Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества |
теория по обществознанию 🙆 человек и общество
Общество как форма жизнедеятельности (8 класс)
Термин «общество» можно определять по-разному:
В широком смысле общество – это:
Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений между людьми.
Все человечество в целом.
В узком смысле общество – это:
Социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей (российское общество, то есть все граждане РФ; американское общество, то есть все граждане США).
Люди, объединенные общим интересом (общество любителей поэзии), целью (общество борьбы за экологию) или происхождением (славяне, евреи).
Исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество, индустриальное общество).
Интерес к обществу как системе и явлению люди проявляли с древнейших времен. Современное понимание понятия «общество» складывалось постепенно.
Мыслитель
Понимание общества (общество – это…)
Аристотель
Группа индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных потребностей.
Т. Гоббс,
Ж-Ж Руссо
Общество и наличие в нем власти – это результат общественного договора.
Гегель
Особенно интересовался гражданским обществом, то есть обществом, где каждый человек зависит от всех остальных.
О. Конт
В основе общества – разделение труда между людьми, общество состоит из подсистем (семья – класс – государство).
М. Вебер
Общество – это результат социальной деятельности людей.
Т. Парсонс
Основа общества – одинаковые идеалы и ценности людей.
К. Маркс
Во время общей деятельности складываются отношения между людьми, а совокупность этих отношений – и есть общество.
Для того, чтобы группа людей могла называться обществом, она должна соответствовать нескольким критериям:
Иметь единую территорию, которая станет основой для формирования социальных связей. Так, каждый футбольный фанат по отдельности – еще не общество любителей футбола, но если они собираются на одном стадионе и начинают регулярно взаимодействовать, то со временем превратятся в общество.
Иметь возможность функционировать вне зависимости от других обществ и отдельно от природы, самодостаточность.
Быть частью системы, и в то же время состоять из взаимосвязанных подсистем. Например, российское общество – это часть всего человечества, и в свою очередь может делиться на более мелкие общества, которые взаимодействуют между собой (городские и сельские жители).
Общество как способ существования людей имеет определенный набор функций:
Производит материальные блага и услуги.
Воспроизводит и социализирует отдельного человека.
Регулирует активность людей, производит духовные блага.
Распределяет продукты деятельности.
Управляет человеческой деятельностью и поведением.
Для того, чтобы общество могло реализовать все перечисленные выше функции, существуют институты общества, каждый из которых обеспечивает исполнение той или иной функции.
Наиболее важными с точки зрения организации общества являются институты власти, собственности, семьи и наследования.Однако существуют десятки других институтов и подсистем. Вот основные из них:Политические (институты президентства, разделения властей, парламентаризма, местного самоуправления и так далее).
Правовые (институты судебной власти, адвокатуры, присяжных и так далее).
Религиозные (институт крещения, исповеди, монашества, епископата и так далее).
Культурные (институт кино, музыки, литературы…)
Общество – сложная динамическая система, которая включает в себя в качестве подсистем разные сферы жизни общества.
Сферы жизни общества и их взаимосвязь
Сфера жизни общества
Описание
Экономическая (материально-производственная)
Включает все, что связано с производством, обменом и потреблением материальных благ и услуг человеком.
Социальная
Включает отношения между разными социальными группами (классами, нациями) и между отдельными индивидами.
Политическая (политико-правовая)
Включает все системы контроля над обществом, законодательство.
Духовная
Включает все системы, производящие духовные блага (творчеством, искусством, культурой), связана с институтами, задача которых состоит в создании и распространении духовных ценностей (институты церкви, театра, творческие объединения, образование).
Все сферы жизни общества связаны друг с другом. Неполадки в одной из них могут привести к краху всей общественной системы. Например, неустойчивость и слабость власти может спровоцировать кризис в экономике, который в свою очередь вызовет социальное напряжение и упадок культуры.
Общественные отношения (8 класс)
Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.
Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.
На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:
классовые
национальные
групповые
семейные
На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.
Социальные отношения и их формы (8 класс)
Социальные отношения — отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.
Развитие общества (8 класс)
Традиционное (аграрное) общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. Данный вид общества процветал в Древнем мире, а после в средневековье. Начинают появляться города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.
Индустриальное общество — происходят значительные перемены:
— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;
— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;
— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).
Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.
Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь (8 класс)
Информация в мире является значимой в социальном плане. Компьютерные сети и информатизация усиливает роль СМК(средств массовой коммуникации) на всю общественную жизнь ,экономическую и политическую область, культуру и систему образования. Мы можем смотреть и слушать про политические мероприятия , борьбу с терроризмом, экологическую борьбу .В настоящее время с помощью СМК внедряется манипулирование общественным мнением, внедрение стереотипов мышления, навязывание определенных ценностей. Сейчас создаются предпосылки для соединения всех СМК в общую систему, чтобы контролировать информацию и массовую аудиторию. В настоящее время с помощью интернета и мобильных средств связи обеспечивается быстрое собирание, перерабатывание и отправление информации в нужную область земного шара. Поэтому вовремя применяются оперативные решения, чтобы воздействовать на людей и общественную среду. Также развивается само существование людей в изменяющихся условиях, когда СМК все сильнее проникают в нашу жизнь, развиваются информационные технологии, например, становится доступным дистанционное обучение, оптимизируется образование. Роль СМК в новом информационном мире бывает и отрицательной, что приводит к печальным последствиям, например, в результате прогресса в технике разрушаются связи между людьми, также СМК могут разрушать личность человека, влиять на его сознание, поэтому все зависит от содержания информации, которую передают нам СМК, от морали и нравственности, определяющей работу СМК.
Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.
Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.
Глобальные проблемы современности (8 класс)
Глобальные проблемы (от лат. земной шар) – это комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его судьба.
Глобальные проблемы– результат деятельности людей, наиболее острыми они стали во второй половине XX века.
Общие черты глобальных проблем:
затрагивают судьбу всего человечества,
требуют немедленного решения,
предполагают международное сотрудничество, совместные усилия всего человечества.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны, невозможно их решать по отдельности, необходимо это делать комплексно.
Виды глобальных проблем:
Проблема предотвращения новой мировой войны.
Угроза термоядерной войны, несанкционированного распространения ядерных технологий.
Экологическая проблема.
Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение биологических видов, глобальное потепление, появление озоновых дыр и др.
Проблема международного терроризма.
Нанесение экономического, политического ущерба, гибель людей, дезорганизация государственного управления, стремление влиять на политику стран.
Проблема отсталости стран
(«Север-Юг»).
Колоссальный разрыв в развитии между богатыми («Север») и бедными «Юг») странами, нищета, голод, неграмотность населения слаборазвиты стран.
Демографические проблемы (проблемы народонаселения).
Сверхвысокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) в развивающихся странах; невысокие показатели рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения в развитых странах (демографический кризис).