Мышление и деятельность
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Мышление
Эволюция мышления | |
Первобытный человек | Современный человек |
Предметное мышление, большая роль чувственных впечатлений. | Большое значение обобщений, развитый понятийный аппарат. |
Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:
Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.
Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.
Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.
Мышление – это…
- Естественный процесс, функция мозга;
- отражение объективной действительности в понятиях, суждениях и теориях, которые и составляют высшую ступень познания мира человеком.
Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.
Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.
Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.
Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.

Этапы мышления
Процесс мышления условно делится на три этапа:
- Постановка задачи (формулирование вопроса).
- Поиск оптимального решения.
- Достижение нового знания (то есть принятие решения о дальнейших действиях или окончательное/частичное решение вопроса).
Формы мышления | ||
Понятие | Суждение | Умозаключение |
Выделение и обобщение объектов с помощью указания на их общий отличительный признак. | Утверждение или отрицание чего-либо о предмете. | Выведение из нескольких известных суждений (посылок) нового суждения (следствия). |
Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ
Типы мышления | ||
Образное | Понятийное | Знаковое |
Основано на получении чувственных впечатлений. Решение проблемы – конкретное действие. Свойственно первобытному человеку. | Теоретическое знание, основанное на использовании абстрактных понятий. Свойственно современному человеку. | Знание в форме языковых знаков (сигналов, признаков), каждый из которых заключает в себе познавательный образ того или иного явления, процесса (например, «+» — означает процесс сложения, «-» — процесс вычитания). Применяется в науке. |
Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:
Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.
Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.
Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).
Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.
Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.
Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.
Деятельность
Деятельность – это…
— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.
— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.
Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:
- Создание искусственной среды обитания человека путем приспособления к природным условиям и преобразования их.
- Сознательное целеполагание.
- Воздействие на окружающий мир с помощью специальных орудий труда, с помощью которых расширяются и преумножаются возможности человека.
- Созидательность, продуктивность и творческий характер деятельности.
Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:
Структура деятельности | Субъект – тот, кто действует, от кого исходит активность. |
Объект – то, на что направлено действие. | |
Мотив – сознательное побуждение/потребность, оправдывающее деятельность. | |
Цель – представление об идеальном результате деятельности. | |
Средства – предметы и способы действия, которые используются в ходе деятельности. | |
Действие – составной элемент деятельности, относительно автономный, имеющий конкретную задачу. (Вся деятельность в целом состоит из отдельных действий: поступков, деяний и так далее). | |
Результат – конченый итог деятельности, состояние, в котором удовлетворяется потребность (может отличаться от цели деятельности). |
Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:
Типы деятельности | |||
Игра | Учение | Труд | Общение |
Цель – сама деятельность, отдых и моральное удовлетворение от процесса. — не предполагает создания материального продукта; — происходит в условной ситуации; — в процессе деятельности используются замещающие предметы; — способствует развитию личности. | Цель – приобретение новых знаний. Формы учения: — Организованное (в образовательных учреждениях). — Неорганизованное (в других видах деятельности). — Самообразование. | Цель – достижение практического результата. Характерные черты: — Целесообразность; — Нацеленность на конкретный результат; — Необходимость знаний и умений; — Преобразование внешней среды. | Цель – обмен деятельностью, опытом, информацией. Общение – одно из необходимых условий для развития общества, в процессе общения передается социальный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, происходит формирование личности и ее социализация личности. |
Полина Белинская | 📄 Скачать PDF |