Социальные группы | теория по обществознанию 🙆 социальные отношения

Социальная группа – одна из главных составляющих социальной структуры.

Люди, состоящие в социальной группе, взаимодействуют между собой в ее пределах, а также участвуют в межгрупповых отношениях. Эти взаимодействия определяют социализацию личности, то есть включенность личности в социальное взаимодействие.

Разновидности социальных групп

Социальная группа – это совокупность людей, объединенных по тому или иному признаку. Например, таким признаком может быть сходство условий жизнедеятельности людей (жители городов, жители деревень и сел), общность потребностей людей (потребители бытовой техники, спортивного снаряжения и т.д.), совместная деятельность (волонтеры, менеджеры, инженеры и т.д.), самопричисление людей к конкретной общности (христиане, атеисты и т.п.) и многое другое.

Классификация социальных групп

Малые и большие социальные группы

В зависимости от плотности связей между людьми, а также от величины группы выделяют большие и малые социальные группы

Большие социальные группы – это группы людей, объединенных одним социально-значимым признаком, в которых состоят более нескольких десятков человек.

Например, люди, принадлежащие к одному вероисповеданию или одной партии, или люди одной профессии будут составлять большую социальную группу.

Характерный признак большой социальной группы состоит в том, что конкретный ее член никогда не сможет вступить в контакт со всеми остальными. Например, один христианин никогда не сможет познакомиться со всеми христианами, а один инженер – со всеми инженерами страны и тем более мира, однако с некоторыми членами своей группы христианин или инженер могут контактировать, причем эти контакты могут быть очень обширными.

Малые социальные группы состоят из людей, объединенных общей деятельностью, находящихся в непосредственном личном контакте. Малые группы подразделяют на:

а) Первичные группы, которые характеризуются:

— непосредственными межличностными контактами членов группы;

— высокий уровень эмоциональной привязанности членов группы друг к другу;

— именно через эти группы индивид получает первую социализацию, усваивает ценности, идеалы общества, в котором ему предстоит жить.

Примером малой социальной группы может быть семья или группа лучших друзей. Каждый член этих групп тесно общается с другими, может обратиться к ним за моральной поддержкой, такая группа оказывает моральное влияние на каждого своего члена.

б) Вторичные группы, которые характеризуются:

— необязательностью эмоциональных отношений между членами группы;

— общей целью, ради которой осуществляется взаимодействие;

— черты личности в такой группе не имеют значения, если личность хорошо выполняет свои функции.

Пример вторичной социальной группы – крупный рабочий коллектив, у которого есть общая цель – благополучие предприятия. У каждого члена этой группы есть свои обязанности. Между членами рабочего коллектива могут существовать дружеские, доверительные отношения, но это – необязательное условие для качественной работы.

Формальные и неформальные группы

В зависимости от того, обладают ли группы официальным юридическим статусом, их делят на формальные и неформальные.

Вид группы Формальные группы Неформальные группы
Определение Объединение людей, построенное на основе специальных документов: уставов, служебных инструкций, деклараций и других. Объединение людей, которое сложилось и функционирует спонтанно, его деятельность не регламентирована никакими официальными документами.
Признаки Члены этой группы: — настроены на достижение общей цели, выполнение какого-либо вида деятельности; — находятся в формальном иерархическом соподчинении; — имеют четкую спецификацию, каждый выполняет свою работу; — не обязаны поддерживать друг с другом никаких отношений, кроме рабочих. — отношения внутри группы определяются индивидуальными особенностями ее членов; — группа функционирует на основе общих целей или интересов; —  поведение членов группы, как правило, регламентируется неписанными правилами; — скрепление группы происходит за счет авторитета ее лидера.
Примеры — Производственный коллектив. — Спортивная команда. — Воинское подразделение. — Компания друзей. — Неформальный клуб поклонников артиста/певца.  

Социальные процессы в современной России ( 10 класс)

В ходе развития демократических и рыночных реформ со­циальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современ­ном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главны­ми критериями становятся уровень доходов, владение собс­твенностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Во-вторых, сложился довольно многочисленный пред­принимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть высшего хозяйствен­но-экономического класса, но и в ряде случаев входят в поли­тическую элиту страны. Переход к рыночной экономике поро­дил качественно новые статусные группы, обладающие эконо­мической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии. В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-про­фессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, фи­нансово-банковской, управленческой, юридической и некото­рых других видов деятельности (реклама, маркетинг, опера­ции с недвижимостью и т. д.).

Молодежь в современном обществе ( 11 класс)

Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние. Примерно столетие назад началось научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека. Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте. Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11–15 лет, а ранним юношеским – 16–18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen–nineteen).

Молодежь как социальная группа ( 10-11 класс)

Молодежь – это группа, объединенная на основе социального и демографического признака, характеризуется определенными возрастными характеристиками (люди от 16 до 25 лет).

Именно в возрасте 16 – 25 лет окончательно формируется личность человека, завершается его социализация. Это период, когда человек становится социально-зрелым, самостоятельным, входит в мир взрослый людей и адаптируется к нему.

Молодежь как социальная группа имеет ряд социальных особенностей:

  • необходимость освоения новых социальный ролей (усвоение и принятие социальных стереотипов и норм поведения, принятых в обществе);
  • большие возможности для социальной мобильности (перспективы профессионального роста, возможность получения образования);
  • неустойчивость, переходность положения («поиск себя», частая смена работы, получение образования).

Кроме того, молодежь отличается специфическим набором психологических качеств:

  • противоречивость внутреннего мира (связана с тем, что мировоззрение личности в этот период сложилось еще не до конца);
  • неустойчивая психика, высокий уровень эмоциональности;
  • низкая толерантность (отсутствие терпимости, радикальность взглядов);
  • желание выделиться из толпы, отличаться от остальных;
  • наличие молодежной субкультуры.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте ( 10-11 класс)

Подростковый возраст – это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11 – 12 и продолжается до 16 – 17 лет – периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско – школьного статуса, с другой. Происходит становление мировоззрения молодого человека. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Итак, социальные роли юношества: ребенок для родителей; ученик для преподавателя; лидер в группе сверстников; призывник для военкомата; спортсмен в секции; старший брат или сестра и др.

Молодежная субкультура ( 10 класс)

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат, sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо). Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др.). В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.

Кто может быть лидером? (6 класс)

Чаще всего лидер принимает на себя руководство коллективом или же группой ребят. Человек в группе играет разные роли. Самым интересным является то, что каждая из ролей дает возможность человеку проявить себя с той или другой стороны. Истинного лидера выдвигает группа ребят — класс, секция, кружок. Он увлекает людей за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.
Текст: Дана Донецкая, 12k 👀

Задание EO0221D

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов). Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.
Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно понимать понятие «социальная группа» и знать, какие существуют виды социальных групп. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие интересы или социальный признак, одинаковые ценности и нормы поведения. Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные. К официальным относятся: трудовой коллектив, школьный класс, члены объединений и товариществ. К неофициальным можно отнести группу друзей. Семья – особая социальная группа, которая объединяет в себе признаки официальной и неофициальной. Таким образом, обобщающим для приведенных выше понятий будет понятие «социальная группа».Ответ: социальнаягруппа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO092C52

Запишите слово, пропущенное в таблице.
АГЕНТ (ИНСТИТУТ) СОЦИАЛИЗАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Государство Один из главных агентов вторичной социализации, способствующий формированию и развитию качеств человека как гражданина, субъекта политической жизни
Важнейший агент первичной социализации, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими

Для того, чтобы дать верный ответ, вспомните, какие существуют агенты социализации и в чем заключаются их особенности. Агенты социализации делятся на две группы: Агенты первичной социализации, которые помогают ребенку усвоить первичные моральные нормы, приобрести элементарные навыки самообслуживания, общения, дают обыденные знания об окружающем мире. Важнейший агент первичной социализации – семья. Также к этой категории относятся близкие родственники, друзья, братья и сестры. Агенты вторичной социализации выполняют, как правило одну или две функции, развивая в человеке конкретные качества (школа формирует представление человека о мире и коммуникативные навыки, государство способствует становлению качеств человека как гражданина и т.п.). Таким образом, в таблице пропущено слово «семья».Ответ: семья

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO2502s

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Вспомним определение социальной группы: объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. Или: объективно существующая устойчивая совокупность индивидов, имеющая только ей присущие признаки.

В первом предложении мы можем написать о том, как классифицируются социальные группы.

  • Социальные группы могут классифицироваться в зависимости от их численности, характера взаимодействия их членов между собой, способа организации и регулирования взаимодействия, принадлежности к ним индивидов.
  • В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами.

Во втором предложении можно, как вариант, подробнее рассказать о каких-либо двух типах социальных групп, например:

  • В первичной социальной группе взаимодействие членов отличается высокой эмоциональностью и имеет межличностный характер, а во вторичной взаимодействие носит формальный характер и подчинено достижению определенной общей цели.
  • Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.
  • В малой социальной группе немногочисленные члены хорошо знают друг друга и находятся в прямых взаимоотношениях, а к большим социальным группам могут относиться незнакомые люди, которые занимают одинаковое положение в структуре общества.

Также можно написать о том, что совокупность социальных групп образует социальную структуру общества, или о том, что в течении жизни человек принадлежит к большому числу социальных групп, среди которых – семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив друзей.

Ответ может выглядеть так:

Социальная группа — объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами. Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO2201s

Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)


Сначала авторы рассуждают о процессе социализации вообще, а в предпоследнем абзаце сравнивают прохождение этого процесса в детстве и во взрослом возрасте. Выпишем их точку зрения и вспомним, что мы знаем по теме социализации из курса обществознания. Получаем ответ:

Различия в протекании процессов социализации у детей и взрослых:

  1. В детском возрасте в жизни человека не происходит резких изменений, исключая отдельные случаи, социализация проходит плавно, равномерно, представляет собой процесс накопления новых знаний, ценностей и норм. А во взрослом возрасте на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.
  2. В детском возрасте процесс социализации в основном осуществляется с помощью игр, а во взрослом происходит с помощью других видов деятельности.
  3. В детстве на социализацию большое влияние оказывают агенты первичной социализиации (которыми являются родственники, родители), а во взрослом на первый план выходят агенты вторичной социализации( различные организации, общественные учреждения).
Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1104s

Выберите в списке верные положения о семье в современном обществе. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.
  1. Семья – единственный социальный институт, к функциям которого относится социализация подрастающего поколения.
  2. Возникновение государства повело за собой и возникновение семьи.
  3. Одна из важных функций семьи – организация совместного досуга и общения.
  4. Многодетные семьи встречаются реже, чем мало- и среднедетные.
  5. Семья продолжает выполнять функцию основной производственной ячейки.

Первое положение неверно, ведь социализацией детей занимаются также, к примеру, школа и детский сад. Второе также не подходит – семья возникла гораздо раньше, чем государство. А вот третье верно – досуговая функция для семьи очень важна. То, что многодетных семей сейчас меньше, также верно. Функция основной производственной ячейки, наоборот, семьей не выполняется уже довольно давно.Ответ: 34

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0206s

Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание.

Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты, социальная группа.


Все понятия, перечисленные в задании, подразумевают под собой определенную совокупность людей, объединенную какими-либо общими потребностями или интересами, общей деятельностью, осознанием людей их принадлежности к ней. Это – характеристики социальной группой, которая как раз выступает в роли обобщающего слова для остальных понятий. Школьный класс, семья, компания друзей, сборная команда, студенты – все это примеры разнообразных социальных групп.

Ответ: социальная группа

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO0102s

Запишите слово, пропущенное в схеме (строчными буквами, например: общество).

Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.

Ответ: семьи

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Вся теория

Природное и общественное в человекеМировоззрение, его виды и формыЗнание и виды знания. Истина и ее критерии.Мышление и деятельностьПотребности и интересыСвобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственностьСистемное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты обществаПонятие культуры. Формы и разновидности культурыНаука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиОбразование и его значение для личности и обществаРелигия. МоральИскусствоМоральОбщественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI векаЭкономика и экономическая наукаФакторы производства и факторные доходыЭкономические системыРынок и рыночный механизм. Спрос и предложениеПостоянные и переменные издержкиФинансовые институты. Банковская системаПредпринимательствоЦенные бумагиРынок труда. БезработицаИнфляция: виды, причины и последствияЭкономический рост и развитие. ВВП.Роль государства в экономикеНалогиГосударственный бюджетМировая экономикаСоциальная стратификация и мобильностьЭтнические общности и нацииСоциальный конфликтВиды социальных норм. Социальный контрольПонятие власти. Государство и его функцииПолитический процесс. Политическое участиеПолитическое лидерствоОрганы государственной власти Российской ФедерацииПраво в системе социальных нормСистема российского права. Законотворческий процессПонятие и виды юридической ответственностиОсновы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство РФ о выборахСубъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные праваОрганизационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельностиПорядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договораСемейные правоотношения Особенности Административной юрисдикцииПраво на благоприятную окружающую среду и способы его защитыОтрочество – особая пора жизниСемья и семейные отношенияЧеловек. Загадка человекаСемейное хозяйствоСвободное времяРодинаГосударственные символы РоссииМы – многонациональный народТруд в обществеГражданин РоссииТруд и творчествоЧеловек в социальном измеренииИндивидуальность – плохо или хорошо?Человек познает мирУчимся узнавать и оценивать себяНа пути к жизненному успехуЧеловек среди людей. Межличностные отношенияПоощрение и наказаниеОбщениеНравственные основы жизни. Человек славен добрыми деламиБудь смелымПрава и обязанности гражданСфера духовной культуры. Сфера духовной жизниОтклоняющееся поведениеДеньги и их функцииПолитические режимыГражданское общество и государствоКто стоит на страже законаПрава и свободы человека и гражданинаУголовно-правовые отношенияСоциальные права человекаМеждународно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образованияЧеловек — часть природыОсновные отрасли права. Разновидности правовых норм.Слагаемые успеха в бизнесеДемографическая ситуация в современной России