Органы государственной власти Российской Федерации | теория по обществознанию 🙆 политика

Государственный суверенитет (9 класс)

Суверенитет (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов.

Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства.

Государственный суверенитет  выражается в неприкосновенности территории государства, самоопределении ее народа, самостоятельном выборе внутренней и внешней политики.

С помощью государственных органов государство осуществляет свои многочисленные функции.

Внутренние и внешние функции государства ( 9 класс)

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

  • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

  • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

  • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
    т. п.);

  • социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

  • защита границ и оборона страны при нападении извне;

  • внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;

  • организация экономических связей с другими странами.

Формы государства ( 9 класс)

Форма государства – это способ организации государства, состоящий из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления определяет способ образования органов государственной власти.

Их всего две: монархия и республика. В монархии власть наследуется, а в республике правителя избирают на определенный срок. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными. В парламентской республике сильна власть избираемого гражданами парламента. Парламент избирает президента и формирует правительство, ответственное только перед ним. Парламентскими республиками являются Италия, Германия. Роль президента в них слабее роли премьер-министра, возглавляющего правительство. В президентской республике сильна власть избираемого гражданами президента, который кроме того, что выполняет полномочия главы государства еще, и возглавляет правительство. Смешанные республики объединяют признаки парламентской и президентской республик. Россия является смешанной республикой.

Форма государственного устройства – это характер отношений между высшими органами власти государства и органами власти его территориальных единиц.

Существуют две формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства.
Любое государство делится на территориальные части (губернии, края, области и т.д.). Это необходимо для эффективного управления государством. В унитарных государствах эти территориальные части не имеют политической и юридической самостоятельности, они подчиняются центральным органам власти, у них нет своей конституции и законов. Тогда, как территориальные части федеративного государства, которые называются субъектами, имеют самостоятельность, свои органы государственной власти (главу, законодательный орган, правительство, суды), свои законы и конституцию.

Понятие и признаки органов государственной власти

Государственный орган – это наделенная властными полномочиями часть государственного аппарата, учреждение (орган) государственной власти.

Государственному органу присущи следующие отличительные черты:

  • Формирование органа в соответствии с порядком, установленным законодательно;
  • Каждый орган в государственном механизме обладает самостоятельностью;
  • Деятельность государственных органов регулируется законодательством;
  • Государственный орган обладает властными полномочиями;
  • У каждого государственного органа есть своя материальная и финансовая база;
  • Наличие четкой внутренней структуры.

Органы государственной власти в совокупности составляют систему, объединяются на принципах соподчинения и иерархичности.

Система органов государственной власти строится на следующих принципах:

Система органов государственной власти в РФ

  1. Единство системы. Строение системы органов государственного управления закреплено в конституции РФ (ст. 11).
  2. Разделение властей на три самостоятельные ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
  3. Демократичность, выражается в том, что носитель власти – народ, который осуществляет свою волю через свободные выборы, и перед которым отчитываются должностные лица.
  4. Деятельность системы органов управления осуществляется в строгом соответствии с законами государства.
  5. Гуманизм, выражается в том, что главная цель системы органов власти – обеспечение интересов общества и человека.
  6. Суверенитет власти – это ее независимость от внешнеполитических факторов и верховенство внутри страны.

 

 

Структура органов власти в РФ

Законодательная власть в РФ

В России постоянно действует двухпалатное федеральное собрание – представительный и законодательный государственный орган.

Верхняя и нижняя палаты федерального собрания имеют как общие, так и отдельные функции.

Функции палат Федерального собрания

 

Исполнительная власть в РФ

Исполнительную власть в РФ осуществляет правительство. Оно возглавляет осуществление исполнительной власти на всей территории страны.

К другим функциям правительства РФ относится:

  1. Составление федерального бюджета, передача его Государственной думе и контроль за его исполнением.
  2. Контроль за единством финансовой, кредитной и денежной политики в России.
  3. Осуществление политики государства в области социального обеспечения, науки, культуры, экологии, здравоохранения и т.д.
  4. Осуществление мер, направленных на безопасность страны, увеличение ее обороноспособности.
  5. Реализация внешней политики.

Полномочия правительства РФ

Судебная власть в РФ

Судебная власть – это вид власти, связанный с осуществлением правосудия на основе законодательства страны.

Судебная власть в РФ действует согласно определенным принципам:

  1. Правосудие может осуществляться только судом.
  2. Строгое соответствие конституции и законодательству РФ.
  3. Судьи независимы, законом обеспечено невмешательство кого бы то ни было в осуществление правосудия. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, а также быть депутатом.
  4. Рассмотрение дел в большинстве случаев ведется коллегиально.
  5. На судебном процессе обязателен принцип состязательности, при этом стороны судебного процесса имеют равные права.
  6. В РФ действует презумпция невиновности, то есть правило, согласно которому человек не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана.
  7. Недопустимо повторное осуждение за одно и то же преступление.
  8. Обе стороны судебного процесса имеют право пользоваться помощью квалифицированных юристов.

 

Институт президентства в РФ

Президент – это выборный глава государства. Формально он не относится ни к одной из ветвей власти, его задача – обеспечивать согласованную работу всех органов власти.

Требования к кандидату в президенты РФ: гражданин РФ, постоянно проживающий на территории страны в течение 10 лет, в возрасте не моложе 35 лет.

Особенности статуса президента в РФ:

  • Избирается на определенный срок – 6 лет.
  • Пользуется неприкосновенностью.

Президент обладает рядом полномочий, с помощью которых выполняет обязанности главы государства:

  1. Правотворческая деятельности (издание указов и распоряжений), право законодательной инициативы. Право вето.
  2. Предоставление гражданства РФ и политического убежища иностранным гражданам.
  3. Назначение представителей президента РФ в федеральных округах.
  4. Назначение выборов в Государственную Думу.
  5. Назначение представителя Правительства РФ.
  6. Выдвижение кандидатов на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
  7. Выполнение функций Верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ.
  8. Руководит внешней политикой РФ.
Текст: Дана Донецкая, 13.3k 👀

Задание EO2002s

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов в обеих палатах проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Президент также не имеет права роспуска парламента.» Варианты ответов:
  1. Власть
  2. Юридическая сила
  3. Государство
  4. Голосование
  5. Законопроект
  6. Форма государственного устройства
  7. Выборный
  8. Отлагательное вето
  9. Политический режим
А Б В Г Д Е

Под буквой «А» ставим государство – ведь президент является главой государства, другие слова сюда не подходят. Следующее пропущенное слово – «голосование», что нетрудно определить по словам-подсказкам «избирают» и «всенародным». На месте буквы В ставим «власть» — достаточно устойчивое сочетание «источник власти». В следующем предложении описывается право отлагательного вето – это слово и будет находиться под буквой Г. Буква Д – «законопроект»; это следует из контекста как этого, так и следующего предложения, да и другие слова тут не подходят. В последнем пропуске должно быть сочетание «юридическая сила», которую закон приобретает путем обхода парламентом президентского отлагательного вето.

Ответ: 341852

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1805s

Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными примерами функций: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствие во втором столбце.
ПРИМЕРЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
А) Осуществление надзора за соблюдением законодательства РФ Б) Розыск лиц, скрывающихся от закона В) Охрана общественного порядка Г) Координация работы правоохранительных органов Д) Расследование краж
  1. Прокуратура
  2. Органы внутренних дел

Органы внутренних дел – это полиция; она является органом исполнительной власти и занимается защитой прав, жизни и здоровья граждан, противодействием преступности и обеспечением общественной безопасности. Прокуратуру иногда называют «четвертой ветвью власти»; она занимается надзором за соблюдением законов, рассмотрением связанных с этим обращений граждан, проверками деятельности предприятий, координацией работы правоохранительных органов. Зная это, можно с легкостью выполнить задание; к функциям прокуратуры относятся примеры А и Г, а все остальные – функции органов внутренних дел.

Ответ: 21212

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1602s

Что из перечисленного относится к полномочиям Президента РФ? Запишите в ответ цифры, под которыми даны верные утверждения.
  1. Осуществление управления федеральной собственностью (правит.114)
  2. Формирование Совета Безопасности России (през.83)
  3. Назначение на должность Председателя Счетной Палаты (госдума 103)
  4. Назначение выборов Государственной Думы (през 84)
  5. Назначение на должность судей Конституционного Суда (совет федерации 102)
  6. Утверждение военной доктрины РФ

Первое неверно, поскольку это относится к полномочиям Правительства (114 статья Конституции). А вот второе, согласно 83 статье Конституции, находится в ведении Президента. Третье, по 103 статье Конституции, относится к деятельности Государственной Думы. Четвертое, согласно 84 статье основного закона – полномочие Президента. Пятое относится к полномочиям Совета Федерации (102 статья Конституции), а шестое, согласно 83 статье – к полномочиям Президента.

Ответ: 246

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1506s

Президент в стране Х возглавляет исполнительную ветвь власти. Какие еще положения подтверждают то, что страна Х – президентская республика? Запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Субъекты страны Х наделены значительной политической самостоятельностью.
  2. Правительство не несет ответственности перед парламентом.
  3. Президент избирается населением в ходе всеобщих выборов.
  4. Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.
  5. Правительство формируется президентом.

Первое неверно, поскольку это говорит о федеративном устройстве государства, но не о типе республики. А вот второе верно – правительство было бы ответственно перед парламентом в случае парламентской республики, а так оно ответственно перед президентом. Третье также верно, потому что при парламентской республике президент избирался бы членами парламента. Четвертое неверно, поскольку правительство формируется президентом, что сказано в 5 утверждении.

Ответ: 235

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1505s

Гражданин выдвинул свою кандидатуру на пост Президента РФ, однако комиссия отказала ему в регистрации. Какие из приведенных положений могли послужить причинами для отказа? Запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Гражданину 31 год.
  2. У гражданина нет высшего образования в области политологии.
  3. Гражданин проживает в РФ 8 лет.
  4. Гражданин по вероисповеданию католик.
  5. Гражданин не женат.

Согласно 81 статье Конституции, стать Президентом РФ может гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 10 лет. При этом для кандидатов не устанавливается образовательный ценз – то есть наличие высшего образования не обязательно. Пунктов о вероисповедании и семейном положении в списке обязательных требований к кандидатам тоже нет. Значит, верны 1 и 3 положения – гражданин моложе нужного возраста и проживает в стране меньше, чем того требует закон.

Ответ: 13

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1406s

Установите соответствие между полномочиями Президента РФ и Правительства РФ: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТ ВЛАСТИ
А) Разработка федерального бюджета Б) Назначение выборов в Государственную Думу В) Подписание международных договоров и ведение внешней политики Г) Обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики Д) Подписание и обнародование федеральных законов
  1. Президент РФ
  2. Правительство РФ
А Б В Г Д

Согласно 114 статье Конституции, Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета и обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Все остальные полномочия, в соответствии с 84 и 86 статьями Конституции РФ, находятся в ведении Президента РФ.

Ответ: 21121

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1405s

Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их полномочиями: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
А) Утверждение изменения границ между субъектами РФ Б) Объявление амнистии В) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации Г) Назначение выборов Президента РФ Д) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности
  1. Совет Федерации
  2. Государственная Дума
А Б В Г Д

Выполнить такое задание сложно, если не выучить полномочия палат. Согласно 102 статье Конституции РФ, к ведению Совета Федерации из данного списка относится утверждение изменения границ между субъектами РФ и назначение выборов Президента РФ. Все остальные пункты, в соответствии со 103 статьей Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

Ответ: 12212

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1401s

Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они выполняют: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) Осуществление помилования Б) Изменение границ между субъектами РФ В) Разработка федерального бюджета Г) Управление федеральной собственностью Д) Назначение на должность Председателя ЦБ РФ 1) Совет Федерации 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Президент РФ
А Б В Г Д

Как видим, выполнить такое задание, не имея четкого представления о полномочиях субъектов власти, очень сложно, поэтому все это нужно хорошо выучить. Осуществление помилования относится к полномочиям Президента – это указано в 89 статье Конституции. Изменение границ между субъектами РФ – одно из полномочий Совета Федерации (102 статья Конституции). Разработкой федерального бюджета занимается Правительство, что указано в 114 статье Конституции. Управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства (та же 114 статья). А вот назначение на должность Председателя ЦБ РФ относится к ведению Государственной Думы (103 статья Конституции).

Ответ: 41223

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1305s

Из приведенных ниже положений выберите те, которые относятся к полномочиям Правительства РФ, и запишите в ответ цифры, под которым они даны.
  1. Назначение выборов Президента Российской Федерации
  2. Разработка федерального бюджета
  3. Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики
  4. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
  5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Назначение выборов входит в ведение Совета Федерации, поэтому первое неверно. А вот второе верно – согласно 114 статье Конституции, это относится к полномочиям Правительства. Третье также находится в ведении Правительства, а вот четвертое и пятое, согласно 103 статье Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

Ответ: 23

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1304s

Из приведенных ниже утверждений о Федеральном Собрании РФ выберите верные и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации.
  2. Федеральное Собрание – нижняя палата парламента РФ.
  3. Состав Федерального Собрания избирается по пропорциональной системе.
  4. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган.
  5. В Федеральное Собрание входит 450 членов.

Федеральное Собрание – парламент РФ; первое утверждение верно, поскольку это – представительный и законодательный орган нашей страны. Второе ошибочно; нижняя палата парламента – Государственная Дума. Третье тоже неверно: по пропорциональной системе избирается лишь состав Государственной Думы, а в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта страны. Четвертое верно согласно 99 статье Конституции. А вот пятое неправильно: 450 депутатов входит только в Государственную Думу.

Ответ: 14

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1301s

Из тех партий, которые набирают большинство голосов на парламентских выборах в стране Х, впоследствии формируется правительство. Найдите в списке черты, подтверждающие, что в стране Х действует пропорциональная система парламентских выборов, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  1. Количество мест, которые партия получает в парламенте, зависит от процента голосов, полученных ею на выборах.
  2. Партии, не прошедшие процентный барьер, не получают места в парламенте.
  3. Независимые, беспартийные кандидаты также имеют право выдвинуть свою кандидатуру на выборы.
  4. Для избрания необходимо получить большинство голосов, при получении меньшинства голосов мест в парламенте партия не получает.
  5. Возможно применение системы абсолютного или относительного большинства голосов.

При пропорциональной избирательной системе голосование проходит по партийным спискам; исходя из процента набранных голосов партии получают соответствующее количество мест в парламенте. Однако для того, чтобы пройти в парламент, необходимо преодолеть определенный процентный барьер, то есть получить минимальное для прохождения в парламент число голосов – например, на выборах Государственной Думы он составляет 7%. Исходя из всего этого, видно, что верны первое и второе утверждения. Остальные утверждения характеризуют мажоритарную систему, при которой побеждает единственный кандидат, набравший большинство голосов – причем большинство может быть как абсолютным, так и относительным.

Ответ: 12

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1106s

Выберите в списке те социальные роли, которые может выполнять гражданин Российской Федерации в возрасте 18-20 лет. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.
  1. Мировой судья
  2. Супруг
  3. Военнослужащий срочной службы
  4. Избиратель
  5. Губернатор

Это задание на первый взгляд кажется несложным, однако важно помнить, что по российскому законодательству мировым судьей можно стать только с 25 лет, а губернатором – с 30. Вступать в брак граждане могут с 16 лет, на военную службу призываются с 18 лет, избирателем можно также стать по наступлении 18. Следовательно, верны второе, третье и четвертое положения.

Ответ: 234

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Вся теория

Природное и общественное в человекеМировоззрение, его виды и формыЗнание и виды знания. Истина и ее критерии.Мышление и деятельностьПотребности и интересыСвобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственностьСистемное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты обществаПонятие культуры. Формы и разновидности культурыНаука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиОбразование и его значение для личности и обществаРелигия. МоральИскусствоМоральОбщественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI векаЭкономика и экономическая наукаФакторы производства и факторные доходыЭкономические системыРынок и рыночный механизм. Спрос и предложениеПостоянные и переменные издержкиФинансовые институты. Банковская системаПредпринимательствоЦенные бумагиРынок труда. БезработицаИнфляция: виды, причины и последствияЭкономический рост и развитие. ВВП.Роль государства в экономикеНалогиГосударственный бюджетМировая экономикаСоциальная стратификация и мобильностьСоциальные группыЭтнические общности и нацииСоциальный конфликтВиды социальных норм. Социальный контрольПонятие власти. Государство и его функцииПолитический процесс. Политическое участиеПолитическое лидерствоПраво в системе социальных нормСистема российского права. Законотворческий процессПонятие и виды юридической ответственностиОсновы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство РФ о выборахСубъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные праваОрганизационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельностиПорядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договораСемейные правоотношения Особенности Административной юрисдикцииПраво на благоприятную окружающую среду и способы его защитыОтрочество – особая пора жизниСемья и семейные отношенияЧеловек. Загадка человекаСемейное хозяйствоСвободное времяРодинаГосударственные символы РоссииМы – многонациональный народТруд в обществеГражданин РоссииТруд и творчествоЧеловек в социальном измеренииИндивидуальность – плохо или хорошо?Человек познает мирУчимся узнавать и оценивать себяНа пути к жизненному успехуЧеловек среди людей. Межличностные отношенияПоощрение и наказаниеОбщениеНравственные основы жизни. Человек славен добрыми деламиБудь смелымПрава и обязанности гражданСфера духовной культуры. Сфера духовной жизниОтклоняющееся поведениеДеньги и их функцииПолитические режимыГражданское общество и государствоКто стоит на страже законаПрава и свободы человека и гражданинаУголовно-правовые отношенияСоциальные права человекаМеждународно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образованияЧеловек — часть природыОсновные отрасли права. Разновидности правовых норм.Слагаемые успеха в бизнесеДемографическая ситуация в современной России