Мораль

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Мораль – это особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им.

Символически муки морального выбора часто изображают в виде ангела и демона, призывающих человека стать на путь добра или зла.

Отличия норм морали от обычаев и норм права:

  1. Следование моральным нормам – это свободный, осмысленный выбор каждого человека. В отличие от морали, обычаи и нормы права требуют беспрекословного подчинения.
  2. Мораль универсальна, в то время как законы и обычаи различны для разных стран, эпох, народов.
  3. Мораль основана на чувстве долга и справедливости, в то время как обычаи часто соблюдаются по привычке, а предписания закона выполняются из страха перед наказанием.

Наукой до сих пор не решен вопрос о происхождении морали, но существует несколько обоснованных теорий:

  1. Натуралистическая. Сторонники этой теории считают, что мораль – это лишь осознанное дополнение, усложнение животных инстинктов, такой же инструмент в борьбе за выживание. Социальное в данной теории является только логическим продолжением биологического.
  2. Религиозно-идеалистическая. Предполагается, что мораль дана человеку высшими силами, Богом. Например, христиане следуют десяти заповедям, данным Богом Моисею, буддисты — восьмеричному пути, положения которого сформулированы Буддой.
  3. Социологическая теория предполагает, что мораль возникла как феномен, свойственный только обществу, в процессе развития трудовых и межличностных отношений, и целью морали было их регулирование. Параллельно с усложнением общества появилась необходимость распределять прибавочный продукт, происходило разделение труда, вычленение родов внутри племен. Все это сопровождалось созданием правил, регулирующих новые общественные отношения.

Мораль составляют отдельные моральные нормы – то есть единичные предписания, скорее рекомендательного характера, например, «не укради» или «почитай отца и мать». Формулировки моральных норм коротки и просты, легко доступны для понимания любому человеку, однако следовать им на практике может оказаться нелегко, жизнь в соответствии с моральными нормами требует значительных нравственных и иногда физических усилий.

Моральные нормы и ценности получают выражение в моральных принципах. К таким принципам относятся:

Гуманизм, то есть человеколюбие, которое проявляется в доброжелательности, учтивости по отношению к окружающим, готовности прийти на помощь, защитить чужие права.

Коллективизм проявляется в умении человека соотносить собственные потребности и интересы с потребностями и интересами общества.

Принцип трудолюбия реализуется через признание социальной ценности труда, самореализацию через труд.

Следовать принципу патриотизма – значит с уважением относиться к своей родине, гордиться достижениями своего народа.

Как и любой другой социальный институт, мораль выполняет в обществе ряд важных функций:

  1. Оценочная. В первую очередь, именно благодаря морали мы положительно или отрицательно оцениваем то или иное событие. К примеру, с точки зрения морали мы негативно оцениваем Вторую Мировую войну.
  2. Мировоззренческая. Мораль создает систему ценностных ориентиров (норм, идеалов, оценок), которые позволяют соотнести с ними события, происходившие и происходящие в мире.
  3. Познавательная. Мораль помогает человеку ориентироваться в окружающих его многообразных культурных ценностях. Особенно эта функция важна в современном мире, когда каждый самостоятельно должен определить свое отношение ко множеству разных явлений и процессов, например, к фашизму, феминизму, гуманизму.
  4. Регулятивная. Хотя за нарушение норм морали не предусмотрено наказание, они все же оказывают значительное влияние на поступки людей, регулируют многие процессы, происходящие в обществе, и те общественные отношения, которые не регулируются законодательно. Например, нет официального наказания за плохое обращение с животными, и только моральные принципы помогают человеку выбрать способ общения с «братьями меньшими».
  5. Воспитательная. Мораль – это еще и весь опыт человечества, концентрированный в простых формулировках. Именно с позиций норм морали воспитывается большинство людей. Еще в детстве нам всем объясняли и на примерах показывали, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Задание EO1204s В городе А был проведен социологический опрос, в ходе которого респондентам задавался вопрос: «Что важнее всего в молодом возрасте?». Результаты показаны на диаграмме. Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
  1. Наибольшая доля респондентов в возрасте 40-54 года ответила, что самое важное в молодом возрасте – сделать карьеру.
  2. Создание семьи – самое важное дело в молодом возрасте по мнению респондентов в возрасте 25-39 лет.
  3. Наиболее молодые респонденты сочли, что создание семьи и жизнь в свое удовольствие одинаково важны.
  4. Самым популярным ответом среди респондентов всех возрастов стал «сделать карьеру».
  5. Одинаковое количество респондентов в возрасте 25-39 и 40-54 года сочли, что самое важное в молодом возрасте – пожить в свое удовольствие.

Для проверки первого утверждения посмотрим на столбики, соответствующие указанному возрасту – видим, что 50% респондентов в возрасте 40-54 года ответили, что сделать карьеру – самое важное, а другие их ответы получили по 40% и 10% соответственно. Значит, первое утверждение верно. Теперь смотрим на ответы респондентов в возрасте 25-39 лет: 50% выбрали «сделать карьеру», а 40% — «создать семью»; значит, второе утверждение неверно. Далее проверяем ответы респондентов возрастом 18-24: 20% выбрали вариант «пожить в свое удовольствие» и столько же – «создать семью» — третье утверждение верно. А вот четвертое ошибочно: среди респондентов старше 55 лет наиболее популярен был ответ «создать семью». Пятое верно, поскольку ответ «пожить в свое удовольствие» выбрали 10% респондентов в возрасте 25-39 лет и столько же респондентов в возрасте 40-54 года.

Ответ: 135

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1202s В ходе социологических опросов, проводившихся в двух странах, респондентам был задан вопрос: «Что нужно сделать, чтобы предотвратить возникновение международных конфликтов?». Результаты показаны на диаграмме. Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
  1. В стране Z люди демонстрируют больше интереса к проблеме международных конфликтов, чем в стране Y.
  2. Большинство респондентов в обеих странах считают, что самое важное для предотвращения международных конфликтов – это научиться понимать друг друга.
  3. Доля граждан, которые считают, что для предотвращения международных конфликтов нужно отказаться от насилия и принуждения, в стране Z совпадает со страной Y.
  4. Наименее популярный ответ – для предотвращения международных конфликтов необходимо уважать права и свободы.
  5. Среди граждан страны У мнение о том, что нужно научиться понимать друг друга, более популярно, чем среди граждан страны Z.

Для того чтобы проверить первое утверждение, нужно посмотреть на столбик «не задумываюсь» — в стране Z он несколько выше, чем в стране У, значит, там больше тех граждан, которые выбрали такой вариант – первое утверждение неверно. Второе также неверно – столбик «научиться понимать друг друга» не самый высокий. Третье утверждение подходит – столбики «отказаться от насилия и принуждения» в обеих странах одинаковы. Четвертое неправильно – этот ответ не наименее популярный, а наиболее. Последнее утверждение верно – столбик с таким названием для страны У выше почти в два раза.

Ответ: 35

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0104s Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Форма Характеристика
Религия Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное.
Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости.

В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия, философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.

Ответ: мораль

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить


Полина Белинская | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 1.5k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *