Образование и его значение для личности и общества

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Образование и его значение

Образование – это…

  1. Совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков и традиций, необходимых для применения в практической деятельности.
  2. Процесс становления личности путем получения новых знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей.

В современном мире основной инструмент образования – школа. Именно здесь закладываются основные знания и умения, благодаря которым индивид в будущем может продолжать образование, совершенствовать ранее полученные навыки и приобретать новые.

В РФ для существует особое законодательство, оно базируется на следующих принципах:

  1. Приоритетность (главенство, первенство) сферы образования.
  2. Обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в образовании. Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование вне зависимости от пола, национальной принадлежность и других особенностей.
  3. Гуманистический характер образования. Система образования РФ прежде всего заботится о моральном и физическом здоровье личности, ее свободе. Одна из целей образования состоит в воспитании гражданственности, ответственности, уважения к законодательству правам и свободам личности, бережному отношению к окружающей среде.
  4. Единство образования на территории РФ и включение российской системы образования в мировую систему. На всей территории РФ граждане страны получают равное по качеству образование. Система высшего образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура – ординатура — докторантура) позволяет включить систему образования РФ в международную систему, граждане РФ могут получать высшее образования за границей.
  5. Светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях. В РФ ни одна религия не считается государственной и не может оказывать влияние на образовательный процесс.
  6. Создание условий для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и склонностями. В образовательных стандартах РФ выделяется необходимость индивидуального подхода для каждого ученика.
  7. Равенство прав и свобод учеников в сфере образования. Никто из учеников или студентов не обладает большими или меньшими правами, чем другой ученик/студент.

В развитых обществах образование обеспечивают:

  • специальные социальные организации (школы, педагоги);
  • семья;
  • государство;
  • церковь;
  • СМИ;
  • и другие социальные или общественные институты в той или иной мере.

Образование выполняет ряд важных общественных функций:

  1. Передача опыта от старшего поколения младшему (знаний, навыков, ценностей и так далее).
  2. Закладывание базовых основ культуры и накопление культурного опыта.
  3. Социализация личности. Ее воспитание, подготовка квалифицированного работника, знакомство личности с разными социальными ролями, создание условий для социальной мобильности (возможности изменить положение в обществе).
  4. Селекция молодежи. Социальный отбор, разделение по возможностям, интересам, профессиям.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.
  6. Формирование свободной личности, преодоление социального неравенства через образование и образованность.

Структура образования РФ

Система образования РФ – это совокупность системы образовательных программ и государственных стандартов, сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы, система органов управления образованием.

Описание ступеней школьного образования

Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные в пустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личный старт? Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране установлены следующие ступени общего образования:
  1.  дошкольное образование;
  2.  начальное общее образование;
  3.  основное общее образование;
  4.  среднее общее образование.
Согласно Конституции в нашей стране основное общее образование (девять классов) является обязательным для всех.
Образование – это получение знаний, умений, навыков.
Если заглянуть в прошлое, то станет понятно, что подобная система образования была не всегда.

Роль образования в жизни человека

С 5 класса в расписании уроков появились новые предметы: история, естествознание, обществознание и др., изучение которых поможет узнать много полезного и интересного. Чтобы применять знания при решении различных задач, которые встречаются не только в школе, но и в повседневной жизни, нужны ещё и умения. Например, очень важно уметь быстро читать, грамотно писать, составлять план рассказа или алгоритм решения математической задачи. Повседневные занятия позволят перевести умение в навык.

«Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом».

Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Основная школа (основное общее образование) начинается с 5 класса.

По окончании 9 классов выдается аттестат об основном общем образовании.

После 9 класса ученик становиться перед выбором —

поступать ли в колледж или училище, где начнётся профессиональная подготовка. Или же продолжить учиться в школе и получить среднее (полное) общее образование. Оно необходимо тому, кто решит получать высшее образование — поступать в институт, университет, академию и т. д.

Не получив высшего образования, нельзя, к примеру, стать врачом, юристом, инженером, психологом, учёным.

А первые самостоятельные шаги к вершинам знаний делаются в школе.

Значение образования для общества

В школе изучают много разных предметов. Каждый новый учебный год вводит повзрослевших учеников в какую-то новую область знаний. Школьные уроки бывают разные. Диктант, контрольная или самостоятельная работа проверяют, как усвоены знания по определённой теме. Лабораторная работа учит ставить опыты, наблюдать происходящие процессы, описывать их. Урок-экскурсия учит всматриваться в окружающий мир.

Современную школу трудно представить без компьютеров и компьютерных технологий. Они помогают учиться, и отдыхать.

На уроках русского и иностранного языка, литературы, истории, обществознания, на них ученики получают гуманитарные знания, т. е. знания о человеке, культуре. Изучая  математику, ботанику, в скором будущем начнёшь изучать физику, химию. Эти уроки дают естественно-научные знания, т. е. знания о природе. Но подумай, можно ли сказать, что всё, чему человек должен научиться, укладывается в школьные уроки? В школьном расписании ни в одном классе не найдется уроков внимания, уважения к людям, честности, доброты, товарищества. А школа учит и этому, и ещё многому другому, что нужно для жизни в человеческом обществе. Это происходит потому, что школьная жизнь не ограничивается уроками по предметам. Школьные праздники и вечера, походы и экскурсии, КВНы, встречи с интересными людьми и многое другое тоже часть школьной жизни.

Раньше вместо слов «пойти в школу» говорили «отдать в ученье». Тем самым отмечали основную задачу учреждения, в котором учатся: научить чему-то важному для жизни.

А человеку приходится учиться всему. Поэтому и школ у каждого в жизни много, много и учителей. Школой для каждого из нас становится не только здание, к которому ведёт знакомая с первого класса дорога, но и сама жизнь. Так и говорят: «Прошёл хорошую жизненную школу».

Учеба – основной труд школьника

Учеба сегодня — основной труд ученика. Можно сказать, профессия. А чтобы овладеть профессией, надо освоить много её секретов. А ещё надо проявлять старание, развивать в себе силу воли, настойчивость. Школьная отметка — это результат труда.

Если вспомнить, то бывало, что во время учебных занятий кто-то что- то не понимал, делал ошибки, сбивался, когда отвечал у доски. Вопрос в том, как ученик к подобным вещам относится. Один может равнодушно сказать: «Ну, было и прошло. Что в этом такого?» Другого начинают мучить мысли: «Я ничего не могу, я ни на что не способен, надо мной все смеются». А третий недоволен, испытывает огорчение, но пытается разобраться в том, что непонятно, в причине ошибки. И для этого проявляет усилия: перечитывает текст в учебнике, спрашивает непонятое у учителя, обращается за помощью к одноклассникам или родителям. Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки уроков дома.

Умение учиться

Уметь учиться — это и хорошо развитые умения читать, считать, писать. Уметь учиться — это уметь распределять своё время, владеть своим вниманием, выполнять задания по предмету и самому себя проверять, ставить себе задачи и решать их.

Если появляется чувство, что умение учиться сформировано недостаточно, то необходимо заняться его развитием: больше читать, разгадывать кроссворды, играть в шахматы, разучивать стихи, беседовать на разные темы со взрослыми и с друзьями. Очень скоро станет заметно, что учеба стала даваться намного проще.

Одноклассники, сверстники, друзья

Сверстники — это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и тебе. Они живут в разных странах, в больших городах и маленьких посёлках, деревнях. Так же как и ты, они растут, набираются знаний, взрослеют, узнают жизнь. Так же как и ты, они размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, учатся жить среди людей.

Вместе с тобой в одном классе учится много мальчиков и девочек. Все они — твои одноклассники. Вас объединяют школьные занятия, общие поручения, дела класса. С некоторыми из одноклассников ты, наверное, дружишь: вы вместе проводите свободное время, занимаетесь каким-либо делом, делитесь своими радостями и огорчениями. Это твои друзья.

Хорошо ли тебе с ними? А им с тобой? Интересны ли тебе другие ребята? Чем именно? А ты интересен другим? Чем? Что помогает и что мешает дружить? Эти вопросы ты уже задаёшь себе или будешь задавать в будущем.

А ещё в твоём классе, может быть, есть ученики, с которыми тебе дружить не хочется. Дружить или не дружить с ними — твоё право. Но это, конечно, не значит, что ты можешь обижать их, смеяться над ними, не разговаривать и не помогать в нужную минуту.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Наверное, ты замечал, что словами иногда можно сделать человеку больнее, чем руками. Синяк заживёт, а обида долго будет помниться.

Прислушайся, звучит ли в твоём классе неуважительное обращение «Вовка», «Танька», «Ленка». А может, и просто безымянное: «Ты, дай ручку!» Бывает ли, что кто-нибудь за какую-то мелочь или даже просто так обзывает грубым словом, не уступает, смеётся над чьей-нибудь неудачей?

Помни, что от доброго слова людям тепло на сердце, а от злого дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит».

Некоторым мальчикам и девочкам почему-то нравится обижать своих товарищей. Особенно они любят дразнить и обзывать тех ребят, которые на это обижаются, давать им разные обидные прозвища. Обидят и веселятся! А может быть, они просто не могут придумать что-нибудь хорошее, какое-то доброе дело?

И ещё об одном. Нетрудно заметить, что многие мальчики и девочки кричат во весь голос, когда хотят в чём-то убедить своих товарищей. Как будто, если они будут разговаривать тихо и уважительно, им никто не поверит! А ведь в любом деле толк будет только тогда, когда люди, глядя в глаза, смогут спокойно выслушать друг друга и постараются понять. Говорят, истина рождается в споре. Но спор — это не ссора. Любой спор должен быть доброжелательным. От крика могут родиться только обиды.

Дружный класс

Дружбе есть место в любом народе и в любое время. Русские воины в древности именовали себя дружинниками. Пример друзей — былинные русские богатыри. Другой пример настоящей дружбы — мушкетёры из романа Александра Дюма. Их дружба, пронесённая через годы, учит очень важному: друзей не бросают, не вспоминают о них только время от времени — дружба требует постоянства и верности.

Если ты будешь понимать, что такое дружба и в чём её ценность для человека, то сам сможешь быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранить крепкую дружбу. Ведь недаром говорят: «Найти хорошего друга — это только половина дела: нужно ещё самому быть таким».

К несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения. Ощутив это, человек испытывает глубокое разочарование. Поэтому для каждого из нас важно уметь отличать от дружбы другие отношения между людьми.

Одни ребята ошибочно считают, что друзья должны всюду ходить вместе и быть неразлучными.

Другие думают, что друзья никогда не ссорятся и не критикуют друг друга. Как бы ты объяснил им, что, думая так, они ошибаются? Смог ли бы ты сам сказать другу, что он неправ?

Третьи считают, что наши друзья — это те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба — это сам процесс такого общения. В итоге же достаточно часто от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал.

Не спеши делать вывод, что тот или иной твой приятель — это уже друг на всю жизнь. Настоящего друга выявляет время.

Задание EO1205s В стране Х проводился социологический опрос, в ходе которого респондентов спрашивали об их отношении к школьному образованию (можно было выбрать несколько ответов). Результаты показаны в таблице.
Варианты ответов % ответивших, 2007 год % ответивших, 2017 год
Учащиеся получают в школе все необходимые знания и навыки 62% 40%
Некоторые важные предметы в школе изучаются в недостаточном объеме 42% 44%
Система образования устарела и не соответствует современным реалиям 30% 35%
Учебный план в школе перегружен 41% 47%
Необходимо более активно применять в образовании технические средства 58% 37%
Технические средства не позволяют педагогу доходчиво объяснить материал 29% 57%
Какие выводы следуют из результатов опроса? Цифры, под которыми они указаны, запишите в ответ.
  1. За 10 лет усилилась тенденция критического отношения к школьному образованию.
  2. В 2017 году отношение к техническим средствам стало не столь оптимистичным, как в 2007.
  3. Родители в 2007 и 2017 году считали, что необходимо расширить учебный план и увеличить количество изучаемых предметов.
  4. В 2007 году родители были более склонны к тому, чтобы считать систему образования устаревшей.
  5. В 2017 году число тех, кто считает, что школа дает учащимся все необходимые навыки, снизилось почти на треть.

Изучив таблицу, мы можем сказать, что первое утверждение верно – это подтверждается возросшей популярностью ответов о недостаточном объеме изучения важных предметов, о перегруженности учебного плана и снижением популярности ответа о том, что в школе ученики получают все необходимые им знания. Второе также верно: тех, кто уверен, что применять технические средства необходимо, стало меньше, а тех, кто думает, что они не позволяют доходчиво объяснять материал – больше. А вот третье неверно: родители наоборот сочли учебный план перегруженным. Четвертое также неверно: в 2007 году систему образования сочли устаревшей 30% респондентов, а в 2017 – уже 35%. Пятое утверждение правильно: в 2007 году 62% родителей решили, что в школе ученики получают все необходимые навыки, а в 2017 году этот ответ выбрали лишь 40%, что как раз почти на треть меньше, чем 10 лет назад.Ответ: 125

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0601s В государстве Х проводится реформа образования. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  1. Ориентация на интересы и способности каждого учащегося.
  2. Компьютеризация образовательного процесса.
  3. Уделение особого внимания нравственному воспитанию.
  4. Сокращение времени изучения естественных наук.
  5. Увеличение количества учебных предметов.
  6. Применение технологий, сберегающих здоровье.

Для того чтобы верно выполнить это задание, необходимо знать, что такое гуманизация образования. Как мы помним, этот процесс предполагает переориентацию обучения на развитие личности путем учета ее индивидуальных интересов и способностей, а также на развитие общекультурного, нравственного компонента в образовательной системе. Зная это, мы сразу можем определить, что первое утверждение подходит под условие задания. Компьютеризация образовательного процесса не относится к гуманизации образования – это, скорее, свидетельство прогресса и улучшения технического оснащения школ. А вот уделение особого внимания нравственному воспитанию, наоборот, подходит. Изменения в количестве изучаемых предметов или во времени их изучения не имеют отношения к процессу гуманизации, а применение технологий, сберегающих здоровье, специалисты считают одной из ярких черт гуманизации образования.Ответ: 136

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0403s Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманизации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Увеличение количества учебных предметов.
  2. Компьютеризация образовательного процесса.
  3. Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.
  4. Уделение особого внимания нравственному воспитанию учащихся.
  5. Развитие творческого потенциала учащихся.

Гуманизацию образования не следует путать с его гуманитаризацией; гуманизация – это система мер, которые направлены на приоритетное развитие и формирование личности обучающегося с учетом его интересов и особенностей. Зная это, нетрудно определить, какие высказывания являются верными: те, где говорится об учете особенностей учеников, необходимости их нравственного воспитания и развития творческого потенциала. Проанализируем оставшиеся высказывания: увеличение количества учебных предметов не связано с гуманизацией образования, поскольку она теоретически может предполагать и уменьшение их общего количества, но более интенсивное изучение каких-либо дисциплин. Компьютеризация – отдельный процесс, который относится не к гуманизации, а к общему развитию образовательных технологий.Ответ: 345

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0402s Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманитаризации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Введение в учебную программу курса по истории культуры.
  2. Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.
  3. Введение в учебный план технических специальностей курса по политологии.
  4. Введение в учебную программу курса второго иностранного языка.
  5. Компьютеризация образовательного процесса.

Прочитав условие, нужно вспомнить, что гуманитаризация образования предполагает повышение внимания к общекультурным компонентам в содержании образования и развития целостного духовного мира обучающихся. Первое высказывание – введение курса по истории культуры – как нельзя лучше соответствует цели гуманитаризации образования, следовательно, оно верно. А вот учет индивидуальных особенностей учеников в данном случае не подойдет: ведь их не будут спрашивать, хотят ли они учить историю культуры или просто увеличивать долю гуманитарных предметов в своей программе. Это иллюстрирует следующее высказывание: введение курса по политологии, безусловно, расширит кругозор и общекультурный уровень учащихся технических специальностей: следовательно, 3 высказывание верно, а 2 – нет. Изучение еще одного иностранного языка также вписывается в концепцию гуманитаризации образования, поэтому 4 высказывание верно. Компьютеризация образовательного процесса с гуманитаризацией не связана.Ответ: 134

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить


Дана Донецкая | Просмотров: 5.8k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *