Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность | теория по обществознанию 🙆 человек и общество

Свобода – одна из основных категорий философии. У данного термина множество трактовок и определений.

В широком смысле свобода – это возможность человека беспрепятственно действовать, реализовывать свои интересы и потребности.

Свобода и необходимость

Стремление к абсолютной, ничем не ограниченной свободе, для человека естественно, однако в XVIII веке Томас Гоббс впервые заговорил о необходимости ограничения свободы каждого отдельного человека. Именно Т. Гоббс впервые проанализировал состояние абсолютной свободы и сформулировал теорию общественного договора. Мыслитель пришел к выводу, что, если каждый человек будет обладать абсолютной свободой, то в мире наступит «война всех против всех», человечество уничтожит само себя. Чтобы избежать войны и самоуничтожения, люди вынуждены ограничивать свою свободу и частично передавать право управления собой одному человеку или группе лиц. Т. Гоббс считал, что именно так появились первые человеческие государства, люди получили возможность существовать цивилизованно, а взамен – утратили часть свобод.

Для того, чтобы лучше понять феномен свободы личности, важно разобраться в противоречии волюнтаризма («воля») и фатализма («необходимость»).

Противоречие между волей и необходимостью

Волюнтаризм

Фатализм

Основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач. Признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни. Вера в предопределение. Вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально. Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим).

Согласно идеям волюнтаризма, основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач. Волюнтаризм – признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни. Тот, кто действует в духе волюнтаризма, не считается с объективными законами мироздания, произвольно решает вопросы о жизни общества, исходя исключительно из своих желаний. Волюнтаризмом можно назвать желание Петра I уподобить быт русского дворянства европейскому. Бритье бород, ношение европейских платьев и присутствие на ассамблеях не было необходимостью и иногда вступало в противоречие с русскими традициями, однако решающим фактором в «европеизации» русского дворянства стала не объективная необходимость, а воля молодого Императора.

Фатализм часто понимается как вера в предопределение, рок, судьбу или Божий замысел. Последователи идей фатализма верят, что мир – то единый организм или механизм, работа которого четко организована. В мире нет места случайностям, все процессы в нем объективны (то есть не зависят от сознания человеке) и закономерны, одно вытекает из другого. То есть, согласно представлениям фаталистов, вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально. Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим). При таком подходе оказывается, что свободы выбора у человека нет, мир предсказуем, в нем господствует жесткая необходимость на всех этапах существования. Для наглядности примера снова обратимся к желанию Петра I европеизировать быт русского дворянства и в общих чертах объясним все произошедшее с помощью детерминизма: в силу объективных причин Петр I рос в селе преображенском и общался с иностранцами, это взрастило в нем интерес к европейской культуре. Во время «великого посольства» этот интерес возрос, и вполне естественно, что молодой, деятельный царь захотел сделать свой двор похожим на европейский. Правитель обладал жестким характером (отчасти из-за необходимости противостоять царевне Совье в борьбе за власть), мало кто из дворян осмеливался ему перечить, поэтому изменение быта русского дворянства было неизбежным.

В XVII веке жил и работал и Бенедикт Спиноза, который сформулировал следующий тезис: «свобода есть осознанная необходимость». Во всей природе нет свободы, все в ней подчинено жесткой необходимости. Так и человек не абсолютно свободен, он понимает, что для выживания должен подчиняться государственным законам, соответствовать набору своих социальных ролей и т.д. Но Б. Спиноза также считал, что человек, познавая, может обрети свободу. И хотя люди не могут изменить естественный ход вещей, они в силах организовать свою деятельность в соответствии с ним и таким образом превратиться из «раба» мира в его «господина». Если вдуматься, то вся наша жизнь построена на умении человека совладать с объективными природными процессами: мы не можем изменить природу электричества, но успешно пользуемся им, не можем изменить естественный процесс роста растений, но, зная его тонкости, можем вырастить наиболее подходящую для нас пищу.

Если принять за истину все вышесказанное о необходимости, то возникает проблема свободы личности. Она заключается в том, что, если причина всех действий – необходимость, а случайности играют второстепенную роль, то новых возможностей не сущесвтует, и человек, постоянно действующий в соответствии с необходимостью, превращается в автомат, робота, который действует по заранее заданному алгоритму. Проблема свободы личности является центральной в работах знаменитых философов: Николая Бердяева, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра.

Н.А. Бердяев, пытаясь решить эту проблему, пришел к выводу, что свобода человека состоит в способности создавать что-то новое, в самовыражении через творчество.

Способность к творчеству, а, следовательно, и возможность быть свободным, вытекает из двуединства человеческого бытия: с одной стороны, человек подчиняется объективным законам природы, с другой – может абстрагироваться от них, взглянуть на себя и мир со стороны. Только человек способен задать вопрос «Что это?». Таким образом, человек вынужден действовать в соответствии с необходимостью, неизбежно подчиняться законам природы и общества, но он же, обладая свободной волей, может прервать необходимость и цепь причинно-следственных связей. Пример человека, который максимально освободился от объективных законов бытия – аскет. Аскетизм предполагает сведение к минимуму контакты с обществом, строгие ограничения в питании и в одежде. Верхом добродетели в некоторых религиозных течениях Индии считается полный отказ от еды – сознательное прерывание необходимости питаться.

То есть свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.

Противоречие между личностью и обществом в вопросе свободы порождает разные модели поведения:

  1. Открытый конфликт с обществом (такое поведение может быть характерным для последователей анархизма – системы идей, полностью отрицающей любую необходимость).
  2. Бегство от мира (не найдя себя в обществе, человек может встать на путь духовного самопознания, став монахом или аскетом).
  3. Приспособление к миру, добровольный отказ от стремления к свободе (этот путь выбирает большинство людей).

Свобода и ответственность

В реальности свобода чаще всего проявляется в возможности выбрать линию поведения. И за свой выбор человек несет ответственность.

Свобода действий всегда предполагает ответственность перед обществом. Таким образом свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.

Свобода – это возможность поставить цель. Чем выше цель действия, чем лучше человек понимает объективные условия, тем полнее реализуется свобода в человеческой деятельности. Ответственность, в свою очередь, предполагает необходимость осознавать объективные условия и умение выбрать наиболее оптимальные, обоснованные пути достижения цели.

Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

По мере развития личности и демократизации общества вектор направленности ответственности смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (личная ответственность). Однако развитие свободы означает и увеличение ответственности за свой выбор. Не каждый человек готов выдержать груз ответственности: появляется новая проблема, которую немецкий философ Эрих Фромм назвал «бегством от свободы».

Таким образом свобода – это очень противоречивый феномен человеческой жизни, который может быть как великим даром, так и тяжелым бременем.

Текст: Дана Донецкая, 7k 👀

Задание EO2401s

Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения? Всегда ли эгоизм и эгоцентризм, по Вашему мнению, влекут противоправное поведение? Поясните свой ответ. Может ли, по Вашему мнению, альтруистическое поведение быть противоправным? Поясните свой ответ.

Если само право — это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос — соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно… Таким образом, юридический интерес к поведению — это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего — с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно — социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм — это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

(А.Б. Венгеров)


Давайте вспомним различия между эгоизмом и альтруизмом. Эгоист делает все «для себя», исходя из собственных потребностей и желаний, не заботясь об интересах других людей. Альтруист, наоборот, делает все «для других» и думает в первую очередь о желаниях окружающих, о некоем общем благе. В ответе на первую часть вопроса можно указать, что эгоизм и альтруизм различаются именно отношением к окружающим людям – деятельностью, осуществляемой «для себя» и «для других».

Во второй части вопроса нужно сказать, всегда ли эгоизм и эгоцентризм противоправны. Давайте вспомним разницу между этими двумя понятиями: эгоизм – это такая черта характера, при которой человек ставит свои интересы выше всего остального, а эгоцентризм – это способ мышления, для которого характерно то, что человек считает свое мнение по любому вопросу единственно верным. Во многих случаях поведение эгоиста оказывается далеко от принципов морали и бескорыстия, однако такой образ мышления не так часто оказывается причиной противоправного поведения. Человек может быть эгоистом и не совершать ничего противоправного; также он может проявлять свою черту характера только в общении с другими людьми, которое не регулируется нормами права.

Альтруистическое поведение, при котором поступки совершаются во имя общего блага, напротив, иногда может идти вразрез с правовыми нормами. Что-то может быть хорошо для какой-то части общества, к которой принадлежит человек, но плохо для другой части общества, или же человек может субъективно интерпретировать понятие «общего блага». Наконец, человек может пойти на правонарушение ради других людей – например, в повести «Судьба человека» главный герой убивает солдата, который хотел сдать соотечественника немцам. Никто не сомневается в том, что это было сделано для спасения жизней тех, кого он мог сдать, однако было совершено правонарушение – убийство.

Итак, ответ может выглядеть следующим образом:

Мотивы эгоистического и альтруистического поведения различаются тем, что эгоизм подразумевает совершение поступков «для своего блага», а альтруим – «для общего блага».

Эгоизм и эгоцентризм не всегда влекут за собой противоправное поведение; часто они проявляются только в межличностном общении, не регулируемом правовыми нормами.

Альтруистическое поведение может быть причиной нарушения правовых норм, так как понимание «общего блага» может не соответствовать нормам права, а также человек может нарушить их ради какого-либо «общего блага».

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO2001s

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности». Варианты ответов:
  1. Природа
  2. Потребность
  3. Деятельность
  4. Естественный
  5. Индивид
  6. Индивидуальность
  7. Духовный
  8. Глобальный
  9. Социальный
А Б В Г Д Е

Прочитав текст, легко определить, что его основная тема – деятельность. Именно это слово и нужно вставить в первом пропуске; на это указывает как местоимение «она», так и то, что у нее есть мотивы. В следующий пропуск вставляем слово «потребность» — потребности лежат в основе деятельности и их можно удовлетворять. Под буквой В будет слово «индивид»; «индивидуальность» тут не подходит, так как дальше речь идет о социальной группе и обществе в целом. Биологическая природа человека вызывает естественные потребности – под буквой Г ставим «естественный». Дальше речь идет о социальных потребностях, связанных с общественными отношениями. На месте последнего пропуска должно быть «духовный» — духовные потребности связаны с познанием мира.

Ответ: 325497

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0503s

Установите соответствие между видами девиантного поведения и приведенными примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А) Ученик 6 класса собирает коллекцию марок. Б) Медсестра в свободное время берет уроки живописи. В) Футбольный болельщик затеял драку на стадионе. Г) 16-летний молодой человек интересуется историей и посещает лекции известных историков, организуемые в городе. Д) Граждане злоупотребили алкоголем и шумно вели себя на пляже, не реагируя на замечания.
  1. Позитивное
  2. Негативное
Ответы занесите в таблицу
А Б В Г Д

Как мы знаем, негативное девиантное поведение вызывает осуждение окружающих и может даже нанести ущерб другим людям; позитивное девиантное поведение просто не соответствует определенным стандартам, принятым нормам – многие воспринимают его как что-то необычное, но не осуждают.

Собирание марок, о котором говорится в первом примере – довольно необычное хобби для школьника, однако люди вряд ли станут его осуждать. То же можно сказать и про медсестру, берущую уроки живописи – это необычно, но ни в коем случае не плохо. А вот драка на стадионе – яркий пример негативного девиантного поведения. Посещение лекций – тоже довольно нестандартное, но позитивное поведение. Ну и пример о шумном поведении, без сомнений, относится к негативному поведению.

Ответ: 11212

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0406s

Выберите в списке характеристики, относящиеся к деятельности человека, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Деятельность бывает материальной и духовной.
  2. Деятельность человека полностью определяется рефлексами.
  3. Примерами видов деятельности являются игра, труд, творчество.
  4. Деятельность животных, как и деятельность человека, обусловлена потребностью в изменении окружающей среды.
  5. Деятельность помогает человеку реализовать различные потребности, в том числе познавательные и духовные.

Деятельность – это определенная активность, которая порождается разнообразными потребностями и направлена на преобразование окружающего мира. Она бывает материальной (направленной на создание материальных вещей и ценностей) и духовной (направленной на создание научных, художественных ценностей); следовательно, первое высказывание верно. Деятельность людей не определяется рефлексами: она имеет определенные мотивы и цели, поэтому вторая характеристика не подходит.

Игра, труд, творчество – яркие примеры видов деятельности; также к ним можно отнести, например, общение и обучение. Третье высказывание верно. Деятельность людей носит созидательный и преобразовательный характер, а вот деятельность животных – нет; они могут только подстраиваться под окружающую среду, поэтому четвертая характеристика неверна. Осталось пятое высказывание, которое является верным: потребности лежат в основе формирования мотива деятельности и они могут быть самыми разными: от физиологических до социальных, познавательных и эстетических.

Ответ: 135

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Вся теория

Природное и общественное в человекеМировоззрение, его виды и формыЗнание и виды знания. Истина и ее критерии.Мышление и деятельностьПотребности и интересыСистемное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты обществаПонятие культуры. Формы и разновидности культурыНаука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиОбразование и его значение для личности и обществаРелигия. МоральИскусствоМоральОбщественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI векаЭкономика и экономическая наукаФакторы производства и факторные доходыЭкономические системыРынок и рыночный механизм. Спрос и предложениеПостоянные и переменные издержкиФинансовые институты. Банковская системаПредпринимательствоЦенные бумагиРынок труда. БезработицаИнфляция: виды, причины и последствияЭкономический рост и развитие. ВВП.Роль государства в экономикеНалогиГосударственный бюджетМировая экономикаСоциальная стратификация и мобильностьСоциальные группыЭтнические общности и нацииСоциальный конфликтВиды социальных норм. Социальный контрольПонятие власти. Государство и его функцииПолитический процесс. Политическое участиеПолитическое лидерствоОрганы государственной власти Российской ФедерацииПраво в системе социальных нормСистема российского права. Законотворческий процессПонятие и виды юридической ответственностиОсновы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство РФ о выборахСубъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные праваОрганизационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельностиПорядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договораСемейные правоотношения Особенности Административной юрисдикцииПраво на благоприятную окружающую среду и способы его защитыОтрочество – особая пора жизниСемья и семейные отношенияЧеловек. Загадка человекаСемейное хозяйствоСвободное времяРодинаГосударственные символы РоссииМы – многонациональный народТруд в обществеГражданин РоссииТруд и творчествоЧеловек в социальном измеренииИндивидуальность – плохо или хорошо?Человек познает мирУчимся узнавать и оценивать себяНа пути к жизненному успехуЧеловек среди людей. Межличностные отношенияПоощрение и наказаниеОбщениеНравственные основы жизни. Человек славен добрыми деламиБудь смелымПрава и обязанности гражданСфера духовной культуры. Сфера духовной жизниОтклоняющееся поведениеДеньги и их функцииПолитические режимыГражданское общество и государствоКто стоит на страже законаПрава и свободы человека и гражданинаУголовно-правовые отношенияСоциальные права человекаМеждународно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образованияЧеловек — часть природыОсновные отрасли права. Разновидности правовых норм.Слагаемые успеха в бизнесеДемографическая ситуация в современной России