Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Понятие науки
Наука – это…
- Система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человечества.
- Сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых достоверных знаний.
- Система специфических организаций и учреждений (университетов, исследовательских институтов, научных лабораторий и так далее).
Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.
Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.
Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.
Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний.
Функции науки:
- Культурно-мировоззренческая состоит в формировании целостной научной картины мира.
- Производственная. Научные открытия ложатся в основу усовершенствования производства: когда-то механический ткацкий станок и конвейер были созданы на основе исследований и новых знаний.
- Сила, управляющая процессами социального развития. Многие научные открытия оказывают значительное влияние на общество: доказательство шарообразности земли, открытие электричества значительно изменил мировоззрение, привычки и образ жизни множества людей. Кроме того, именно ученые и мыслители создают новые модели обществ и общественных отношений (марксизм сначала был лишь научной теорией, которая со временем стала основой социалистических обществ разных стран).
- Прогностическая. Ученые, анализируя причины и закономерности явлений, способны прогнозировать погоду, тенденции в развитии экономики и общества.
Особенности научного мышления
Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.
Особенности научного мышления:
- Объективность, способность воспринимать и анализировать информацию вне зависимости от собственных чувств, симпатий и антипатий. Человек не может быть абсолютно объективен, но ученый должен к этому стремиться.
- Системность, которая включает в себя многолетний опыт, описание научных фактов, которые впоследствии объединяются в теорию.
- Обоснованность: каждое утверждение должно быть подкреплено фактами, а теория не признается истинной до тех пор, пока не будет проверена.
- Концептуальность: в каждой науке существует свой язык условных знаков, терминов, символов. В математике это цифры и знаки действий, в биологии – термины, построенные по определенному принципу.
- Наличие методологии, то есть научных способов, с помощью которых добывается и проверяется новое знание.
Классификация современных наук

Естественные и социально-гуманитарные науки
На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:
- Естественные, которые изучают космос, нашу планету, природу и все, что связано с ней (астрономия, геология, биология и так далее).
- Технические науки, которые изучают законы химии, физики и других наук).
- Социальные (общественные), изучающие общество и закономерности его развития (политология, юриспруденция, социология).
- Гуманитарные, изучающие человека и его деятельность в обществе (история, психология, искусствоведение).
Научно-техническая революция и ее влияние на общество
НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.
Положительные последствия НТР:
- Увеличение роли научных знаний.
- Развитие образование.
- Создание новых, искусственных материалов, появление новых источников энергии.
- Появление возможности относительно безопасно работать в трудных условиях.
- Овладение человечеством высокими скоростями.
Отрицательные последствия НТР:
- Техногенные катастрофы (взрыв на чернобыльской АЭС).
- Рост безработицы, вызванный циклическими спадами производства и исчезновением некоторых профессий.
- Экологические проблемы.
Полина Белинская | 📄 Скачать PDF |