👀 280 |

Мышление и деятельность

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Мышление

Эволюция мышления

Первобытный человекСовременный человек
Предметное мышление, большая роль чувственных впечатлений.Большое значение обобщений, развитый понятийный аппарат.

Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:

Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.

Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.

Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.

Мышление – это…

  • Естественный процесс, функция мозга;
  • отражение объективной действительности в понятиях, суждениях и теориях, которые и составляют высшую ступень познания мира человеком.

Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.

Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.

Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.

Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.

Этапы мышления

Процесс мышления условно делится на три этапа:

  • Постановка задачи (формулирование вопроса).
  • Поиск оптимального решения.
  • Достижение нового знания (то есть принятие решения о дальнейших действиях или окончательное/частичное решение вопроса).

Формы мышления

ПонятиеСуждениеУмозаключение
Выделение и обобщение объектов с помощью указания на их общий отличительный признак.Утверждение или отрицание чего-либо о предмете.Выведение из нескольких известных суждений (посылок) нового суждения (следствия).

Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ

Типы мышления

ОбразноеПонятийноеЗнаковое
Основано на получении чувственных впечатлений. Решение проблемы – конкретное действие. Свойственно первобытному человеку.Теоретическое знание, основанное на использовании абстрактных понятий. Свойственно современному человеку.Знание в форме языковых знаков (сигналов, признаков), каждый из которых заключает в себе познавательный образ того или иного явления, процесса (например, «+» — означает процесс сложения, «-» — процесс вычитания). Применяется в науке.

Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:

Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.

Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.

Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).

Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.

Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.

Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.

Деятельность

Деятельность – это…

— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.

— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.

Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:

  1. Создание искусственной среды обитания человека путем приспособления к природным условиям и преобразования их.
  2. Сознательное целеполагание.
  3. Воздействие на окружающий мир с помощью специальных орудий труда, с помощью которых расширяются и преумножаются возможности человека.
  4. Созидательность, продуктивность и творческий характер деятельности.

Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:

 

 

Структура деятельности

Субъект – тот, кто действует, от кого исходит активность.
Объект – то, на что направлено действие.
Мотив – сознательное побуждение/потребность, оправдывающее деятельность.
Цель – представление об идеальном результате деятельности.
Средства – предметы и способы действия, которые используются в ходе деятельности.
Действие – составной элемент деятельности, относительно автономный, имеющий конкретную задачу. (Вся деятельность в целом состоит из отдельных действий: поступков, деяний и так далее).
Результат – конченый итог деятельности, состояние, в котором удовлетворяется потребность (может отличаться от цели деятельности).

Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:

Типы деятельности

ИграУчениеТрудОбщение
Цель – сама деятельность, отдых и моральное удовлетворение от процесса.

— не предполагает создания материального продукта;

— происходит в условной ситуации;

— в процессе деятельности используются замещающие предметы;

— способствует развитию личности.

 

 

Цель – приобретение новых знаний.

Формы учения:

— Организованное (в образовательных учреждениях).

— Неорганизованное (в других видах деятельности).

— Самообразование.

Цель – достижение практического результата.

Характерные черты:

— Целесообразность;

— Нацеленность на конкретный результат;

— Необходимость знаний и умений;

— Преобразование внешней среды.

Цель – обмен деятельностью, опытом, информацией.

Общение – одно из необходимых условий для развития общества, в процессе общения передается социальный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, происходит формирование личности и ее социализация личности.

✍️ Автор: Полина Белинская | 📄 Скачать PDF |Поставить огонёк:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *