Знание и виды знания. Истина и ее критерии.

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Познание

Познание это:
  1. Форма адекватного отражения действительности.
  2. Структурный процесс приобретения новых знаний.
  3. Процесс достижения обществом новых, раннее неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
Структура познания: Субъект – активно действующий индивид, обладающий сознанием и способностью целеполагания или группа индивидов. Объект – то, на что направлена активность человека (субъекта). Гносеология – теория познания. Она изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Вопрос о том, возможно ли познать мир полностью, породил три направления в гносеологии: Агностицизм – принципиальное отрицание возможности познать мир. Скептицизм – сомнение в возможности познания мира. Гностицизм – уверенность в том, что мир познаваем (данной позиции придерживается большинство ученых).

Познаем ли мы мир (10 класс)

Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые делятся на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер.

«Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение, слово — учение о познании) оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.

Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Особенности научного познания ( 10 класс)

Научное познание характеризуется:
  • Объективностью устанавливаемого знания, соотнесенностью понятий с опытом;
  • Воспроизводимостью полученного результата в аналогичных условиях;
  • Систематичностью выдвигаемых положений, их логической выводимостью;
  • Доказательностью, открытостью рациональной критике любой теории, идеи;
  • Использованием специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко определяющего значения понятий.

Познание чувственное и рациональное ( 10 класс)

Виды познания:
Вид познания Чувственное Рациональное Интуиция
Средства познания Органы чувств (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус). Мышление. Озарение, наитие.
Формы познания Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение. Мистическая (связана с переживаниями) и интеллектуальная (связана с умственной деятельностью)
Особенности познания Воспроизводит внешние признаки предмета, непосредственное (происходит при контакте с предметом), наглядное. Опирается на результаты чувственного познание, абстрактно и обобщено, воспроизводит внутренние закономерности и отношения. Непосредственно возникающее знание, внезапное, неполное и не до конца осознанное.
Чувственное познание В качестве источника знания рассматривает человеческую чувственность, то есть все знания основываются на деятельности органов чувств. Только с помощью непосредственных ощущений, которые возникают при контакте с внешним миром, человек может получить достоверную информацию. Сторонники чувственного познания: Эпикур, Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеций, Дидро. Формы чувственного познания:
  1. Ощущение – восприятие отдельных свойств предмета, явления процесса при непосредственном контакте.
  2. Восприятие – целостная картина, образ предмета, основанный на чувственных впечатлениях.
  3. Представление – образ объекта, запечатленный в памяти.
Рациональное познание Название данной формы познания происходит от лат. ratio – «разум». Человек может строить идеальные схемы деятельности, то есть познавать мир на основе предварительной работы мысли. Главной задачей для рационалиста является проработка идеи, формирование идеального плана действий, рационалист предпочитает действовать согласно установленным правилам. Рационализм – это способность человека работать с идеальными моделями и отражать мир в понятиях. Главные составляющие рационального мышления – разум, рассудок и логика. Последователи рационализма: Декарт, Лейбниц, Гегель. Формы рационального познания:
  1. Понятие – мысль, утверждающая отдельное свойство предмета, явления, процесса.
  2. Суждение – утверждение или отрицание чего-либо о предмете, явлении, процессе.
  3. Умозаключение – выведение нового суждения с помощью связи нескольких суждений.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания привел к появлению двух противоположных концепций: Эмпиризм, согласно которому все знания о мире мы получаем непосредственно с помощью органов чувств. Рационализм, согласно которому знания мы можем получать только с помощью мыслительных процессов. Однако резко противопоставлять эмпирический и рациональный пути познания нельзя, так как они взаимосвязаны: рационалистические выводы основаны на эмпирическом опыте, таким образом эмпиризм – низшая ступень познания, а рационализм – высшая.

Социальное и гуманитарное знание ( 10 класс)

Под социальными понимаются знания об обществе, о тех процессах, что происходят в нем. Это может быть взаимодействие людей друг с другом на уровне решения бытовых вопросов, в области бизнеса, в сфере политики. Социальные знания призваны обеспечивать лучшее понимание особенностей данного взаимодействия, а также содействовать успешному разрешению отмеченных вопросов. Это возможно за счет изучения исторических фактов, проведения различных исследований, анализа общественных процессов. Главные научные дисциплины в рамках социальных знаний — социология, история, политология. В некоторых случаях ученые задействуют инструментарий из иных наук — например, математики (как вариант, если стоит задача — вывести ту или иную статистику), экономики (если нужно выявить влияние хозяйственных процессов на общество), географии (для определения закономерностей, характеризующих общественные процессы в тех или иных регионах). Основными ресурсами социального знания можно считать:
  • событие, отражающее факт взаимодействия людей друг с другом (например, это могут быть выборы в органы власти, митинг, манифестация, шествие, конференция);
  • процесс, формирующийся за счет взаимодействия людей друг с другом (переговоры, соревнование, миграция).
Посредством соответствующего научного инструментария исследователь выявляет то, какие факторы влияют на ход тех или иных событий и процессов, а также то, каким образом они могут влиять на развитие общества. Главные научные дисциплины в рамках гуманитарных знаний — философия, психология, лингвистика, антропология. Но, безусловно, значительный объем исторических, политологических и социологических знаний также, по сути, изучает гуманитарные процессы. Основным ресурсом гуманитарного знания можно считать некий первоисточник, характеризующий действия и установки человека или группы людей. Он может быть реальным и представлять собой, к примеру, отраженные в документах цитату, публичное выступление, дневник, художественное произведение конкретного человека или группы людей. Он может быть абстрактным, выраженным в виде культурного наследия, правовых традиций, обычаев. Посредством научного инструментария изучается то, что повлияло на формирование того или иного первоисточника — реального или абстрактного, и как это может воздействовать на сложившиеся научные подходы к пониманию сущности действий и мотивов человека.

Многообразие человеческого знания ( 10 класс)

Знание является результатом познавательной деятельности. Существуют следующие виды знания:
  1. Заблуждение – знание, которое не соответствует воспринимаемому объекту, но считается истинным.
  2. Житейской – основано на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании.
  3. Практическое – основано на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
  4. Художественное – основано на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
  5. Научное – основано на системе понятий и категорий, общих принципов и законов, характеризуется логичностью, объективностью.
Виды знания (классификация по источнику знания): Рациональное – строится на рациональном мышлении, терминах, фактах, характеризуется объективностью. Иррациональное – строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью, субъективностью. Таким образом, форм и видов  знаний много. Это свидетельствует  об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но  в то же время подтверждает огромную силу воздействия  знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

Истина и ее критерии ( 10 класс)

Достижение истины – цель научного познания. Истина это:
  • «Соответствие мыли и предмета, знания и действительности» (Аристотель).
  • Знание, соответствующее предмету познания.
  • Объективное отражение действительности в сознании человека.
Споры о критериях истины ведутся на протяжении 2,5-тысячелетней истории человечества. Уже Платон говорил о необходимости отделять истинное знание (эпистеме) от мнения (доха). В разные времена выдвигались разные критерии истины: Гегель считал, что действительность должна соответствовать абсолютной идее, Кант считал, что истине присущи всеобщность и необходимость, Декарт считал главными критериями истины простоту и ясность. Недостаток всех перечисленных выше подходов в том, что они выводят критерии истины только из самого знания, в то время как истинность можно установить, только сравнивая знания с объектом, то есть только в ходе практической деятельности. Таким образом истина – это знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Виды истины:
Абсолютная истина Относительная истина
Исчерпывающее знание о чем-либо, которое не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки. Неполное знание, не до конца раскрывает суть предмета/явления/процесса, окончательная суть изучаемого объекта неизвестно, знание будет дополняться с развитием науки
Объективная истина Субъективная истина
Знание, существующее в реальной действительности и не зависящее от человека и его уровня познания (то есть это весь мир, который существует вокруг нас). Все то в реальной действительности, что понято и осознано человеком.
Критерии истины:
Критерий – это основания, позволяющие убедиться в точности знаний в соответствии с предметом познания.
Чувственный опыт Теоретические критерии Практический опыт
Соответствие истины чувственным ощущениям (обоняние, осязание, слух, вкус, зрение). – Соответствие законам логики. – Соответствие ранее открытым законам. Практика – предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. Знание, неприменимое на практике, не может быть истинным.
 
Задание EO0521D Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.Признаки
ПРИЗНАКИ ВИДЫ ИСТИНЫ
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки Б) неполное, изменяемое знание о предмете В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта Г) достоверность знания Д) объективность   1)     и абсолютная, и относительная истина 2)     только относительная истина
 

Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно знать критерии истины и понимать разницу между абсолютной и относительной истиной. Истина – это достоверное и объективное знание о предмете, адекватно отражающее сущность изучаемого предмета. Абсолютная истина – это полное, достоверное знание о предмете, которое не может быть ни уточнено, ни дополнено. Относительная истина – это неполное знание о предмете, которое может быть дополнено и при дальнейшем развитии науки. Таким образом, утверждения В, Г и Д относятся и к абсолютной, и к относительной истине, а утверждения А и Б – только к относительной.

Ответ: 22111

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Дана Донецкая | Просмотров: 7k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.