Образование и его значение для личности и общества

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Образование и его значение

Образование – это…

  1. Совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков и традиций, необходимых для применения в практической деятельности.
  2. Процесс становления личности путем получения новых знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

В современном мире основной инструмент образования – школа. Именно здесь закладываются основные знания и умения, благодаря которым индивид в будущем может продолжать образование, совершенствовать ранее полученные навыки и приобретать новые.

В РФ для существует особое законодательство, оно базируется на следующих принципах:

  1. Приоритетность (главенство, первенство) сферы образования.
  2. Обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в образовании. Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование вне зависимости от пола, национальной принадлежность и других особенностей.
  3. Гуманистический характер образования. Система образования РФ прежде всего заботится о моральном и физическом здоровье личности, ее свободе. Одна из целей образования состоит в воспитании гражданственности, ответственности, уважения к законодательству правам и свободам личности, бережному отношению к окружающей среде.
  4. Единство образования на территории РФ и включение российской системы образования в мировую систему. На всей территории РФ граждане страны получают равное по качеству образование. Система высшего образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура – ординатура — докторантура) позволяет включить систему образования РФ в международную систему, граждане РФ могут получать высшее образования за границей.
  5. Светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях. В РФ ни одна религия не считается государственной и не может оказывать влияние на образовательный процесс.
  6. Создание условий для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и склонностями. В образовательных стандартах РФ выделяется необходимость индивидуального подхода для каждого ученика.
  7. Равенство прав и свобод учеников в сфере образования. Никто из учеников или студентов не обладает большими или меньшими правами, чем другой ученик/студент.

В развитых обществах образование обеспечивают:

  • специальные социальные организации (школы, педагоги);
  • семья;
  • государство;
  • церковь;
  • СМИ;
  • и другие социальные или общественные институты в той или иной мере.

Образование выполняет ряд важных общественных функций:

  1. Передача опыта от старшего поколения младшему (знаний, навыков, ценностей и так далее).
  2. Закладывание базовых основ культуры и накопление культурного опыта.
  3. Социализация личности. Ее воспитание, подготовка квалифицированного работника, знакомство личности с разными социальными ролями, создание условий для социальной мобильности (возможности изменить положение в обществе).
  4. Селекция молодежи. Социальный отбор, разделение по возможностям, интересам, профессиям.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.
  6. Формирование свободной личности, преодоление социального неравенства через образование и образованность.

Структура образования РФ

Система образования РФ – это совокупность системы образовательных программ и государственных стандартов, сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы, система органов управления образованием.

Основными элементами системы образования РФ являются:

— Дошкольное: ясли, детские сады, кружки подготовки к школе.

— Общее: начальная школа (1 – 4 класс), основная школа (5 – 9 класс) и старшая школа (10 – 11 класс).

— Профессиональное: начальное, среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты).

— Дополнительное: аспирантура, ординатура, докторантура, курсы переподготовки.

По закону РФ, каждый гражданин России должен иметь как минимум основное общее образование (то есть, закончить 9 класс).

Задание EO1205s В стране Х проводился социологический опрос, в ходе которого респондентов спрашивали об их отношении к школьному образованию (можно было выбрать несколько ответов). Результаты показаны в таблице.
Варианты ответов % ответивших, 2007 год % ответивших, 2017 год
Учащиеся получают в школе все необходимые знания и навыки 62% 40%
Некоторые важные предметы в школе изучаются в недостаточном объеме 42% 44%
Система образования устарела и не соответствует современным реалиям 30% 35%
Учебный план в школе перегружен 41% 47%
Необходимо более активно применять в образовании технические средства 58% 37%
Технические средства не позволяют педагогу доходчиво объяснить материал 29% 57%
Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
  1. За 10 лет усилилась тенденция критического отношения к школьному образованию.
  2. В 2017 году отношение к техническим средствам стало не столь оптимистичным, как в 2007.
  3. Родители в 2007 и 2017 году считали, что необходимо расширить учебный план и увеличить количество изучаемых предметов.
  4. В 2007 году родители были более склонны к тому, чтобы считать систему образования устаревшей.
  5. В 2017 году число тех, кто считает, что школа дает учащимся все необходимые навыки, снизилось почти на треть.

Изучив таблицу, мы можем сказать, что первое утверждение верно – это подтверждается возросшей популярностью ответов о недостаточном объеме изучения важных предметов, о перегруженности учебного плана и снижением популярности ответа о том, что в школе ученики получают все необходимые им знания. Второе также верно: тех, кто уверен, что применять технические средства необходимо, стало меньше, а тех, кто думает, что они не позволяют доходчиво объяснять материал – больше. А вот третье неверно: родители наоборот сочли учебный план перегруженным. Четвертое также неверно: в 2007 году систему образования сочли устаревшей 30% респондентов, а в 2017 – уже 35%. Пятое утверждение правильно: в 2007 году 62% родителей решили, что в школе ученики получают все необходимые навыки, а в 2017 году этот ответ выбрали лишь 40%, что как раз почти на треть меньше, чем 10 лет назад.

Ответ: 125

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0601s В государстве Х проводится реформа образования. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  1. Ориентация на интересы и способности каждого учащегося.
  2. Компьютеризация образовательного процесса.
  3. Уделение особого внимания нравственному воспитанию.
  4. Сокращение времени изучения естественных наук.
  5. Увеличение количества учебных предметов.
  6. Применение технологий, сберегающих здоровье.

Для того чтобы верно выполнить это задание, необходимо знать, что такое гуманизация образования. Как мы помним, этот процесс предполагает переориентацию обучения на развитие личности путем учета ее индивидуальных интересов и способностей, а также на развитие общекультурного, нравственного компонента в образовательной системе. Зная это, мы сразу можем определить, что первое утверждение подходит под условие задания. Компьютеризация образовательного процесса не относится к гуманизации образования – это, скорее, свидетельство прогресса и улучшения технического оснащения школ. А вот уделение особого внимания нравственному воспитанию, наоборот, подходит. Изменения в количестве изучаемых предметов или во времени их изучения не имеют отношения к процессу гуманизации, а применение технологий, сберегающих здоровье, специалисты считают одной из ярких черт гуманизации образования.

Ответ: 136

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0403s Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманизации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Увеличение количества учебных предметов.
  2. Компьютеризация образовательного процесса.
  3. Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.
  4. Уделение особого внимания нравственному воспитанию учащихся.
  5. Развитие творческого потенциала учащихся.

Гуманизацию образования не следует путать с его гуманитаризацией; гуманизация – это система мер, которые направлены на приоритетное развитие и формирование личности обучающегося с учетом его интересов и особенностей. Зная это, нетрудно определить, какие высказывания являются верными: те, где говорится об учете особенностей учеников, необходимости их нравственного воспитания и развития творческого потенциала. Проанализируем оставшиеся высказывания: увеличение количества учебных предметов не связано с гуманизацией образования, поскольку она теоретически может предполагать и уменьшение их общего количества, но более интенсивное изучение каких-либо дисциплин. Компьютеризация – отдельный процесс, который относится не к гуманизации, а к общему развитию образовательных технологий.

Ответ: 345

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0402s Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманитаризации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Введение в учебную программу курса по истории культуры.
  2. Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.
  3. Введение в учебный план технических специальностей курса по политологии.
  4. Введение в учебную программу курса второго иностранного языка.
  5. Компьютеризация образовательного процесса.

Прочитав условие, нужно вспомнить, что гуманитаризация образования предполагает повышение внимания к общекультурным компонентам в содержании образования и развития целостного духовного мира обучающихся. Первое высказывание – введение курса по истории культуры – как нельзя лучше соответствует цели гуманитаризации образования, следовательно, оно верно. А вот учет индивидуальных особенностей учеников в данном случае не подойдет: ведь их не будут спрашивать, хотят ли они учить историю культуры или просто увеличивать долю гуманитарных предметов в своей программе. Это иллюстрирует следующее высказывание: введение курса по политологии, безусловно, расширит кругозор и общекультурный уровень учащихся технических специальностей: следовательно, 3 высказывание верно, а 2 – нет. Изучение еще одного иностранного языка также вписывается в концепцию гуманитаризации образования, поэтому 4 высказывание верно. Компьютеризация образовательного процесса с гуманитаризацией не связана.

Ответ: 134

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить


Полина Белинская | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 4.6k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *