Стихотворение и анализ «Дорожная дума»

Позднею ночью, равниною снежной

Еду я. Тихо. Все в поле молчит…

Глухо звучат по дороге безбрежной

Скрип от полозьев и топот копыт.

Все, что, прощаясь, ты мне говорила,

Снова твержу я в невольной тоске.

Долог мой путь, и дорога уныла…

Что-то в уютном твоем уголке?

Слышен ли смех? Догорают ли свечи?

Так же ль блистает твой взор, как вчера?

Те же ли смелые, юные речи

Будут немолчно звучать до утра?

Кто там с тобой? Ты глядишь ли бесстрастно

Или трепещешь, волнуясь, любя?

Только б тебе полюбить не напрасно,

Только б другие любили тебя!

Только бы кончился день без печали,

Только бы вечер прошел веселей,

Только бы сны золотые летали

Над головою усталой твоей!

Только бы счастье со светлыми днями

Так же гналось по пятам за тобой,

Как наши тени бегут за санями

Снежной равниной порою ночной!

Краткое содержание

П. Грузинский. В метелье. 1859

Сюжет произведения предельно прост: лирический герой (автор) рассказывает о том, что едет в санях по заснеженной дороге. Под полозьями скрипит снег, слышен «топот копыт» лошадиной упряжки. На землю опустилась глубокая ночь, вокруг нет никого. Дорога предстоит крайне утомительная и унылая. Читая эти поэтические строки, мы понимаем: поэт едет от дорогой его сердцу женщины. Но женщина эта, скорее всего,  не является ему возлюбленной: возможно, это сердечная привязанность юности, с которой у героя сохранились доверительные отношения. В дороге поэт твердит «в невольной тоске» те слова, что сказала ему на прощание женщина.

Герою предстоит долгий путь, и он предаётся рассуждению о том, чем сейчас занята оставленная подруга. Поэт задаётся риторическими вопросами: «Слышен ли смех? Догорают ли свечи?», блистает ли её взор так же, как вчера? Героя также интересуют  вопросы, касающиеся чувственной сферы. Он спрашивает: «Кто там с тобою?», интересуется, «трепещет ли она, любя»? В порыве чувств поэт восклицает: «Только б тебе полюбить не напрасно, Только б другие любили тебя!».

Поэт желает дорогой его сердцу женщине, чтобы дни её «кончились без печали», а «вечер прошёл веселей». Он желает ей спокойного ночного отдыха, чтобы «золотые сны» летали над её «усталой головой». Подобно быстрокрылым снам, поэт хочет, чтобы «счастье со светлыми днями также гналось по пятам» за его драгоценной подругой. Две заключительных строки омрачают картину дорожных раздумий лирического героя. Во фразе: «Как наши тени бегут за санями, снежной равниной, порою ночной!» ощущаются эмоции душевной грусти и тоски по несбыточному личному счастью.

История создания

Прежде чем рассуждать об истории появления данного произведения, следует обратиться к личности самого Алексея Николаевича Апухтина. Был он человеком огромной эрудиции, получил отличное образование, успешно зарекомендовал себя не только как поэт, но также как редактор, государственный чиновник и правовед. Широкое признание у читающей публики Алексей Николаевич приобрёл, в первую очередь, благодаря своей любовной лирике. Большинство из написанных им произведений были положены на музыку, став известными романсами. Мелодичные стихи поэта вдохновляли таких великих композиторов, как Чайковский, Рахманинов, Глиэр, Аренский.

По своему трагическому мировосприятию поэт был во многом созвучен с творчеством М.Ю. Лермонтова. К примеру, многие из его произведений открыто несут в себе энергию поэзии Лермонтова: здесь и характерные мотивы отвергнутой «роковой» страсти; и женщины, не способные оценить искренность чувств; и нестерпимая тоска от неудовлетворённости жизнью; и нежизнеспособность гармоничных отношений между людьми. Прямую аллюзию на произведение Лермонтова «Дума» легко заметить в стихотворных строках «Дорожной думы», вышедшей из-под пера Алексея Апухтина в период между 1856 – 1866 гг.

Биография Апухтина содержит интересные нюансы, во многом раскрывающие его личность. К примеру, автор «Дорожной думы» никогда не был женат, и свои пятьдесят три года жизни прожил убеждённым холостяком, не имея детей. Но узами брака стихотворец не стремился связать себя по одной причине – ему была свойственна ярко выраженная гомосексуальность. Особенно тёплые чувства Апухтин испытывал к своему другу детства – Петру Чайковскому: об их связи «шептался» весь светский Петербург.

Последние годы жизни автор «Дорожной думы» провёл, как затворник: к мучившему его ожирению, прибавилась ещё и неизлечимая водянка. Физическое состояние Алексея Николаевича было настолько тяжёлым, что он даже перестал передвигаться в пределах собственного дома.

Жанр, направление, размер

Принадлежность произведения к конкретному жанру заложена уже в самом его названии. Перед нами образец думы – самой популярной поэтической формы в поэзии девятнадцатого века. Этот поэтический жанр представляет собой повествование о размышлениях поэта на темы философии, социально-бытовой сферы. В данном стихотворении лирический герой предаётся размышлениям на тему быстротечности жизни, недостижимости счастья и любви. Жизнь такова, что всегда между дорогими друг другу людьми лежит длинная дорога, разъединяющая любящие сердца.

Композиция

Композиция «Дорожной думы» линейная, прямая. Поэтическое «полотно» состоит из шести четверостиший, которые по принципу семантической нагрузки можно поделить на три части:

  1. Первая часть представляет собой вступление. В нём лирический герой чётко обозначает время и место событий: он едет по ночной заснеженной дороге в санях, возвращаясь от дорогой сердцу женщины. Все его мысли заняты исключительно ею.
  2. Основная часть включает повествование о размышлениях лирического героя, касающихся покинутой женщины. Герой пребывает в крайне расстроенных чувствах по двум причинам: ему предстоит долгая, утомительная дорога и его душа обеспокоена тем, в каком состоянии находится та, от которой он уехал. Героя волнует: кто в данный момент находится с ней рядом? Чем занято её внимание? Каково её настроение? Поэт искренне желает женщине добра и счастья.
  3. Эпилог – в двух заключительных строках последнего четверостишия лирический герой произносит фразу: «… как наши тени бегут за санями…». Под тенями он подразумевает воспоминания о былом счастье, недостижимом ныне.

Образы и символы

В своём стихотворении автор создал два ключевых, смыслообразующих образа:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Поэт транслирует нам яркие, легко считываемые эмоции трагического мировосприятия, возникшие из-за осознания мысли о невозможности личного счастья. Герой понимает: годы бегут, а близкого человека рядом нет. Зимняя дорога уводит его всё дальше и дальше от того места, где живёт дорогая сердцу женщина;
  • образ женщины – центральный. Вокруг данного образа построено всё эмоциональное повествование стиха. Мы не можем точно сказать, что именно связывает лирического героя с женщиной: дружба или любовь? Быть может, она когда-то любила поэта, и тот отвечал ей взаимностью, но теперь чувства остыли и их связывают добрые, доверительные отношения. Поэтому в словах героя нет никакой ревности: он лишь переживает о женщине, желая счастья в личной жизни. Поэт произносит: «Только б тебе полюбить не напрасно, Только б другие любили тебя!».

Темы и настроение

Ключевая тема, поднимаемая автором в произведении – тема трагичности человеческой жизни, её быстротечности, невозможности построить надёжные отношения  на всю жизнь. Каждый человек, по мнению автора, одинок от рождения. Люди обречены на взаимное непонимание. Остаётся лишь надеяться на благосклонность судьбы каждого отдельного человека. Но судьба может и не проявить этой благосклонности, тогда человеку ничего другого не остаётся, как ехать в одиночестве по ночной зимней дороге и «дорожную думу» думать. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями грусти, меланхолии и пессимизма лирического героя, ощущающего себя незначительной песчинкой огромного мироздания.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем утверждении, которое Апухтин стремится донести до читателей: в жизни нет места абсолютному счастью и гармонии отношений между мужчиной и женщиной. К сожалению, истинное счастье возможно лишь в мыслях, в воображении, в памяти о былых светлых днях.

Средства выразительности

В своём произведении Алексей Николаевич с целью донесения основной идеи до читательской аудитории использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «поздняя ночь», «равнина снежная», «светлые дни»;
  • метафоры – «сны золотые летали», «счастье гналось», «наши тени бегут»;
  • олицетворения – «вечер прошёл», «всё в поле молчит»;
  • краткие прилагательные – «долог мой путь»;
  • риторические вопросы – «Слышен ли смех? Догорают ли свечи?»;
  • рефрен – многократное использование союза «только» с модальной частицей «бы».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 54 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *