Уголовно-правовые отношения | теория по обществознанию 🙆

Основные понятая и институты уголовного права (9 класс)

Уголовное право — это отрасль публичного права, которая регулирует отношения, возникшие при совершении преступлений, определяет их признаки и наказуемость.

Уголовное право охраняет общественные отношения, которые устанавливаются другими отраслями права: гражданским, трудовым, конституционным и т. д.
Объектом его охраны являются наиболее важные и ценные общественные блага: жизнь человека, его права и свободы, порядок и безопасность, собственность, государственное устройство.
Также уголовное право призвано предотвращать совершение преступлений — в этом заключается его превентивная функция. Происходит это посредством воспитания правопорядочности и уважения к закону — в этом выражается воспитательная функция.
Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс. В нём определён перечень деяний, которые считаются преступлениями, и мера наказания за них.
Уголовное право тесно связано с двумя другими отраслями:
  • уголовно-процессуальной (регулирует деятельность следователей, прокуратуры, суда по расследованию и разрешению уголовных дел);
  • уголовно-исполнительной (регулирует порядок исполнения уголовных наказаний).
Уголовно-правовые отношения — это специфический тип общественных отношений, возникающих в связи с совершением лицом тяжелейшего вида правонарушений — преступлений.
Участниками  уголовно-правовых отношений являются, с одной стороны, лицо, совершившее преступление, с другой — государство, в лице правоохранительных органов.
Уголовной ответственности подлежат только физические лица. Юридическое лицо привлечь к ней нельзя.
Признание виновным в совершении преступления и применение уголовного наказания к физическому лицу влечёт за собой судимость.

Уголовный кодекс Российской Федерации (10 класс)

Нормы уголовного права сосредоточены в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ).

Уголовный кодекс РФ был принят в 1996 году. Он состоит из двух частей – общей и особенной. Общая часть содержит общие положения уголовной ответственности, определение понятия преступления, форм и видов вины, цели и видов наказания; в особенной части перечисляются конкретные преступления и меры наказания за их совершение. Таким образом, если вы хотите узнать, какое наказание следует за то или иное преступление, вы должны обратиться к особенной части Уголовного кодекса.

Важно обратить внимание на принципы уголовного права, перечисленные в первом разделе Уголовного кодекса. Это законность, равенство граждан перед законом, справедливость и гуманизм. Еще один важный принцип – это принцип вины: никто не может быть привлечен к уголовному наказанию и подвергнут наказанию иначе, как за действия или бездействие, в отношении которого установлена его вина.

Формальные и неформальные санкции (10 класс)

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции — это реакция общества на действия индивида.

Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента — ценности, нормы и санкции — образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности.

Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить формальные и неформальные, позитивные и негативные. Позитивные и негативные санкции бывают как формальными, так и неформальными.

Позитивные санкции — это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

Негативные санкции — осуждающие или наказывающие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

ФОРМАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Формальные санкции — это меры воздействий, применяемые в соответствии с определенными правилами. Они исходят от официальных организаций — правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Негативные формальные санкции — наказания за преступления закона или нарушение административного порядка: штраф, заключение под стражу, лишение свободы, конфискация имущества.

Позитивные формальные санкции — поощрение деятельности со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями: награждения орденами, званиями, свидетельствами, премиями, допуск к высоким должностям.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Неформальные санкции — это спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредственного окружения на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий. Они исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих.

Негативные неформальные санкции — осуждение человека за поступок со страны общества: порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, насмешка, пренебрежение, жалоба, обиженное молчание, неодобрительный отзыв, отказ поддерживать отношения.

Позитивные неформальные санкции — публичное одобрение со стороны неофициальных лиц и организаций: похвала, одобрительная улыбка, комплимент, аплодисменты, слава.

Формальные и неформальные санкции также могут быть:

  • Материальными — подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
  • Моральными — награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

  • санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;
  • санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;
  • санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Понятие преступления (9 класс)

Преступность. Преступление. Борьба с преступностью (10 класс)

Преступление — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Как и любое правонарушение, преступление имеет следующие признаки:

  • общественная опасность;
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость;
  • происходит в форме действия или бездействия.

Преступления, перечисленные в Уголовном кодексе, можно классифицировать по нескольким признакам.

1По тяжести, то есть характеру и степени общественной опасности, выделяют следующие виды преступлений.
Вид преступления Пример
Небольшой тяжести Клевета, побои, жестокое обращение с животными
Средней тяжести Вымогательство, доведение до самоубийства, хулиганство
Тяжкое Причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека
Особо тяжкое Убийство, террористический акт

2По объекту преступления выделяют следующие виды.

Виды преступления Пример
Против личности Убийство, похищение, изнасилование, подмена ребенка
В сфере экономики Кража, мошенничество, грабеж, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов
Против общественной безопасности и общественного порядка Терроризм, хулиганство, вандализм, экологические преступления
Против государственной власти Шпионаж, получение и дача взятки, преступление против суда
Против военной службы Неисполнение приказа, самовольное оставление воинской части
Против мира и безопасности человечества Призыв к развязыванию агрессивной войны, геноцид, международный терроризм
3. По форме вины выделяют:
  • умышленные;
  • совершенные по неосторожности.
Умышленные преступления предполагают наличие прямого или косвенного умысла при совершении правонарушения.
Прямой умысел означает, что правонарушитель осознавал опасные последствия своих действий и желал их наступления.
Косвенный умысел означает, что правонарушитель осознавал опасные последствия своих действий и допускал их, хоть они и не были его изначальной целью.
Преступлениясовершённые по неосторожности, могут быть выражены в форме легкомыслия или небрежности.
Легкомыслие означает, что правонарушитель предвидел опасные последствия своих действий, но надеялся, что они не произойдут или будут предотвращены.
Небрежность означает, что правонарушитель не предвидел опасные последствия своих действий, хотя это было возможно.

Пределы допустимой самообороны (9 класс)

Экстремальные ситуации криминального характера – очень распространённое явление.

Факторы, способствующие росту преступных посягательств: нестабильность в обществе, экономический кризис, обнищание населения, падение нравов, наркомания, алкоголизм и так далее.

Самооборона – естественная реакция человека. Осознанное поведение людей, знающих, как себя защитить, должно подкрепляться правовыми знаниями. Юридическая защита прав личности определяется конституцией и законами государства. Основной закон гарантирует гражданам неприкосновенность личности.

  1. Если вы решились на оборону, то должны знать, что существует ряд условий правомерности необходимой обороны. Необходимо, чтобы посягательство было общественно опасным, наличным и действительным.
  2. Посягательство является общественно опасным, если гражданин сталкивается с деятельностью, угрожающей законным интересам личности, государства, общества.
  3. Нападение должно быть наличным, то есть ущерб уже причиняется либо существует возможность его причинения.
  4. Опасность должна быть действительной, а не воображаемой.
  5. Границы обороны во времени.
  6. Защита должна быть направлена непосредственно против посягающего лица.
  7. Соотношение характера, степени защиты и посягательства.

Уголовная ответственность несовершеннолетних (9 класс)

По общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие на момент совершения преступления 16 лет. За отдельные виды преступлений наказание предусмотрено с 14 лет. К ним относят:
  • тяжкие преступления против личности (убийство, нанесение вреда здоровью, изнасилование, похищение);
  • преступления против собственности (кража, грабёж, разбой, угон автомобиля, вымогательство);
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство, вандализм, нарушение работы транспорта).
При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, зрелость, возможное участие в преступлении старших лиц.
Несовершеннолетний возраст является обстоятельством, смягчающим приговор. К несовершеннолетним могут быть применены не все виды наказания.
Согласно статье 90 Уголовного кодекса РФ при возможности вместо уголовного наказания к несовершеннолетнему применяются меры воспитательного воздействия:
  • вынесение предупреждения;
  • передача его под надзор родителей или иных опекунов;
  • обязательство загладить причинённый вред;
  • ограничение времяпрепровождения, установление комендантского часа.
Текст: Дана Донецкая, 977 👀

Вся теория

Природное и общественное в человекеМировоззрение, его виды и формыЗнание и виды знания. Истина и ее критерии.Мышление и деятельностьПотребности и интересыСвобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственностьСистемное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты обществаПонятие культуры. Формы и разновидности культурыНаука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиОбразование и его значение для личности и обществаРелигия. МоральИскусствоМоральОбщественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI векаЭкономика и экономическая наукаФакторы производства и факторные доходыЭкономические системыРынок и рыночный механизм. Спрос и предложениеПостоянные и переменные издержкиФинансовые институты. Банковская системаПредпринимательствоЦенные бумагиРынок труда. БезработицаИнфляция: виды, причины и последствияЭкономический рост и развитие. ВВП.Роль государства в экономикеНалогиГосударственный бюджетМировая экономикаСоциальная стратификация и мобильностьСоциальные группыЭтнические общности и нацииСоциальный конфликтВиды социальных норм. Социальный контрольПонятие власти. Государство и его функцииПолитический процесс. Политическое участиеПолитическое лидерствоОрганы государственной власти Российской ФедерацииПраво в системе социальных нормСистема российского права. Законотворческий процессПонятие и виды юридической ответственностиОсновы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство РФ о выборахСубъекты гражданского права. Имущественные и неимущественные праваОрганизационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельностиПорядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договораСемейные правоотношения Особенности Административной юрисдикцииПраво на благоприятную окружающую среду и способы его защитыОтрочество – особая пора жизниСемья и семейные отношенияЧеловек. Загадка человекаСемейное хозяйствоСвободное времяРодинаГосударственные символы РоссииМы – многонациональный народТруд в обществеГражданин РоссииТруд и творчествоЧеловек в социальном измеренииИндивидуальность – плохо или хорошо?Человек познает мирУчимся узнавать и оценивать себяНа пути к жизненному успехуЧеловек среди людей. Межличностные отношенияПоощрение и наказаниеОбщениеНравственные основы жизни. Человек славен добрыми деламиБудь смелымПрава и обязанности гражданСфера духовной культуры. Сфера духовной жизниОтклоняющееся поведениеДеньги и их функцииПолитические режимыГражданское общество и государствоКто стоит на страже законаПрава и свободы человека и гражданинаСоциальные права человекаМеждународно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образованияЧеловек — часть природыОсновные отрасли права. Разновидности правовых норм.Слагаемые успеха в бизнесеДемографическая ситуация в современной России