Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Рекомендации к написанию сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Вступление к сочинению
Работая над данной темой, нельзя не сказать об исторической основе поэмы-эпопеи Николая Некрасова, который обратился к мучившему его вопросу, связанному с результатами реформы 1861 года. Что она принесла русскому крестьянству? Можно вспомнить слова самого поэта, которые звучат возмущённо: «Да разве это настоящая воля? Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Этим объясняется и обращение к такой крупной форме, как поэма-эпопея, которая позволяет исследовать огромные пласты народной жизни в поисках ответа на вопрос послереформенной России: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Обозначьте проблемы, к которым приковано внимание поэта:
- Кому на Руси жить хорошо?
- Понимание счастья представителями различных сословий.
- Пути к достижению народного счастья.
Развернутый план сочинения позволит выстроить работу последовательно, ничего не упустив.
- «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
- а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).
б) Народное понимание счастья:
– спор крестьян о том, кто счастлив на Руси, как отражение представления простого человека о счастье;
– Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нём трёх дольщиков;
– сознательное служение Ермилы Гирина интересам крестьян;
– Савелий – богатырь святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу;
– образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной и его место в споре о счастливом человеке на Руси.
в) Две дороги, ведущие к счастью:
– дорога, по которой «громадная, к соблазну жадная идет толпа»;
– «другая тесная, дорога честная» – путь славного заступника, борца за народное счастье (Гриша Добросклонов).
- «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».
Проблема народного счастья обозначена в самом начале поэмы, в её прологе. Она возникает в споре семи мужиков из разных деревень, которые расходятся в своём выборе счастливого человека. Причём к счастливцам мужики относят только тех, кто богат и занимает высокое положение на социальной лестнице (помещик, поп, боярин, купец, министр, царь). Никто не называет счастливыми представителей трудового народа.
Важно! Сам спор говорит о произошедших изменениях в сознании крестьян. В их активности отражён рост самосознания крестьянства. Заметим, что мужики, принимающие решение найти счастливого, дающие обет не возвращаться в свои дома и к своим семьям до момента разрешения их спора, словно меняются: они становятся странниками, выполняющими особую, очень важную миссию. Ведь они пытаются решить вековечный вопрос о счастье и правде, которая становится особенно злободневной в эту эпоху. Обратите внимание на то, что именно с этого момента можно понаблюдать за тем, как переосмысливается понятие счастья, наполняясь совершенно иным содержанием. Это происходит не сразу, по мере движения странников по России, под влиянием их встреч с разными людьми.
Эволюция представления об истинном счастье
– первоначально счастливым считают человека богатого и знатного;
– странниками отвергается ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями»;
– встречи с разными людьми включают в обсуждение вопроса о счастье весь народ: народная молва придаёт делу, затеянному семью странниками, поистине всенародный размах;
– народной молвой счастливыми называются Ермил Гирин, дед Савелий, Матрёна Тимофеевна. Это говорит о том, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья включает в себя человеколюбие, добро, честь, правду, братство, сострадание, жизнь не только ради себя.
– поиски счастливого поставили вопрос не только о том, что такое народное счастье, но и о путях его достижения. Таким образом, вопрос из плоскости этической переходит в плоскость политическую: крестьяне приходят к выводу о невозможности достижения счастья без изменения условий жизни народа. Поэтому в крестьянском сознании органично сливаются представления о счастье, неотделимом от свободы;
– появление образа Гриши Добросклонова, выходца из народа, талантливого поэта, высвечивает новый ракурс в решении вопроса о счастье и счастливце, который видит его в выборе пути народного заступника. Судьба его связана со служением народу для реализации заветной мечты:
Чтоб землякам моим и каждому
Крестьянину жилось вольготно,
Весело на всей святой Руси.
Взгляды самого поэта тесно связаны с Гришей Добросклоновым, который «пел воплощение счастья народного», как и поэт-демократ Н.А. Некрасов, устами своего героя обращается к молодёжи с призывом встать в ряды борцов за счастье народа.
Вариант сочинения
Произведение Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в силу своего жанра позволяет автору ввести в пространство поэмы самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорелся спор между мужиками, — самый главный в жизни всего крестьянства послереформенной России. Проблема народного счастья и его поиска выступает ка центральный мотив, которому подчинено всё.
Семь мужиков становятся странниками-правдоискателями, которые отправляются на поиски счастья по России-матушке. Они считают, что счастливцами на Руси могут быть только люди состоятельные, а идеал счастья измеряется такими понятиями, как покой, богатство, честь.
Встретившиеся на пути странников встречается поп и помещик словно примеряют эту формулу к себе. Ни один, ни другой счастливыми себя не считают. Поп горюет об утрате больших богатых приходов, которые давали возможность безбедно жить; помещик оплакивает утраченную над крестьянами власть, дающую ему возможность миловать и казнить по собственному усмотрению. И поп, и помещик видят своё счастье в том, чтобы жить чужим трудом. Лб этом откровенно говорит Оболт-Оболдуев, изображённый в поэме сатирическими красками: «Не брать, так нечем жить».
В главе «Счастливые» вопрос о счастье крестьянском приводит к странникам разных людей, по-своему объясняющих, почему они называют себя счастливыми. Здесь и солдат, многократно раненный в боях, но выживший вопреки всему. Здесь и старушка, собравшая богатый урожай репы. Здесь бывший холоп князя Переметьева, который гордится своим господином и тем, что всю жизнь был его рабом. Общий итог, подведённый странниками, звучит горько: «Эй, счастие мужицкое, дырявое, с заплатами, проваливай домой».
Народная молва, однако, называет имя счастливого человека. Это Ермил Гирин. Ему мало иметь спокойствие, деньги и почёт» — важно, чтобы каждый имел это. Его сила — в правде, за служение народу, мужики ценят за его честность и справедливость: «Где хватит силы — выручит, не спросит благодарности… В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил». Однако ныне Гирин в остроге — за отказ отговорить крестьян от бунта. Живущий по законам правды Гирин не может идти против справедливости, а потому «в остроге он сидит».
Глава «Крестьянка» даёт возможность познакомиться с двумя важными героями. Это Матрёна Корчагина, исповедь которой слушают странники, и Савелий, богатырь святорусский, фигура колоритная и самобытная. Жизнь Матрёны горькая и непростая, она становится отражением женской судьбы каждой крестьянской женщины. Вывод, который делает Корчагина, звучит так:» Ключи от счастья женского… заброшены, затеряны у Бога самого».
Старик Савелий — защитник угнетенных. Однако он мирится с рабским положением, говоря о терпении как о способности преодолевать все жизненные испытания. Слово «терпение» в рассказе об этом герое связано с такими понятиями, как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство русского крестьянства.
Поиски счастливца на Руси приводят странников к вахлакам, выходцем из которых был Григорий Добросклонов. Молодой человек, талантливый поэт знает. в чём его счастье: » Григорий твёрдо знал уже, что будет жить для счастия убогого и тёмного родного уголка». Он выбирает трудный путь, который готовит ему имя народного заступника, чахотку и Сибирь. Именно жертвенность пути героя как народного заступника вызывает искреннее уважение поэта. Он говорит: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею…» Таким образом он подтверждает, что истинное счастье человека — в искреннем служении народу, в борьбе за его счастье и благополучие, в умении разделить его беды и невзгоды. Счастливые есть на Руси. Это друзья народа, которые скромно работают для его блага, для тех, которые готовы умереть за него.