Царь-рыба • рассказ 💡

Автор: Астафьев В.П. | Дата публикации: 1976 | Форма произведения: рассказ | Жанр: философский | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа | Главные герои: Зиновий Игнатьевич (богатый человек, рыбак), Командор (младший брат и одновременно враг Зиновия), царь-рыба (огромный осетр) Темы: внутренняя борьба, ответственность, человек и животные

Игнатьич

Иллюстрация О. Михайлова

Главный герой произведения Зиновий Игнатьевич Утробин живет в сибирском поселке, который стоит на берегу речки, впадающей в Енисей. Он – наладчик станков на пилораме и, к тому же, заядлый рыбак. Местные зовут его просто – Игнатьич и относятся к нему с большим уважением. Внешне он производит впечатление очень аккуратного, следящего за своим здоровьем человека. Пьет он умеренно, поэтому лицо у него всегда «цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках». Да и по характеру он отличается вежливостью и щедростью, никогда не берет денег с сельчан за какую-либо услугу (чаще всего это ремонт лодок), лишь просит их аккуратнее обращаться с мотором.

Рыбы Игнатьич вылавливал огромное количество, но никому даже в голову не приходило называть его браконьером. Его улов составляла самая отборная стерлядь, каждая весом не меньше килограмма. Местные подозревали, что он обладает каким-то сверхъестественным чутьем или знает колдовское слово. Единственным человеком, кто завидовал ему – был его брат Командор. И дом у его старшего брата был лучше и богаче, и в саду росли невиданные для этих мест цветы, и сам он слыл в поселке самым богатым человеком.

Огромная рыба

Иллюстрация О. Михайлова

Однажды на рыбалке, уже наловив большое количество стерляди и, собираясь домой, Зиновий вдруг почувствовал, что в сети попалось что-то огромное. По всем признакам Игнатьич понял, что это осетр. Когда рыба показалась из воды, его поразило ее величие и красота.

Началась борьба человека с рыбой, в течение которой Зиновия посещали разные чувства. Его то охватывал страх, то он начинал испытывать восторг, представляя, сколько он выручит денег за икру, которой у осетра должно быть не меньше двух ведер. На смену восторгу приходила жадность при мысли о том, если икрой придется с кем-то делиться.

Борьба

В этой схватке никто не собирался сдаваться, ни человек, ни рыба. На Игнатьича волнами накатывали страх и отчаяние, тогда он начинал разговаривать вслух. Он ни в какую не хотел упустить такого осетра, которого местные жители называют «царь-рыбой», и которая попадается счастливчикам один раз в жизни.

Перевес в борьбе менялся то в сторону Зиновия, то в сторону осетра. В какой-то момент рыба дернулась, Игнатьич зацепился за крючок и начал тонуть. Разные мысли пронеслись в голове Зиновия в эти минуты, и он уже почти смирился с безысходностью. Единственное, его огорчало то, что попадет он в ад, потому что «у райских врат стучаться бесполезно…».

Царь-рыба

Иллюстрация О. Михайлова

Но напористость и жизнелюбие человека одержали победу – он все же смог выбраться из воды и забраться в лодку. Оба противника были ранены и истекали кровью. Во время борьбы Зиновию почему-то вспомнился увиденный им однажды утопленник с глазами, «подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти». Представив себя на его месте, Игнатьич «завизжал… и принялся дубасить рыбину по башке… принялся уговаривать рыбу скорее умереть». Но осетр не подчинялся, он оказался таким же упрямым, как и его противник.

Покаяние

Пронеслись в памяти Зиновия и школьные годы, когда он, сидя на уроке, представлял себя на рыбалке с удочкой в руках. Уже во взрослой жизни довелось ему побывать и председателем родительского комитета, и депутатом поссовета и, даже, дружинником. Вспомнил он и о Тайке, своей племяннице, которую задавил пьяный водитель. «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи», – с горечью подумал Зиновий.

Всю жизнь Игнатьич раскаивался за то, что плохо поступил с нравящейся ему девушкой – Глашей Куклиной. В свое время он поверил слухам, что девушка изменила ему с одним из приехавших на их лесопилку трудармейцев. Местные парни подсказали ему, как проучить «изменщицу»: зацеловать, затискать и овладеть ею. Но, увидев ее старенькие байковые штанишки, выкрашенные домашним способом, он остановился, «…поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду». С тех пор Глаша и Зиновий пребывали в состоянии тихой вражды.

Отслужив в Киргизии, Зиновий вернулся в родные края с женой. Глаша вышла замуж за счетовода. При встрече она всегда здоровалась, но Зиновий знал, что обиду она не простила. На его письмо с извинениями, которое он послал ей со службы, она не ответила. Вернувшись, он попытался лично извиниться перед ней, но она тихо сказала: «Пусть вас Бог простит…».

Освобождение

И сейчас рыбак подумал, что за все приходится отвечать, ничего не проходит бесследно. Он стал громко кричать: «Прости, Глаша! Прости!» Внезапно он почувствовал рывок и сменивший его удар. Игнатьич понял, что рыба ушла в реку, на дно. «Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь!..» — произнес Зиновий, и так легко, так хорошо вдруг стало у него на душе…

Известные цитаты

В жизни все с игры начинается!

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Дамка.

Командор поет песню.

В жизни всяко бывает… Вон она какая… И не таким, как ты, салазки загибала…

Аким. Часть 2. Сон о белых горах.

Разговор Акима и Эли

Во веки вечные женщина была и не перестала быть причиной неспокойствия в миру, отправной точкой ко всем почти злодейским преступлениям, она и вино — вот яблоко человеческого раздора.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 2. Поминки.

Возникла новая следственная версия.

Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда. И еще: какие бы они ни были, большие, умные, сильные, они всегда нуждаются в нашей защите и помощи.

Рассказчик. Часть 1. Капля.

Рассказчик размышляет ночью на разные темы.

Все мы, русские люди, до старости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в середке незащищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе.

Рассказчик. Часть 1. Капля.

Размышления у костра.

Все хапуги схожи нутром и мордой! Только иным удается спрятать себя, притаиться до поры до времени, но накатывает случай, предел жизни настигает и сгребает всех в кучу — потом одного по одному распределяет на места.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Царь-рыба.

Игнатьич думает о себе с презрением.

Да, все мы задним-то умом богаты…

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 2. Поминки.

Акима снимают фотоаппаратом и кинокамерой.

Есть люди, что вроде бы сразу живут на всей земле в одинаковом обличье, с неуязвимой и неистребимой открытостью. Все перед ними всегда тоже открыты настежь, все к ним тянутся, начиная от застигнутых бедой путников и кончая самыми раскапризными ребятишками. Таких людей никогда не кусают собаки, у них ничего не крадут и не просят, они сами все свое отдают, вплоть до души, всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 2. Туруханская лилия.

Описание Павла Егоровича

Женщина — тварь божья, за нее и суд, и кара особые.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Царь-рыба.

Игнатьич вспоминает о Глахе.

Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них.

Рассказчик. Часть 1. Капля.

Рассказчик размышляет ночью на разные темы.

Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, при любом соблазне хлебает под своим краем, не хватая жирных кусков из общего котла, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит — у того человека свое отдельное место в жизни и на земле, им заработанное и отвоеванное. Остальное все в хлам, в утиль, на помойку!

Игнатьич. Часть 1. Царь-рыба.

Игнатьич поймал осетра.

Может быть, и блажь, но с этой-то блажи все и началось лучшее в человеке. Из нее, из блажи-то, и получились песни, стихи, поэмы, то, чем можно и нужно гордиться…

Эля. Часть 2. Сон о белых горах.

Разговор Акима и Эли.

Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воньмешь ее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие.

Рассказчик. Часть 1. Капля.

Описание тайги.

Надо любить мать, жалеть ее и, когда она сделается старенькая, не бросать, отблагодарить добром за так вот просто подаренную жизнь…

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 2. Уха на Боганиде.

Мать Акима нанимается на сезонную работу резальщицей рыбы.

Но так уж устроен человек: пока он жив — растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать, не отделить ни боль его, ни радость от своей боли, от своей радости.

Рассказчик. Часть 1. Бойе.

Рассказчик вспоминает свои поездки на Енисей.

Одиночество — беда человека, дорогая моя. Гордое одиночество — игра в беду, и ничего нет подлее этой игры! Позволить ее себе могут только сытые, самовлюбленные и психически ненормальные болваны.

Мама Эли. Часть 2. Сон о белых горах.

Эля вспоминает слова своей матери.

От дурашливой пакости до мерзкой жестокости — шаг, в общем-то, меньше воробьиного.

Рассказчик. Часть 1. Летит черное перо.

Рассказчик вспомнинает историю, рассказанную ему бывшим фронтовиком Черемисиным.

Природа, она ловкая, все и всем распределила по делу: кому выть-завывать, кому молча жить и умирать.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Дамка.

Описание дочери Командора.

Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Царь-рыба.

Игнатьич вспоминает о Глахе.

С возрастом я узнал: радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна. Радость сверкнет зарницей, нет, молнией скорее и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днем, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чем-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе притягательном будущем. Мудра, взросла печаль — ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем она рождается заново и чем дальше в жизнь, тем меньше ее, ну вот как цветов чем гуще тайга, тем они реже.

Рассказчик. Часть 1. Капля.

Рассказчик смотрит на звезды.

С детьми и собаками Аким умел ладить, они его любили — верный признак души открытой и незлой.

Аким. Часть 2. Сон о белых горах.

Аким успокаивает свою собаку.

Северное поверье: собака, прежде чем стать собакой, побыла человеком, само собою, хорошим.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Бойе.

Описание Бойе.

Смерть у всех одна, ко всем одинакова, и освободиться от нее никому не дано. И пока она, смерть, подстерегает тебя в неизвестном месте, с неизбежной мукой, и существует в тебе страх от нее, никакой ты не герой и не бог, просто артист из погорелого театра, потешающий себя и полоротых слушательниц.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 2. Сон о белых горах.

Аким хоронит Герцева.

Среди собак, как и среди людей, встречаются дармоеды, кусучие злодеи, пустобрехи, рвачи — дворянство здесь так искоренено и не было, оно приняло лишь комнатные виды.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Бойе.

Описание Бойе.

Страх, как блуд, и пугает, и манит.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Царь-рыба.

Глашка Кукулина приспособила осетровый череп вместо маски.

Тишина. Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Царь-рыба.

Игнатьич уговаривает рыбу скорее умереть.

У райских врат стучаться бесполезно…

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Царь-рыба.

Рыба тянет Игнатьича на дно.

Хорошо, просто здорово и необходимо знать человеку, что дома его ждут и любят.

Слова автора (Астафьев В.П.). Часть 1. Дамка.

Описание взаимоотношений Командора с его дочерью.

Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову.

Игнатьич. Часть 1. Царь-рыба.

Игнатьич решил, что упускать осетра нельзя.

Чего на скорую руку, тяп-ляп сделаешь, тяп-ляп и получится.

Рассказчик. Часть 1. Капля.

Рыбалка в тайге.

Я на войне был, в пекле окопов насмотрелся всего и знаю, ох как знаю, что она, кровь-то, с человеком делает! Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая ее, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря.

Рассказчик. Часть 1. Летит черное перо.

Аким вспоминает прошлогоднюю охоту.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.8k 👀