Три сестры • пьеса

краткая информация
Автор: Чехов А.П. | Дата публикации: 1901 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (Германия, Россия, 1994 год, реж. Сергей Соловьев) | Главные герои: Прозоров Андрей Сергеевич (дворянин), Наталья Ивановна (невеста Андрея Сергеевича), Ольга (старшая из трех сестер, учительница гимназии), Маша (средняя сестра, жена Кулыгина), Ирина (младшая сестра, мечтательница), Кулыгин Федор Ильич (учитель гимназии, муж Маши) Второстепенные герои: Вершинин (подполковник), Тузенбах (барон, обрусевший немец), Соленый (штабс-капитан), Чебутыкин (военный доктор), Федотик и Родэ (подпоручики), Ферапонт (сторож), Анфиса (старая нянька) Темы: внутренняя борьба, добро и зло, изъяны общества, любовь и ненависть, мечта, образование и воспитание, смысл жизни

Первое действие

Дом Прозоровых. Эскиз декорации спектакля. МХАТ. 1901

Действие происходит в доме Прозоровых. Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. Стоит летний полдень. Со двора, залитого солнцем, доносится веселый смех, а в зале накрывают стол, ждут гостей – офицеров расквартированной в городе артиллерийской батареи и ее нового командира подполковника Вершинина. Всех переполняют радостные ожидания и надежды.

Ирина произносит восторженный монолог: «Я не знаю, отчего у меня на душе так светло!.. Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы». Осенью Прозоровы должны перебраться в Москву. Сестры уверены, что их брат Андрей поступит в университет и со временем непременно станет профессором. В прекрасном расположении духа пребывает Кулыгин, учитель гимназии, муж одной из сестер, Маши. Общий радостный настрой передается Чебутыкину, военному доктору, в свое время безумно любившему покойную мать Прозоровых. Он называет Ирину белой птицей и растроганно целует ее.

Поручик барон Тузенбах с воодушевлением говорит о будущем: «…готовится здоровая, сильная буря, которая сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Не менее оптимистичен и Вершинин. С его появлением у Маши проходит ее «мерехлюндия». Атмосферу непринужденной жизнерадостности не нарушает и приход Наташи, которая ужасно смущена большим обществом. Андрей делает ей предложение: «Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой!»

Анализируем первое действие

В первом действии пьесы читатель знакомится с семьей Прозоровых. Все ее члены интеллигентны, образованны и хорошо воспитаны, знают языки и владеют музыкальными инструментами. Прозоровы принадлежат к одной из категорий дворянства, ранее проживали в Москве, где осталась могила их матери, но теперь живут в провинции, в губернском городе. Вся их жизнь посвящена мечтам о возвращении в Москву. Действительность же такова, что Ольга, старшая из сестер, двадцативосьмилетняя старая дева, уже четыре года работает школьной учительницей, утратившей всякую надежду на личную жизнь. Маша замужем за скучным Кулыгиным, который не оправдал ее надежд, и которого она раньше считала образованным и неординарным. Она все реже садится за рояль, а ее многоязычие негде приложить и некому оценить в маленьком городишке. Ирина не замужем. Она – младшая сестра Андрея, Маши и Ольги. Она разделяет мечты своих родных о Москве, но счастье видит исключительно в труде, который будет приносить благо. Идет подготовка к юбилею Ирины. Пока еще все находятся в прекрасном расположении духа и продолжают мечтать.

Приезд Вершинина, с которым у сестер связаны воспоминания об их прежней жизни, радует всех, особенно Машу. Она невольно сравнивает его с мужем, для которой он – олицетворение безмерной скуки вместе с написанной им книгой об истории гимназии. Вершинин велеречив, его разговоры о светлом будущем наполнены патетическими нотками.

Из всех троих у Ольги меньше всего вариантов что-либо изменить в жизни. И, хотя, она тоже втайне мечтает, но покорно принимает те обстоятельства, в которых находится в данное время.  Возможности Маши ограничены замужеством, а жизнь Ирины все еще полна возможностей, поэтому она деликатно отказывается от предложения руки Тузенбаха. Исполненные глубокой тоски по прошлому, сестры движимы стремлением к чему-то лучшему. Эти противоречивые эмоции – ностальгию и надежду символизирует самый мирный, обычный предмет уютного дома – самовар. Подарок Чебутыкина очень был бы уместен в их прежней, московской жизни, теперь же он кажется показным, нелепым, «смущающе ужасным». Сестры восхищаются красотой этого предмета, несмотря на то, что он не вписывается в их сегодняшнюю жизнь. Несмотря на вынужденные условия, они верят, что у них все еще наладится.

Необычный подарок и приезд старого друга из родного города делают атмосферу дня рождения почти счастливой. Даже Маша, которая собиралась уходить, решила остаться и принять участие в празднике. Андрей смело целует Наталью Ивановну и делает ей предложение. Жизнь семьи в первом действии если не абсолютно, то, хотя бы, относительно спокойна и оптимистична.

Второе действие

Г. Мясоедов. Три сестры в парке. 1888

Постепенно воодушевление и восторг первого действия сменяются нарастающим унынием. Мается от скуки Андрей. Его, мечтавшего о профессуре в Москве, отнюдь не прельщает должность секретаря земской управы, а в городе он ощущает себя «чужим и одиноким». Маша совершенно разочаровывается в муже, который когда-то казался ей ученым и умным, а среди его товарищей учителей она просто страдает.

Ирине не приносит удовлетворения работа на телеграфе: «Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней и нет. Труд без поэзии, без мыслей…» Уставшей, с головной болью возвращается из гимназии Ольга. Не в духе Вершинин. Он еще продолжает уверять, что «все на земле должно измениться мало-помалу», но тут же добавляет, что «счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать…» В каламбурах Чебутыкина все чаще проскальзывает затаенная боль: «Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука…»

Анализируем второе действие

Нарастающая депрессия участников пьесы хорошо прослеживается во втором действии произведения. Когда-то полная надежд Ирина теперь выглядит уставшей и подавленной. Нелюбимая работа, мечты, так и остающиеся мечтами – все это делает ее раздраженной и безвольной. Ее сестер одолевают те же самые чувства. Андрей проиграл большие деньги в азартные игры, поставив семью в еще более тяжелое финансовое положение, а жена Вершинина предприняла попытку самоубийства. Меняется даже фон, на котором происходят события второго действия. Если раньше это был яркий майский день, то сейчас – серый зимний вечер. Единственный островок, где еще теплится счастье – роман Вершинина и Маши.

Сцена из спектакля

Но, все понимают, что этой связи не суждено стать счастливым финалом в судьбе героев, так как присутствие с обеих сторон супругов не дает им шансов на совместное будущее.

Творчество Чехова, в первую очередь, направлено на изучение человеческого опыта. В его пьесах прослеживается не столько развитие сюжета, сколько развитие характеров. Большинство важных событий происходит за кулисами, в то время как зритель видит, как они, эти события меняют персонажей. Выбрав такой подход, Чехов дает возможность читателю обратить внимание на состояние героя, решая одну из главных своих задач.

Две героини, претерпевшие наибольшие изменения – это Ирина и Наташа. Еще недавно мечтающая о труде Ирина все больше устает на телеграфе и считает, что эта работа отупляет ее. Она чувствует себя переутомленной, измученной и такой раздраженной, что набрасывается на убитую горем женщину, потерявшую сына: «Плачет. И я ей нагрубила ни с того ни с сего. «Мне, говорю, некогда». Так глупо вышло». Она надеется, что расположение двух влюбленных в нее мужчин – Тузенбаха и Соленого, может спасти ее положение, хотя не питает ни к одному из них ни малейшей симпатии. Интересно, что вражда двух соперников – это единственный активный конфликт на протяжении всей пьесы.

В сценах второго действия раскрывается характер еще одного женского персонажа – Наташи. Из сдержанной, даже стеснительной женщины, которая сбегает с праздника в первом действии, она превращается в активного манипулятора. Став законной женой Андрея, она помещает его в жесткие рамки. Однако, этим не ограничивается властность и деспотизм ее характера. Ее влияние начинает распространяться на сестер, которых она постепенно старается вытеснить за пределы комфортного существования. Ей ничего не стоит отменить визит ряженых, которых все с нетерпением ждали на праздник, или покритиковать Андрея за набранный вес. Безнравственность ее выражается в почти демонстративных отношениях с Протопоповым, ставшим ее любовником.

Она взяла на себя полное управление домом, что привело к тому, что Ирина и Ольга стали вынуждены делить на двоих крошечную комнату наверху, несмотря на то, что обе очень уставали после работы, так как были, по сути, единственными, кто содержал семью. Символична свеча, которой Наталья постоянно освещает все темные углы, чтобы ничего в доме не осталось без ее внимания и контроля. В то же время, Наташа олицетворяет собой некую динамику, активность, хотя и отрицательного свойства. На фоне остальных персонажей, которые пассивно ожидают перемен, не прилагая к этому особых усилий, она уверенно преобразует свою жизнь.

Монолог Вершинина о тяжелом труде направлен на придание хоть какого-то смысла жизни героев. Он предполагает, что судьба каждого человека, независимо от того, где он живет или работает, наполнена страданием. «Слушаете ли вы штатского или военного, он скажет вам, что устал от своей жены, устал от своего дома, устал от своего поместья, устал от своих лошадей. Жизнь людей бессмысленна без работы над созданием лучшего будущего для человечества, даже если они никогда не увидят его». Сам он принимает те страдания, которые выпали ему и призывает остальных персонажей сделать то же самое. Когда сестры говорят о том, что снова будут счастливы, когда вернутся в Москву, Вершинин делает вывод, что счастье – это иллюзия. Где бы они ни жили, страдания будут всегда преследовать их. Подобные высказывания дают читателю глубокое представление о характере Вершинина. Несмотря на его позитивность, он так же подавлен, как и все остальные, и не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь.

Краткое содержание три сестры

Сцена из спектакля «Три сестры»

Третье действие

Наташа, постепенно прибирающая дом к своим рукам, выпроваживает гостей, ожидавших ряженых. «Мещанка!» – раздраженно говорит Маша Ирине.

Прошло три года. Уже ничто не напоминает о том солнечном полдне, когда все были счастливы и полны надежд. На смену ему приходят мрачные, печальные события. Слышится набат по случаю уже давно начавшегося пожара. В открытую дверь видно красное от зарева окно. Дом Прозоровых полон людей, спасающихся от огня.

Ирина рыдает: «Никогда, никогда мы не уедем в Москву… Я в отчаянии, я в отчаянии!» Задумывается в тревоге Маша: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?» Плачет Андрей: «Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы… все счастливы… Но Боже мой…» Еще сильнее разочарован Тузенбах: «Какая мне тогда мерещилась счастливая жизнь! Где она?» На мокром месте глаза у не выходящего из запоев Чебутыкина: «В голове пусто, на душе холодно. Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги… и голова». И чем упорнее твердит Кулагин: «Я доволен, я доволен, я доволен», тем очевиднее становится, как все надломлены, несчастливы.

Анализируем третье действие

Пожар в этом действии вызывает панику как у персонажей, так и у зрителей. Люди мечутся по дому, не зная, что им делать, напряжение нарастает, и впервые в пьесе герои откровенно говорят друг с другом. На высоте эмоций Маша признается в своем романе с Вершининым, Андрей расспрашивает сестер об их отношении к Наташе, а Чебутыкин пьяно заявляет, что счастье – это иллюзия. Беспрерывная пожарная сигнализация предупреждает, что решение нужно принимать быстро. Для сестер это означает, что их будущее под вопросом, и у них не так много времени, чтобы тратить его на погоню за мечтой. К сожалению, сестры оказались слишком слабы, чтобы противостоять силам, угрожающим их счастью. Ольга не выдерживает Наташиных угроз уволить Анфису. В тот момент, когда она могла бы жестко поставить Наташу «на место», она чувствует себя слишком уставшей, чтобы бороться. Нарастает депрессия и у Ирины, доводящая ее до полной безысходности, вследствие чего она отказывается от своей мечты найти настоящую любовь в Москве и принимает предложение нелюбимого Тузенбаха.

Чебутыкин – абсолютно разочаровавшийся в жизни персонаж. Когда-то он любил мать Прозоровых и поэтому так сильно привязан к этой семье, особенно к Ирине. Несмотря на искренность своих чувств, разбив часы, когда-то принадлежавшие любимой женщине, он воспринимает это с холодным равнодушием. На вопрос Маши любила ли его их мать, он отвечает: «Я не помню». В пьесе этот персонаж – символ опустошенности под маской благодушия. О равнодушии  его персонажа говорит и то, с какой легкостью он согласился быть секундантом на дуэли  Тузенбаха и Соленого, невольно погубив, тем самым,  будущее Ирины. Душевное расстройство Чебутыкина вызвано тем, что он виновен в смерти одной из своих больных, которой до сих пор не может простить себе. Чебутыкин не верит в существование счастья, считая его иллюзией.

Сцена из фильма-спектакля. 1984

Ирина рыдает, что ее образованность осталась невостребованной: «Куда? Куда все ушло? Где оно? О, боже мой, боже мой! Я все забыла, забыла… у меня перепуталось в голове… Я не помню, как по-итальянски окно или вот потолок… Все забываю, каждый день забываю, а жизнь уходит и никогда не вернется…» Эти потери – любовь Чебутыкина и будущее Ирины так же разрушительны для их персонажей, как потеря имущества для погорельцев. К концу третьего действия с принятием Ириной предложения Тузенбаха и признанием проблемы Андрея с азартными играми становится понятно, что сестры никогда не вернутся в Москву.

Четвертое действие

Приближается осень. Маша, проходя по аллее, поднимает голову и с грустью наблюдает за перелетными птицами. Артиллерийская бригада покидает город: ее переводят в другое место, в Читу или Польшу. Офицеры приходят проститься с Прозоровыми. Федотик, фотографируя всех на память, замечает: «…в городе наступит тишина и спокойствие». Тузенбах добавляет: «И скучища страшная». Андрей высказывается еще категоричнее: «Опустеет город. Точно его колпаком накроют».

Маша расстается с Вершининым, которого она так страстно любила. Ольга, став начальницей гимназии, понимает, что в Москве им уже не быть. Ирина решила принять предложение Тузенбаха, который вышел в отставку, и уехать с ним на кирпичный. Чебутыкин в умилении желает им: «Летите, мои милые, летите с Богом!» На «полет» благословляет он и Андрея, советуя ему взять в руки посох и уходить отсюда без оглядки как можно дальше.

Но не суждено сбыться даже самым скромным надеждам героев пьесы. Соленый, влюбленный в Ирину, провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Надломленному Андрею не хватает сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки «посох».

Батарея покидает город. Звучит военный марш. Ольга признается, что под такую музыку хочется жить. Ей кажется, что еще немного и они узнают «зачем мы живем, зачем страдаем… если бы знать, если бы знать!»

Анализируем четвертое действие

Четвертое действие – полная противоположность первому. В первом действии события происходят весной, то есть в момент возрождения природы, в последнем – осенью, в период увядания. Первое действие пронизано надеждами, четвертое – их крахом. Переменчивая погода усиливает гнетущее настроение заключительного действия и напоминает читателю о непреодолимости течения времени.

Офицеры-артиллеристы покидают город, и Маша расстается с Вершининым. Тузенбаха убивает на дуэли Соленый, и Ирина остается в одиночестве, Андрей совершенно утратил силы к любому сопротивлению и в итоге сдается, оказываясь в полном подчинении у Натальи Ивановны.

Сестры полностью принимают ситуацию, смирившись с тем, что их мечте не суждено осуществиться. Они по-прежнему живут не в настоящем, а в прошлом, вспоминая московский дом, семью, мать… Однако ничего не делают для того, чтобы это стало их будущим. Главный конфликт пьесы выражен в противоречии мечты с неспособностью носителей осуществить эту мечту, в бессилии преодолеть обстоятельства, нежелании противостоять торжеству мещанства, что и происходит в финале пьесы.

Пожар является символом сгоревших перспектив всех трех сестер на возвращение в Москву. Но, еще теплится надежда, что утрата всего, что они имели и чем жили, заставит их, наконец-то проснуться и начать новую жизнь в труде и поисках своего места под солнцем.

Известные цитаты

Жениться не нужно. Не нужно, потому что скучно.

Андрей. Действие 2.

Разговор Андрея и Чебутыкина.

Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче, и, по-видимому, недалеко то время, когда она станет совсем светлой.

Вершинин. Действие 4.

Вершинин прощается с Ольгой.

И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» — вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти.

Тузенбах. Действие 2.

Именины Ирины.

Как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать, а счастье — это удел наших далеких потомков.

Вершинин. Действие 2.

Разговор Вершинина с Ириной и Трузенбахом.

Какие пустяки, какие глупые мелочи иногда приобретают в жизни значение вдруг, ни с того ни с сего.

Тузенбах. Действие 4.

Разговор Ирины и Тузенбаха незадолго до смерти барона.

Когда берешь счастье урывочками, по кусочкам, потом его теряешь, как я, то мало-помалу грубеешь, становишься злющей…

Маша. Действие 4.

Разговор Маши и Чебутыкина.

Когда читаешь роман какой-нибудь, то кажется, что все это старо и все так понятно, а как сама полюбишь, то и видно тебе, что никто ничего не знает и каждый должен решать сам за себя…

Маша. Действие 3.

Слова Маши в разговоре с Чебутыкиным.

Кто знает? А быть может, нашу жизнь назовут высокой и вспомнят о ней с уважением. Теперь нет пыток, нет казней, нашествий, но вместе с тем сколько страданий!

Тузенбах. Действие 1.

Слова Тузенбаха в разговоре с Вершининым о смысле жизни.

Мне кажется, нет и не может быть такого скучного и унылого города, в котором был бы не нужен умный, образованный человек.

Вершинин. Действие 1.

Именины Ирины.

Мне кажется, человек должен быть верующим пли должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звезды на небе… Или знать, для чего живешь, или же все пустяки, трын-трава.

Маша. Действие 2.

Разговор Маши и Тузенбаха

Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет. Ничего я не знаю, никто ничего не знает.

Чебутыкин. Действие 3.

Вершинин рассказывает про пожар.

Настоящее противно, но зато когда я думаю о будущем, то как хорошо! Становится так легко, так просторно; и вдали забрезжит свет, я вижу свободу.

Андрей. Действие 4.

Разговор Андрея и Ферапонта.

Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны…

Андрей. Действие 4.

Ферапонт приносит документы Андрею.

Прежде человечество было занято войнами, заполняя все свое существование походами, набегами, победами, теперь же все это отжило, оставив после себя громадное пустое место, которое пока нечем заполнить; человечество страстно ищет и, конечно, найдет. Ах, только бы поскорее!

Вершинин. Действие 4.

Вершинин прощается с Ольгой.

Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить… надо работать, только работать!

Ирина. Действие 4.

Разговор трех сестер в конце пьесы.

Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь.

Ольга. Действие 4.

Разговор трех сестер в конце пьесы.

Русскому человеку в высшей степени свойствен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко? Почему?

Вершинин. Действие 2.

Маша и Вершинин рассуждают о жизни.

Сидишь в Москве, в громадной зале ресторана, никого не знаешь, и тебя никто не знает, и в то же время не чувствуешь себя чужим. А здесь ты всех знаешь и тебя все знают, но чужой, чужой… Чужой и одинокий.

Андрей. Действие 2.

Ферапонт приносит Андрею документы.

Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима.

Маша. Действие 2.

Разговор Маши и Вершинина во время чаепития.

Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его.

Вершинин. Действие 2.

Разговор Вершинина с Ириной и Трузенбахом.

То, что кажется нам серьезным, значительным, очень важным, — придет время, — будет забыто или будет казаться неважным.

Вершинин. Действие 1.

Вершинин приезжает на именины Ирины.

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

Ирина. Действие 1.

В доме Прозоровых накрывают стол для завтрака.

Чем больше живу, тем больше хочу знать. Мои волосы седеют, я почти старик уже, но знаю мало, ах, как мало!

Вершинин. Действие 2.

Вершинин и Маша рассуждают о смысле жизни.

Я не любила ни разу в жизни. О, я так мечтала о любви, мечтаю уже давно, дни и ночи, но душа моя как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян.

Ирина. Действие 4.

Разговор Ирины и Тузенбаха незадолго до смерти барона.

Я часто думаю: что, если бы начать жизнь снова, притом сознательно? Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая — начисто! Тогда каждый из нас, я думаю, постарался бы прежде всего не повторять самого себя, по крайней мере создал бы для себя иную обстановку жизни, устроил бы себе такую квартиру с цветами, с массою света.

Вершинин. Действие 1.

Именины Ирины.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.9k 👀