Познание
Познание это:- Форма адекватного отражения действительности.
- Структурный процесс приобретения новых знаний.
- Процесс достижения обществом новых, раннее неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
Познаем ли мы мир (10 класс)
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые делятся на оптимистов, пессимистов и скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер.
«Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».
Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение, слово — учение о познании) оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.
Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Особенности научного познания ( 10 класс)
Научное познание характеризуется:- Объективностью устанавливаемого знания, соотнесенностью понятий с опытом;
- Воспроизводимостью полученного результата в аналогичных условиях;
- Систематичностью выдвигаемых положений, их логической выводимостью;
- Доказательностью, открытостью рациональной критике любой теории, идеи;
- Использованием специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко определяющего значения понятий.
Познание чувственное и рациональное ( 10 класс)
Виды познания:Вид познания | Чувственное | Рациональное | Интуиция |
Средства познания | Органы чувств (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус). | Мышление. | Озарение, наитие. |
Формы познания | Ощущение, восприятие, представление. | Понятие, суждение, умозаключение. | Мистическая (связана с переживаниями) и интеллектуальная (связана с умственной деятельностью) |
Особенности познания | Воспроизводит внешние признаки предмета, непосредственное (происходит при контакте с предметом), наглядное. | Опирается на результаты чувственного познание, абстрактно и обобщено, воспроизводит внутренние закономерности и отношения. | Непосредственно возникающее знание, внезапное, неполное и не до конца осознанное. |
- Ощущение – восприятие отдельных свойств предмета, явления процесса при непосредственном контакте.
- Восприятие – целостная картина, образ предмета, основанный на чувственных впечатлениях.
- Представление – образ объекта, запечатленный в памяти.
- Понятие – мысль, утверждающая отдельное свойство предмета, явления, процесса.
- Суждение – утверждение или отрицание чего-либо о предмете, явлении, процессе.
- Умозаключение – выведение нового суждения с помощью связи нескольких суждений.
Социальное и гуманитарное знание ( 10 класс)
Под социальными понимаются знания об обществе, о тех процессах, что происходят в нем. Это может быть взаимодействие людей друг с другом на уровне решения бытовых вопросов, в области бизнеса, в сфере политики. Социальные знания призваны обеспечивать лучшее понимание особенностей данного взаимодействия, а также содействовать успешному разрешению отмеченных вопросов. Это возможно за счет изучения исторических фактов, проведения различных исследований, анализа общественных процессов. Главные научные дисциплины в рамках социальных знаний — социология, история, политология. В некоторых случаях ученые задействуют инструментарий из иных наук — например, математики (как вариант, если стоит задача — вывести ту или иную статистику), экономики (если нужно выявить влияние хозяйственных процессов на общество), географии (для определения закономерностей, характеризующих общественные процессы в тех или иных регионах). Основными ресурсами социального знания можно считать:- событие, отражающее факт взаимодействия людей друг с другом (например, это могут быть выборы в органы власти, митинг, манифестация, шествие, конференция);
- процесс, формирующийся за счет взаимодействия людей друг с другом (переговоры, соревнование, миграция).
Многообразие человеческого знания ( 10 класс)
Знание является результатом познавательной деятельности. Существуют следующие виды знания:- Заблуждение – знание, которое не соответствует воспринимаемому объекту, но считается истинным.
- Житейской – основано на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании.
- Практическое – основано на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
- Художественное – основано на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
- Научное – основано на системе понятий и категорий, общих принципов и законов, характеризуется логичностью, объективностью.
Истина и ее критерии ( 10 класс)
Достижение истины – цель научного познания. Истина это:- «Соответствие мыли и предмета, знания и действительности» (Аристотель).
- Знание, соответствующее предмету познания.
- Объективное отражение действительности в сознании человека.
Абсолютная истина | Относительная истина |
Исчерпывающее знание о чем-либо, которое не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки. | Неполное знание, не до конца раскрывает суть предмета/явления/процесса, окончательная суть изучаемого объекта неизвестно, знание будет дополняться с развитием науки |
Объективная истина | Субъективная истина |
Знание, существующее в реальной действительности и не зависящее от человека и его уровня познания (то есть это весь мир, который существует вокруг нас). | Все то в реальной действительности, что понято и осознано человеком. |
Критерий – это основания, позволяющие убедиться в точности знаний в соответствии с предметом познания. | ||
Чувственный опыт | Теоретические критерии | Практический опыт |
Соответствие истины чувственным ощущениям (обоняние, осязание, слух, вкус, зрение). | – Соответствие законам логики. – Соответствие ранее открытым законам. | Практика – предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. Знание, неприменимое на практике, не может быть истинным. |