими перед обществом.

Внутренние функции государства 

Экономическая, то есть регулирование рыночных отношений с помощью экономических методов (налогов, льгот, кредитов);

Социальная, то есть обеспечение нормального уровня жизни для тех граждан страны, которые по тем или иным причинам не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры);

Экологическая, то есть выполнение обязательств по заботе об окружающей среде перед гражданами страны;

Информационная, то есть предоставление гражданам страны своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в стране и в мире (для этого используются государственные СМИ);

Правоохранительная, то есть защита прав и свобод граждан государства.

Внешние функции государства 

– Защита страны от внешних угроз, оборона;

– Сотрудничество с другими странами;

– Осуществление внешнеэкономических отношений с другими странами, международными организациями.

Для осуществления всех перечисленных выше функций существует государственный аппарат – система специальных органов и учреждений, с помощью которых государство управляет обществом.

Политическое сознание (11 класс)

Политическое сознание – это совокупность распространенных в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров. Политическое сознание тесно связано с другими видами и формами осознания действительности: нравственным сознанием, религиозным, правовым, эстетическим и др.

Основные виды политического сознания
  • Индивидуальное политическое сознание – личные взгляды, позиция отдельного человека, основанные на его жизненном опыте;
  • Групповое политическое сознание складывается в пределах определенных этнических, религиозных, экономических, профессиональных и иных групп, отражая их политические предпочтения;
  • Общественное политическое сознание используется для характеристики сознания макроколлективов. Оно формируется на основе типичных для данного общества оценок политической жизни, на основе традиционных ценностей.

Политическая идеология (11 класс)

Политическая идеология – это система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

Политическая идеология содержит взгляды данной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на ее использование в интересах группы. Она отвечает на вопросы:

1. Какой должна быть государственная власть? 2. Какую политику она должна проводить?

Идеология выполняет ряд функций в политической жизни общества:

• мировоззренческую;

• ценностную;

• мотивационную;

• легитимизирующую;

• интегрирующую.

Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам: претензиям на тотальную значимость (или глобальность) и нормативности.

Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения.

Формы политической идеологии

  • социально-политические теории, дающие обоснование определенных ценностей и идеалов;
  • политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций;
  • выступления партийных и государственных деятелей;
  • сознание граждан, определяющее их политическое поведение.

Современные политические идеологии (11 класс)

К числу основных политических идеологий, существующих в современном мире, относят либеральную, консервативную, анархическую, социалистическую и коммунистическую идеологии.

Идеология Основные идеи Главные ценности Современное состояние
Либеральная Свободные личности образуют общество, а общество создает государство, которое должно охранять права и свободы личности. Права и свободы личности, демократия, правовое государство, разделение властей, равенство перед законом, свобода мысли и слова. Стала неолиберализмом, признавшим необходимость участия государства в экономической жизни, социальной помощи низшим слоям общества.
Консервативная Незыблемость естественным образом сложившихся порядков. Традиционализм, стабильность, порядок, семья, религия, мораль. Стала неоконсерватизмом, сблизившись с либерализмом и признав свободу индивида и государственное регулирование экономики.
Социал-демократическая Путь к социализму лежит не через революцию, а через реформирование капиталистического общества и улучшение социальных условий. Свобода, справедливость, солидарность. Исходит из концепции демократического социализма, ориентированной на политическую, экономическую и социальную демократию.
Коммунистическая Путь к социализму через революцию и диктатуру пролетариата. Равенство, социальная справедливость. Сближение части носителей этой идеологии с социал-демократическими идеями в связи с признанием мирного пути к социализму.
Националистическая Идеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям. Национальная принадлежность. Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства.
Фашистская Оценка личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим, обоснование политического господства фашистской партии, враждебное отношение к демократическим партиям. Расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип, принцип фюрерства. Существует как неофашизм, стремящийся отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины 20-го века.

Обыденное и теоретическое сознание (11 класс)

Обыденное и теоретическое сознание – это по сути 2 уровня общественного сознания: низший и высший. Они различаются между собой глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.

Обыденное сознание присуще всем людям, оно формируется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их повседневного опыта. Это во многом стихийное отражение людьми социальной жизни, без какой либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

Чем ниже уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Но и самый грамотный человек не обо всем мыслит научно. Так что область функционирования обыденного сознания весьма широка.

Обыденное сознание людей позволяет с достаточной достоверностью на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни (экономики, политики, морали, искусстве) и принимать на этом уровне в целом правильное решение, подкрепленные опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и развития общества.

Теоретическое сознание – это осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и законы их развития. В силу этого оно представляется как более высокий уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание выступает как система логически связанных между собой положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления общественной жизни.

В качестве субъектов теоретического сознания выступают не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, то есть люди, которые могут научно судить об общественных явлениях.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Результатом является развитие того или другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания, в которое включается все больше научных сведений и суждений о развитии общества. С другой стороны обыденное сознание людей (в области производственной деятельности, народной медицины и т.д.) может подталкивать их к научному осмыслению многих проблем.

Политическая психология, политическая пропаганда, роль СМИ в политике (11 класс)

Средства массовой информации — это социальный институт, осуществляющий сбор, передачу и распространение информации среди широких масс населения.

Функции СМИ в политической жизни общества

  • Информирование населения о событиях политической жизни. Именно с помощью различных средств массовой информации мы и узнаём о событиях политической действительности, программах политических партий и кандидатов.
  • Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти. СМИ могут дать не только моральную оценку событиям, опираясь на силу общественного мнения, но и правовую характеристику действиям политических лидеров.
  • Образование и социализация граждан. Включение населения в политические отношения через его информирование и усвоение норм политической жизни.
  • Выражение общественных интересов. Средства массовой информации являются одним из способов выявления наиболее значимых социально-экономических проблем, существующих в обществе, а также инструментом представления различными социальными группами своих политических целей и убеждений.
  • Формирование общественного мнения. СМИ, освещая события политической действительности, сопровождают их определёнными оценками и комментариями, что оказывает влияние на восприятие происходящего.
Стоит учитывать, что роль СМИ в политической системе общества изменяется в зависимости от установленного в государстве политического режима. Средства массовой информации имеют разное значение в демократическом и антидемократическом режимах. Так, в демократическом государстве на СМИ возложена обязанность общественного контроля за деятельностью как отдельных политических лидеров, так и политических партий в целом — таким образом, они представляют собой «четвёртую» ветвь власти.

Политическое поведение, политический терроризм (11 класс)

Политическое поведение — это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм.

Политический терроризм — систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и др) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное — запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений. Парламентская ассамблея Совета Европы заявила, что цель политического терроризма «заключается в подрыве демократии и парламентских институтов. Терроризм представляет собой серьезную угрозу демократическому обществу, разрушая его моральную и социальную ткань».

Задание EO180386 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам любого государства.1) монопольное право на правотворчество; 2) суверенитет; 3) публичная власть; 4) республиканская форма правления; 5) территория; 6) федеративное устройство. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для того, чтобы дать верный ответ, вспомните признаки, которыми характеризуется любое государство. К таким признакам относятся: единая территория, единая система управления и единая законодательная система, монополия на легальное применение силы, право сбора налогов, суверенитет, представительство от имени граждан в международных организациях. Республиканская форма правления существует не во всех государствах. Помимо нее существует также монархическая. Федеративное устройство также не свойственно любому государству. Помимо федераций существуют унитарные государства и конфедерации.

Ответ: 46

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO4CC817 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.

Для того, чтобы выбрать верное словосочетание, важно знать, что такое форма государства и каковы составляющие ее элементы. Форма государства – это политическая организация общества. Форма государства включает в себя: форму правления, форму территориального устройства и тип политического режима. Форма правления – это способ организации высших органов власти. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Форма территориального устройства – это способ организации взаимоотношений между органами центральной и местной власти. По форме территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации. Таким образом, обобщающим словосочетанием для всех приведенных будет «форма государства».

Ответ: форма государства

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2603s Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для их жизни. К социальным функциям относится обеспечение занятости населения, установление прожиточного минимума и МРОТ, поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться, пенсионное обеспечение, здравоохранение, страхование. Придумать примеры здесь не так сложно. Один из вариантов ответов выглядит так:

  • Обеспечение занятости населения

В каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу

  • Поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться

Государство выплачивает пенсии и стипендии

  • Обеспечение здравоохранения

В каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация

  • Установление прожиточного минимума

Государство каждый год устанавливает размер прожиточного минимума, с которым совпадает минимальный размер оплаты труда.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2403s Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство — это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория — пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей — плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства — население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством — правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть — это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц — правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову)


Мы помним, что первые государства возникли около 5 тысяч лет до нашей эры. А первые поселения людей возникли более нескольких миллиардов лет назад, и уже тогда на планете существовали первобытные общества. Получается, что общество возникло намного раньше государства, которое возникает тогда, когда это самое общество достигает некоторого уровня развития и осознает необходимость в установлении какого-либо порядка, в организованной защите территории и имущества, отстаивании интересов во время контактов с другими общностями. Первое объяснение есть.

Давайте подумаем над самим определением понятия «государство» — это некоторая политическая единица, которая осуществляет регулирование жизни населения определенной территории. Главная функция государства – поддержание правопорядка в обществе, обеспечение его развития. Получается, что государство является главным политическим институтом общества, который также выполняет и некоторые экономические, социальные функции; то есть государство – часть политической сферы жизни общества, и никак не может совпадать с ним.

Также можно отметить, что государство представляет собой органы власти, проводимая которыми политика может идти вразрез с интересами граждан, т.е. общества; более того, жизнь общества регулируется не только государством, но и, например, нормами морали, религиозными нормами, обычаями и традициями.

Ответ может выглядеть так:

  1. Возникновение общества произошло намного раньше возникновения государства.
  2. Государство является частью политической сферы жизни общества; само понятие «государство» более узко, чем понятие «общество».
  3. Проводимая государством политика может не совпадать с интересами общества, что иногда даже приводит к конфликтам между государственными органами и общественностью.
Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2302s Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов…

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения — всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)


Давайте вспомним, что такое общественные блага. Это такие товары и услуги, которые удовлетворяют потребности большинства людей общества – ими могут пользоваться все люди. При их потреблении нет конкуренции, так как они доступны всем жителям государства, и нельзя запретить кому-то определенному пользоваться ими. За многие общественные блага платит государство – например, каждый может бесплатно гулять в городском парке; однако за их предоставление государство берет с населения налоги. Также к общественным благам относится образование, медицинское обеспечение, дороги, уличное освещение, транспортная система (например, метрополитен), маяки, библиотеки, а также – электронная почта, социальные сети, театры, оперы, деятельность федеральных органов власти, поддержание правопорядка. В первой части ответа можно перечислить любые три из них. А почему государство успешнее организовывает их производство? Ну, например, предоставление бесплатного школьного образования является частью социальной политики государства, потому что оно должно обеспечить начальный уровень образования своих граждан – получается, что некоторые общественные блага государство предоставляет из политических соображений.

Также у государства имеется больше средств и возможностей для производства общественных благ – оно, в отличии от рынка, не руководствуется возможным размером прибыли от их продажи. Например, метрополитен и стоимость проезда в нем регулируется государством – поэтому стоимость проезда в нем одинакова на всех линиях. А если бы он принадлежал различным частным компаниям, то, скорее всего, пришлось бы платить отдельно за проезд на территории, являющейся собственностью одной компании, и отдельно – за проезд на территории, относящейся к другой компании.

Также государство обеспечивает поступление налогов, которые население платит для обеспечения предоставляемых общественных благ – рассчитать отдельную стоимость, например, за использование уличного освещения, было бы трудно, поэтому здесь опять же целесообразно участие государства.

Ответ может выглядеть так:

Общественные блага:

  • уличное освещение;
  • бесплатное школьное образование;
  • городские парки.

Объяснения:

  • у государства имеется больше возможностей для производства общественных благ, так как оно не руководствуется прибылью от их продажи, получая налоги с населения;
  • организация производства общественных благ является частью социальной политики государства.
Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2202s Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.

Долгое время в по­ли­ти­че­ской науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, ис­поль­зо­ва­лись как тождественные. Од­на­ко на­чи­ная с се­ре­ди­ны XVII в. про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных сфер общества, осво­бож­де­ния их из-под все­о­хва­ты­ва­ю­щей го­су­дар­ствен­ной власти, обособ­ле­ния ав­то­ном­но­го и не­за­ви­си­мо­го ин­ди­ви­да с его не­отъ­ем­ле­мы­ми пра­ва­ми и сво­бо­да­ми по­тре­бо­ва­ли от­ра­же­ния в об­ще­ствен­ном со­зна­нии и науке двух тен­ден­ций со­ци­аль­но­го прогресса. С одной стороны, на­рас­та­ние спон­тан­но­сти и сти­хий­но­сти в со­ци­аль­ном раз­ви­тии было от­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ин­ди­ви­да к сво­бо­де и ав­то­но­мии от го­су­дар­ства и форм кол­лек­тив­ной жизни. Про­цесс ста­нов­ле­ния ав­то­ном­ных от го­су­дар­ства сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка от­ра­зи­ло по­ня­тие «гражданское общество». С дру­гой стороны, по­треб­ность в упорядочении, обес­пе­че­нии це­лост­но­сти общества, со­гла­со­ва­нии и ин­те­гра­ции устрем­ле­ний ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных групп вы­ра­зи­ло по­ня­тие «государство».

Гражданское об­ще­ство и го­су­дар­ство вза­им­но до­пол­ня­ют друг друга и за­ви­сят одно от другого. Без зре­ло­го граж­дан­ско­го об­ще­ства не­воз­мож­но по­стро­е­ние пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го государства, по­сколь­ку имен­но со­зна­тель­ные сво­бод­ные граж­да­не спо­соб­ны со­зда­вать наи­бо­лее ра­ци­о­наль­ные формы че­ло­ве­че­ско­го общежития. Если граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет проч­ным опо­сре­ду­ю­щим зве­ном между сво­бод­ным ин­ди­ви­дом и цен­тра­ли­зо­ван­ной го­су­дар­ствен­ной волей, то го­су­дар­ство при­зва­но про­ти­во­дей­ство­вать дезинтеграции, хаосу, кризису, упад­ку и обес­пе­чи­вать условия для ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод ав­то­ном­ной личности. В ре­аль­ной жизни об­ще­ства раз­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства до­ста­точ­но условно, но в науке оно не­об­хо­ди­мо для того, чтобы по­нять ме­ха­низ­мы об­ще­ствен­ной жизни, сте­пень сво­бо­ды и не­сво­бо­ды индивидов, уро­вень по­ли­ти­че­ско­го развития.

Таким образом, граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и семейных, общественных, экономических, культурных, ре­ли­ги­оз­ных и иных структур, ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся в об­ще­стве вне рамок и без вме­ша­тель­ства государства. Си­сте­ма не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства ин­сти­ту­тов и меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний создаёт усло­вия для са­мо­ре­а­ли­за­ции ин­ди­ви­дов и групп, для удо­вле­тво­ре­ния их по­все­днев­ных потребностей.

(Р. Т. Мухаев)


В тексте функции государства названы как в конце первого абзаца, так и в середине второго. Выпишем  две любые функции из текста и допишем еще одну, известную нам из курса обществознания. Получаем ответ:

Функции государства:

  1. Обеспечение целостности общества;
  2. Обеспечение условий для реализации прав и свобод людей;
  3. Обеспечение безопасности жителей, охрана границ и поддержание правопорядка.

Также можно назвать такие функции, как: организация и регулирование экономических процессов, осуществление социального обеспечения и справедливого распределения благ, отстаивание национальных интересов на международном уровне, охрана природы, поддержка духовных ценностей и т.д.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1502s В государстве У запрещена деятельность оппозиционных партий. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве У установился тоталитарный политический режим? Запишите в ответ цифры, под которыми даны верные положения.
  1. Реализация принципа разделения властей
  2. Глава государства пользуется авторитетом у населения
  3. Наличие обязательной единой политической идеологии
  4. Основные органы власти формируются посредством выборов
  5. Государство напрямую регулирует все сферы общественной жизни

Принцип разделения властей в тоталитарном государстве не применяется, значит, первое неверно. Второе тоже не подходит – глава государства может быть авторитетом и в демократическом государстве. А вот третье характерно только для тоталитарного строя. Четвертое, наоборот, в тоталитарном государстве не практикуется. Пятое утверждение верно – это одна из ярких особенностей тоталитарного режима.

Ответ: 35

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1501s Конституция страны Х провозглашает ее демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведенных признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства страны Х? Запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Политический плюрализм
  2. Регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
  3. Действие конституций субъектов при верховенстве общей Конституции
  4. Включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определенной собственной компетенцией
  5. Двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
  6. Наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан.

Для того чтобы выполнить это задание, нужно знать, что относится к характеристике государственного и территориального устройства страны Х: это форма территориальной организации власти, которая определяет, как оно делится на составные части, какой объем полномочий они имеют, как происходят взаимоотношения между государством в целом и местными органами власти. Первое утверждение не подходит – оно, скорее, характеризует политический режим. То же можно сказать и о втором. А вот третье верно – оно свидетельствует о федеративном устройстве страны. Четвертое также верно, и пятое утверждение тоже подходит – они также иллюстрируют то, что Х – федерация. Шестое, по аналогии с первыми двумя, указывает нам на политический режим и поэтому не является верным.

Ответ: 345

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1403s Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА КРИТЕРИИ ИХ ВЫДЕЛЕНИЯ
А) Республика Б) Унитарное В) Авторитарное Г) Федеративное Д) Монархия Е) Тоталитарное 1) Политический режим 2) Форма правления 3) Государственное устройство
А Б В Г Д Е

Политических режимов выделяется три: демократический, авторитарный, тоталитарный. По форме правления выделяют монархии и республики, а по государственному устройству – унитарные и федеративные государства.

Ответ: 231321

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0301s Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к признакам государства любого типа. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны.
  1. Суверенитет;
  2. Наличие определенной территории;
  3. Приоритет прав и свобод человека;
  4. Право устанавливать и собирать налоги;
  5. Публичный характер власти;
  6. Установление и реализация принципа разделения властей.

Для начала нужно внимательно прочесть условие: нам нужны признаки государства любого типа – то есть такие, которые присутствуют у демократических и у тоталитарных государств, у монархий и у республик, у федераций и у унитарных государств и так далее.

Зная теорию, мы понимаем, что без суверенитета и наличия определенной территории государство просто перестает существовать (важно помнить, что под суверенитетом понимается верховенство государственной власти). Налогообложение и сбор налогов – одна из важных функций государства, которая также не зависит от его типа. Публичный характер власти тоже является признаком всех государств, поскольку обозначает выделение аппарата управления из остального общества.

Остались признаки под номерами 3 и 6. Права и свободы граждан во многих государствах действительно являются главным приоритетом, но этого нельзя сказать о тоталитарных государствах, о диктатурах. Принцип разделения властей тоже применяется не везде, а только в правовых демократических государствах. Получается, что эти два признака «лишние».

Ответ: 36

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0202s Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Демократия, тоталитаризм, политический режим, авторитаризм, военная диктатура.


Демократия, тоталитаризм, авторитаризм, военная диктатура – все это является разновидностями совокупностей различных средств и методов, с помощью которых может осуществляться политическая власть. Иначе такая совокупность называется политическим режимом; это слово и является обобщающим, в то время как остальные данные понятия – различные виды политических режимов.

Ответ: политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Дана Донецкая | Просмотров: 4.6k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.