Автор: Платонов А.П. | Дата публикации: 1941 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1967 год, реж. Ия Саввина, Наталья Баринова) | Главные герои: Константин (рассказчик, ученик машиниста, верный товарищ), Александр Васильевич Мальцев (высокопрофессиональный машинист) | Второстепенные персонажи: следователь (честный, ответственный человек) | Темы: внутренняя борьба, дружба, одиночество, ответственность |

«В прекрасном и яростном мире»

краткое содержание

Лучший машинист Мальцев

Тридцатилетний Мальцев, несмотря на молодость, заслуженно считается «самым лучшим паровозным машинистом» своего депо. У него большой опыт вождения и квалификация машиниста первого класса. Когда на станцию доставляют новый паровоз, работать на нем отправляют именно Мальцева.

Бывший помощник Мальцева, сдав экзамены, стал машинистом, а на его место прислали Константина. Самому Мальцеву «все равно, кто у него будет состоять в помощниках», но Константин испытывает огромную радость и гордость. Перед каждым отправлением Мальцев внимательно следит за работой помощника, но все равно все тщательно проверяет «собственными руками». Константина восхищает добросовестность и профессионализм Мальцева, он мечтает быть на него похожим.

Роковая молния

В этот раз состав ехал на скорости девяносто километров в час. Внезапно солнечный день сменился непогодой: потемнело небо, поползли серые тучи, поднялась пыль, из-за которой стало плохо видно дорогу. Скорость пришлось понизить до шестидесяти километров. За лобовым стеклом сверкнула молния, которая ослепила Мальцева. Машинист продолжал вести машину, как будто ничего не случилось, потому что путь остался в его воображении. Константин еще издалека увидел стремительно приближающуюся красную полосу. Он попытался перехватить управление, но Мальцев сам применил экстренное торможение.

Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник

Всего десять метров отделяло их от паровоза товарного состава, который стоял на одной с ними линии. Человек, стоявший на тендере, изо всех сил сигналил раскаленной докрасна кочергой. До конца следования поезд вел Константин, который сообщил начальнику депо о происшествии. На следующее утро к Мальцеву вернулось зрение.

Арест Мальцева

Мальцева отправляют под арест. Доказать, что в происшествии нет его вины практически невозможно. Следствие относится очень подозрительно к тому, что уже на следующий день слепота у Мальцева отступила.

Несмотря на его утверждения, что он еще «долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность», Мальцева осуждают и приговаривают к тюремному сроку. Константин продолжает один управлять паровозом.

Неудачный эксперимент

У Константина был брат – студент университета. Встретившись с ним, он узнал, что «в физической лаборатории есть установка Тесла для получения искусственной молнии». У него тут же созрел план спасения Мальцева.

Вернувшись домой, Константин пишет письмо на имя следователя, который вел дело Мальцева. Он просит «испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов», чтобы доказать суду особую реакцию его организма на воздействие электричеством.

После долгого молчания приходит положительный ответ – областная прокуратура не возражает и дает добро на проведение эксперимента. Через некоторое время Костя узнает у следователя о результатах эксперимента. Мальцев, помещенный в полную темноту, и подвергшийся воздействию установки Тесла, вновь потерял зрение. По заключению врачебной комиссии, теперь уже, кажется, навсегда.

Следователь очень переживает из-за того, что поддался уговорам провести этот опыт, в результате которого загубил здоровье невиновного человека.

Мальцев снова на паровозе

Теперь бывший машинист Мальцев часто сидит на станции и слушает, как мимо, громыхая, проносятся поезда. Константин после успешно сданного экзамена самостоятельно водит составы. Он очень жалеет Мальцева и однажды берет его с собой в кабину машиниста. Только теперь роль ученика исполняет Мальцев. Стоя за штурвалом, он испытывает те же чувства, что и раньше. Воспоминания его настолько яркие, что, не выдержав их, он плачет.

Во время обратного пути у Мальцева неожиданно восстанавливается зрение. Константин сопровождает своего учителя до дома и не расстается с ним до утра. Он не хочет оставлять Мальцева один на один с роковыми обстоятельствами этого «прекрасного и яростного мира».


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *