Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества

теория по обществознанию 🙆 человек и общество

Общество как форма жизнедеятельности (8 класс)

Термин «общество» можно определять по-разному: В широком смысле общество – это:
  • Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений между людьми.
  • Все человечество в целом.
В узком смысле общество – это:
  • Социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей (российское общество, то есть все граждане РФ; американское общество, то есть все граждане США).
  • Люди, объединенные общим интересом (общество любителей поэзии), целью (общество борьбы за экологию) или происхождением (славяне, евреи).
  • Исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество, индустриальное общество).
Интерес к обществу как системе и явлению люди проявляли с древнейших времен. Современное понимание понятия «общество» складывалось постепенно.
Мыслитель Понимание общества (общество – это…)
Аристотель Группа индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных потребностей.
Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо Общество и наличие в нем власти – это результат общественного договора.
Гегель Особенно интересовался гражданским обществом, то есть обществом, где каждый человек зависит от всех остальных.
О. Конт В основе общества – разделение труда между людьми, общество состоит из подсистем (семья – класс – государство).
М. Вебер Общество – это результат социальной деятельности людей.
Т. Парсонс Основа общества – одинаковые идеалы и ценности людей.
К. Маркс Во время общей деятельности складываются отношения между людьми, а совокупность этих отношений – и есть общество.
Для того, чтобы группа людей могла называться обществом, она должна соответствовать нескольким критериям:
  • Иметь единую территорию, которая станет основой для формирования социальных связей. Так, каждый футбольный фанат по отдельности – еще не общество любителей футбола, но если они собираются на одном стадионе и начинают регулярно взаимодействовать, то со временем превратятся в общество.
  • Иметь возможность функционировать вне зависимости от других обществ и отдельно от природы, самодостаточность.
  • Быть частью системы, и в то же время состоять из взаимосвязанных подсистем. Например, российское общество – это часть всего человечества, и в свою очередь может делиться на более мелкие общества, которые взаимодействуют между собой (городские и сельские жители).
Общество как способ существования людей имеет определенный набор функций:
  1. Производит материальные блага и услуги.
  2. Воспроизводит и социализирует отдельного человека.
  3. Регулирует активность людей, производит духовные блага.
  4. Распределяет продукты деятельности.
  5. Управляет человеческой деятельностью и поведением.
Для того, чтобы общество могло реализовать все перечисленные выше функции, существуют институты общества, каждый из которых обеспечивает исполнение той или иной функции. Наиболее важными с точки зрения организации общества являются институты власти, собственности, семьи и наследования. Однако существуют десятки других институтов и подсистем. Вот основные из них: Политические (институты президентства, разделения властей, парламентаризма, местного самоуправления и так далее). Правовые (институты судебной власти, адвокатуры, присяжных и так далее). Религиозные (институт крещения, исповеди, монашества, епископата и так далее). Культурные (институт кино, музыки, литературы…) Общество – сложная динамическая система, которая включает в себя в качестве подсистем разные сферы жизни общества.

Сферы жизни общества и их взаимосвязь

Сфера жизни общества Описание
Экономическая (материально-производственная) Включает все, что связано с производством, обменом и потреблением материальных благ и услуг человеком.
Социальная Включает отношения между разными социальными группами (классами, нациями) и между отдельными индивидами.
Политическая (политико-правовая) Включает все системы контроля над обществом, законодательство.
Духовная Включает все системы, производящие духовные блага (творчеством, искусством, культурой), связана с институтами, задача которых состоит в создании и распространении духовных ценностей (институты церкви, театра, творческие объединения, образование).
Все сферы жизни общества связаны друг с другом. Неполадки в одной из них могут привести к краху всей общественной системы. Например, неустойчивость и слабость власти может спровоцировать кризис в экономике, который в свою очередь вызовет социальное напряжение и упадок культуры.

Общественные отношения (8 класс)

Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают  в процессе взаимодействия, то есть совместной  экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия. Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности. На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:
  • классовые
  • национальные
  • групповые
  • семейные
На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.

Социальные отношения и их формы (8 класс)

Социальные отношения — отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества. Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений. Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Развитие общества (8 класс)

  1. Традиционное (аграрное) общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. Данный вид общества процветал в Древнем мире, а после в средневековье. Начинают появляться города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.
  2. Индустриальное общество — происходят значительные перемены:
— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство; — решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам; — в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы). Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь (8 класс)

Информация в мире является значимой в социальном плане. Компьютерные сети и информатизация усиливает роль СМК(средств массовой коммуникации) на всю общественную жизнь ,экономическую и политическую область, культуру и систему образования. Мы можем смотреть и слушать про политические мероприятия ,  борьбу с терроризмом, экологическую борьбу .В настоящее время с помощью СМК внедряется манипулирование общественным мнением, внедрение стереотипов мышления, навязывание определенных ценностей. Сейчас создаются предпосылки для соединения всех СМК в общую систему, чтобы контролировать информацию и массовую аудиторию. В настоящее время с помощью интернета и мобильных средств связи обеспечивается быстрое собирание, перерабатывание и отправление информации в нужную область земного шара. Поэтому вовремя применяются оперативные решения, чтобы воздействовать на людей и общественную среду. Также развивается само существование людей в изменяющихся условиях, когда СМК все сильнее проникают в нашу жизнь, развиваются информационные технологии, например, становится доступным дистанционное обучение, оптимизируется образование. Роль СМК в новом информационном мире бывает и отрицательной, что приводит к печальным последствиям, например, в результате прогресса в технике разрушаются связи между людьми, также СМК могут разрушать личность человека, влиять на его сознание, поэтому все зависит от содержания информации, которую передают нам СМК, от морали и нравственности, определяющей работу СМК. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Глобальные проблемы современности (8 класс)

Глобальные проблемы (от лат. земной шар) – это комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его судьба. Глобальные проблемы – результат деятельности людей, наиболее острыми они стали во второй половине XX века. Общие черты глобальных проблем:
  • затрагивают судьбу всего человечества,
  • требуют немедленного решения,
  • предполагают международное сотрудничество, совместные усилия всего человечества.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны, невозможно их решать по отдельности, необходимо это делать комплексно. Виды глобальных проблем:
Проблема предотвращения новой мировой войны. Угроза термоядерной войны, несанкционированного распространения ядерных технологий.
Экологическая проблема. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение биологических видов, глобальное потепление, появление озоновых дыр и др.
Проблема международного терроризма. Нанесение экономического, политического ущерба, гибель людей, дезорганизация государственного управления, стремление влиять на политику стран.
Проблема отсталости стран  («Север-Юг»). Колоссальный разрыв в развитии между богатыми («Север») и бедными «Юг») странами, нищета, голод, неграмотность населения слаборазвиты стран.
Демографические проблемы (проблемы народонаселения). Сверхвысокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) в развивающихся странах; невысокие показатели рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения в развитых странах (демографический кризис).
Задание EO2303s Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать…

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

(Н. Смелзер)


Семья – небольшая группа людей, основанная на кровном родстве. Она выполняет различные функции:

  • Репродуктивная – воспроизводство потомства;
  • Воспитательная;
  • Рекреационная;
  • Первичной социализации – влияние семьи на становление личности ребенка;
  • Экономическая, хозяйственно-бытовая – накопление богатства для членов семьи.

Ответ может выглядеть так:

  1. Репродуктивная функция – например, в семье родилась девочка.
  2. Воспитательная функция – например, папа рассказывает ребенку о том, что нужно уступать место пожилым людям в автобусе.
  3. Экономическая функция – например, муж с женой вместе планируют семейный бюджет.
Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1303s Из приведенных понятий выберите те, которые относятся к политическим институтам, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  1. Политические партии
  2. Политическое лидерство
  3. Государство
  4. Политическая культура
  5. Политическая передача по телевидению

Политические институты – это различные учреждения, которые обеспечивают процесс осуществления политической власти. К ним относятся политические партии и государство (из данного списка), а также общественно-политические организации, профсоюзы. Все остальное, данное в перечне, не относится к политическим институтам.

Ответ: 13

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0102s Запишите слово, пропущенное в схеме (строчными буквами, например: общество).

Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.

Ответ: семьи

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Дана Донецкая | Просмотров: 4.2k | Оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *