Природное и общественное в человеке

теория по обществознанию 🙆 человек и общество

Теории происхождения человека

Теория Религиозная Эволюционистская Трудовая Культурная
Автор Ч. Дарвин Ф. Энгельс Э. Кассинер
Суть Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке Человек – продукт биологической эволюции и генетически связан с высшими млекопитающими. Человек – продукт социальной эволюции. Труд был присущ только человеку и позволил ему развиваться намного быстрее остальных животных, способствовал развитию социальных отношений. Человек – продукт культурной эволюции. Инстинкты человека ослаблены. Но ему присуща способность к подражанию. Подражая разным животным и меняя социальные роли человек сформировал свою систему ценностных ориентиров – культуру.
Таким образом человек –  это продукт биологической, социальной и культурной революции.

Отличие человека от других живых существ (8 класс)

Главным отличием человека от других живых существ является то, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). Итак, человек — это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др. Лишь в обществе ребенок может стать человеком. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения — самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек — чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; ему необходима определенная тепловая среда. Из этого можно сделать вывод, что  человек — существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в его организме.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции ( 10 класс)

С древнейших времен людей занимал вопрос об их происхождении. Самые ранние теории о возникновении человека связаны с религией. Согласно им, отличие человека от остальных животных в том, что он получил от создателя бессмертную душу.

Эволюция человека

Научная теория о происхождении человека сформировалась во второй половине XIX века и была связана с открытиями Дарвина в области биологии. Суть эволюционистской теории Дарвина состояла в том, что живые организмы меняются под воздействием внешней среды, приспосабливаются к ней, то есть происходит естественный отбор. Последователи теории Дарвина сравнивали мозг человека и обезьян, исследовали ископаемые скелеты и черепа вымерших «предков» человека, в результате чего проследили постепенное «превращение» обезьяны в человека через несколько промежуточных стадий. Таким образом человек осознал, что он – продукт биологической эволюции.

Эволюционистская теория подвергалась критике за то, что она «растворяла» человека в остальной природе, не признавала его отличия от животных. Эту проблему частично решил Энгельс. Он разработал трудовую теорию происхождения человека. Согласно данной теории, на превращение обезьяны в человека оказали влияние природа, под воздействием которой развивался человеческий организм, и труд, который был присущ только человеку и позволил ему развиваться намного быстрее остальных животных. Кроме того, труд способствовал развитию социальных отношений, появлению речи, а речь, в свою очередь, привела к совершенствованию человеческого мозга. Именно Энгельс доказал, что человек – продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

Современная наука о происхождении человека ( 10 класс)

Превращение обезьяны в человека современные ученые делят на два процесса, протекавших параллельно:

  1. Антропогенез – длительный, эволюционный процесс становления и развития человека.
  2. Социогенез – процесс становления и развития общества.

Становление общества и человека – две стороны единого процесса – антропосоциогенеза, который длился примерно 3 – 3,5 млн. лет.

Самым отдаленным предком человека считается Homo Erectus («Человек прямостоящий»), который возник около 1 млн. лет назад. На этой стадии формирования человека начинается интенсивное развитие его головного мозга, увеличивается функциональность органов и частей тела, особенно рук и гортани, происходят изменения в деятельности высшей нервной системы.

Стадный образ жизни, усложнение трудовой деятельности и необходимость передачи знаний стали причиной появления и развития речи и социальной среды в целом.

Эволюционный процесс завершился с появлением Homo Sapiens («Человека разумного») между 30 – 40 тыс. лет назад.

Цель и смысл жизни человека ( 10 класс)

Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости – другие, в старости – третьи. Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

Природное и социальное в человеке (8 класс, 10 класс)

Впервые о биологическом несовершенстве человека заговорили философы XX века: М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер. Они писали, что человек – не «венец творения», а лишь «неспециализированное», «незавершенное» существо со слабо выраженными инстинктами.

Из факта о биологическом несовершенстве человека немецкий философ 1-й половины XX века Э. Кассирер выводит феномен культуры. Его суть в том, что человек, утративший инстинкты и способы коммуникации со средой обитания, вынужден был искать другие, экстремальные способы выживания. В этом и кроется причина отчужденности человека от природы. Наряду с ослабленными инстинктами человеку присуща способность к подражанию, и именно благодаря ей человек научился менять социальный роли и постепенно сформировал собственную систему ориентиров, которая была своеобразной «надстройкой» над инстинктами и в то же время дополняла их. Эта программа жизнедеятельности, которую выработал человек – и есть культура.

Таким образом человек стал осмысливаться как продукт не только биологической и социальной, но и культурной революции.

Проблема происхождения человека сегодня еще находится в стадии изучения, на многие вопросы до сих пор нет точных ответов.

Итак, в отличие от остальных живых существ, человек живет сразу в двух мирах: социальном и биологическом. Биологическая и социальная сущность в человеке слиты воедино. Биологически человек – высшее млекопитающее с присущими ему особенностями анатомии и физиологии, однако биологические возможности человека не запрограммированы жестко, благодаря чему он может приспосабливаться. Человек как социальное существо не может выжить без общества, ведь человечность проявляется только в общении с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется в наличии сознания и разума, свободы и ответственности, в готовности к общественно-полезному труду и т.д.

Мышление и речь – специфические свойства человека (8 класс)

Одним из самых главных отличий человека, является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное — человекообразная обезьяна — не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит. Для этого он использует полученные и приобретенные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетёт сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врождённый инстинкт. И ничего более серьёзного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не в состоянии. Потребность людей в общении, только благодаря которому и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Способность человека к творчеству (8 класс)

Человек всегда стремится оставить после себя какой-либо след в истории. Взять хотя бы великого поэта А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит…» Что остаётся людям? Созданное поэтом или писателем творчество — его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и сёла, учёные и писатели — книги, садовники — парки и сады. Но не всем же быть строителями и садовниками, скажете вы. И верно. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдёт из жизни. Однако такое желание иногда принимает уродливую форму. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Деятельность человека и её виды (8 класс)

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Сейчас в нашей жизни всё большее внимание уделяется приобретению материальных благ. Обладание вещами само по себе не характеризует человека: тот, кто имеет вещи, может быть и достойным, и ничтожным человеком. Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Игра, учёба, труд (8 класс)

В игре ребенок повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой

Ребенок играет. В игре проявляется его игровая деятельность.

деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества. Игровую деятельность постепенно начинает сменять учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Учебная деятельность плавно перерастает в трудовую деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность

Сознание и деятельность (8 класс)

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. В первую очередь человек к этому приходит из-за своих внутренних потребностей, стремлению выполнить свою жизненную цель, а так же собственное развитие. Жизненные цели могут быть самые разные: кто-то хочет посвятить свою жизнь науке, кто-то — бизнесу, иной видит себя военным или мечтает иметь большую семью и воспитывать детей. При этом важно, чтобы какой не была цель, она не с интересами общества. Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.  
Задание EO0621D Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.1) инстинктивные реакции на воздействие среды 2) осознанная постановка цели 3) использование природных материалов 4) наличие словесной речи 5) забота о потомстве 6) стремление понять закономерности развития природы и общества

Ответить на данный вопрос поможет знание того, что объединяет человека с животными, и что отличает их друг от друга. Сходства человека с животным заключаются в следующем: инстинкты, умение пользоваться природными материалами, потребность в заботе о потомстве. Признаки, которые отличают человека от животного: развитое мышление, членораздельная речь, умение преобразовывать окружающий мир, целеполагание и осознанность, способность к творчеству и наличие духовных потребностей.

Ответ: 135

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0605s Екатерине 20 лет. Найдите в приведенном списке социальные характеристики Екатерины. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  1. Рост Екатерины – 173 см.
  2. Екатерина – добрый и отзывчивый человек.
  3. Екатерина хорошо и старательно учится в университете.
  4. Екатерина занимается волонтерством.
  5. У Екатерины зеленые глаза.
  6. По темпераменту Екатерина – сангвиник.

Рост, вес, цвет глаз и волос – это черты внешности, которые относятся к биологическим характеристикам, значит, пункты 1 и 5 не подходят. А вот пункты 2 и 3 отображают черты характера, которые появляются не от рождения, а в ходе воспитания, взросления, социализации человека, то есть относятся к социальным характеристикам. То же можно сказать и о занятии волонтерством – это напрямую относится к социальным взаимодействиям. В 6 положении говорится о типе темперамента; темперамент считается биологически врожденной чертой, и на ЕГЭ этот пункт не относится к социальным характеристикам.

Ответ: 234

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0401s Выберите верные высказывания о человеке и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
  2. Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
  3. Человек наследует моральные нормы.
  4. Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
  5. Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Для начала прочитаем задание и все предложенные варианты, анализируя их по порядку. Первое высказывание верно, поскольку детство, взросление и старость – естественные, биологические процессы, которые пока еще не контролируются людьми. Со вторым высказыванием тоже сложно поспорить, а вот в третьем явно допущена ошибка: моральные нормы человек не наследует, а усваивает в процессе социализации, о чем, по сути, и сказано в предыдущем выражении. Четвертое высказывание на первый взгляд может показаться довольно запутанным; здесь важно помнить о том, что социальная сущность выражается в общении и взаимодействии с другими людьми, и, исходя из этого, генетические факторы и способности не могут выражаться в социальной сущности. Пятое высказывание в определенной степени связано с четвертым, но построено иначе, и получается, что оно верно: ведь именно в ходе социальных взаимодействий люди обнаруживают свою склонность к тому или иному виду деятельности – например, выбирают для себя роль руководителя группы. Получилось, что верными являются высказывания под номерами 1, 2 и 5.

Ответ: 125

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Дана Донецкая | Просмотров: 11.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.