Смысл названия комедии «Недоросль»
Комедия русского комедиографа Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» – произведение широко известное и до сих пор не утратившее своего значения. К постановке пьесы по сию пору обращаются российские театры, несмотря на то, что эпоха 18 века, в которую разворачивается действие, отделена от нас более чем двумя столетиями. Однако востребованность пьесы доказывает, что в ней есть то, что делает её актуальной и в наше время. Сочинение на обозначенную тему должно помочь ответить на этот вопрос.
Начать его, несомненно, нужно с определения лексического значения слова «недоросль». Отметим, что ничего предосудительного или негативного само слово не содержит. Недоросль – молодой дворянин, ещё не получивший образования и не поступивший на службу. Вспомните героя пушкинской «Капитанской дочки» Петра Гринёва, который, вспоминая о своём детстве в имении родителей, сам называет себя недорослем, то есть юнцом, который беззаботно проводил свои дни, не обременяя себя заботами и не очень желая получать образование, которое было доверено французу-проходимцу Бопре. Ситуация эта вызывает у читателя улыбку. Да и сам Пётр Андреевич Гринёв вспоминает о ней с иронией, понимая, как он был далёк тогда от настоящей жизни и тех испытаний, которые ждали его в ближайшем будущем.
Однако в случае с комедией Фонвизина всё иначе. Недоросль в пьесе – Митрофан Простаков, шестнадцатилетний дворянин, который вызывает у читателя далеко не тёплые чувства. И на то есть серьёзные основания. Поэтому нужно рассказать о Митрофане, чтобы понять, почему стилистически нейтральное слово «недоросль» приобрело негативный смысл, превратившись в имя нарицательное. Итак, выстраиваем работу в соответствии с планом.
План сочинения
- Значение слова «недоросль». Почему оно утрачивает нейтральную окраску и становится отрицательным в контексте комедии Фонвизина?
- Митрофан Простаков – недоросль. Характеристика персонажа:
- образ жизни героя, его леность и праздность;
- жизненные цели Митрофана;
- отношение к образованию, невежество, нежелание учиться;
- отношение к окружающим людям (родителям, Софье, Скотинину, учителям, крепостным).
- Смысл названия комедии Д.Фонвизина «Недоросль».
Если рассказ о Митрофане не составит труда (для этого можно обратиться к нашим рекомендациям по теме «Образ Митрофана в комедии «Недоросль»), то затруднения может вызвать вступительная часть и заключение. Предлагаем примеры этих частей сочинения.
Вступление может быть таким: «Название комедии Д.И.Фонвизина не содержит ничего негативного или сатирического. Ведь слово «недоросль» имеет понятное значение. Во времена комедиографа недоросль – это молодой дворянин, который ещё живёт в родительском доме, он не завершил своего образования и не может быть взят на службу. Согласитесь, что в наше время молодые люди тоже живут с родителями, учатся, готовятся своё образование продолжать, чтобы потом начать работать. В этом смысле мы тоже недоросли, потому что ещё не достигли поры взрослости. Однако, прочитав комедию, понимаешь, что слово, которое стало её названием, в контексте происходящих событий наполняется отрицательным значением, и связано это с её героем – Митрофаном Простаковым. Как же живёт этот шестнадцатилетний недоросль, чем занимается, чего хочет от жизни, как готовится к исполнению своего гражданского долга как представитель дворянского рода?»
Вариант заключительной части: «Итак, назвав комедию «Недоросль», Денис Фонвизин словно подчёркивает, что все проблемы комедии так или иначе связаны с Митрофанушкой, великовозрастным оболтусом, который не дорос до взрослой жизни во всех смыслах. Получая такое воспитание в семье, он не готов ни к какой разумной, наполненной смыслом деятельности. Невежество, безнравственность, злонравие героя, его способность к подлости и предательству – всё это вызывает в читателе, так же как и в авторе, неприятие. Поэтому, рассказывая о недоросле, автор проявляет озабоченность, связанную с проблемами воспитания юных дворян, формирования в них способностей к важной для государства и государя деятельности, к полезной и осмысленной службе, основанной на законности, на понятиях долга, добра и справедливости. Создавая отрицательный образ Митрофанушки, Фонвизин предостерегает нас от такого пути: идя по нему, мы можем стать неким подобием недоросля, который вряд ли когда-либо станет иным».
Первый вариант сочинения
Традиционно понятие недоросль обозначало молодого дворянина, лет 16-и, не поступившего на государственную службу. После появления пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» это слово получило иное значение и приобрело сатирическое звучание.
Комедия о недоросле Митрофане не только высмеивает его недостатки, но и выражает тревогу за будущее родины, за которое будут ответственны нынешние недоросли, подрастающие дворяне -крепостники, погрязшие в невежестве и безнравственности.
Митрофан вырос эгоистичным и деспотичным молодым человеком, не несущим ответственности за свое поведение и поступки. С самого детства он научился грубости в обращении с окружающими людьми. Он не разговаривал, а лаял, причем не только на прислугу, но и на родную мать. Он не ценит доброго отношения и заботы няни Еремеевны. По его мнению, все, что она делает для него, само собой разумеющееся.
Он смел и дерзок на словах, но многие смешные ситуации показывают его трусость и несамостоятельность. Корысть и эгоизм – основные качества Митрофана. Он умеет подстраиваться под меняющиеся обстоятельства – в зависимости от положения человека меняется его общение с ним. Мать для него не значит ничего – как только она теряет власть над ситуацией, он легко отказывается от нее.
Сын отрекся от матери в тяжелое для нее время. Для Простаковой это стало настоящим ударом. Такая ситуация в некоторой степени вызывает чувство жалости по отношению к героине. Но в этом только ее вина: Митрофан — результат ее воспитания. Именно с матери он брал пример общения с людьми. Самостоятельность развиться в нем не могла, так как в любой ситуации на помощь ребенку прибегали Еремеевна и Простакова. Отсюда и неблагодарность, и неумение жить, и нежелание учиться.
После появления пьесы «Недоросль» в печати имя Митрофанушка становится нарицательным. Оно обозначает глупость, грубость и человеческую лень. Такие люди будут во все времена, поэтому комедия Фонвизина не теряет актуальности и в наше время.
Второй вариант сочинения
Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль», написанная в 1781 году, по сей день представляет большой интерес, поскольку затрагивает проблемы воспитания подрастающего поколения.
В своем произведении Денис Иванович осветил проблемы низкого уровня нравственности дворянства. Эгоизм, подлость, скаредность, ограниченность – вот те пороки, что разлагали изнутри привилегированное сословие российской империи. И вместо того, чтобы наказывать подобных людей за их порочащее поведение, общество закрывало на это глаза.
Поэтому центральной темой пьесы стала проблема воспитания молодых дворян, а Митрофанушка – избалованный, ни к чему не приспособленный барчук, личность которого формировалась под влиянием недалекой матери и необразованных учителей, был наглядным примером порочного воспитания.
Смысл названия комедии сложно определить, не понимая значения слова «недоросль». Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Но появление комедии наполнило это слово иным значением и звучанием. Словом «недоросль» стали называть юношу, невоспитанного и невежественного. Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.
Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобный ей. Так и есть. Мать мальчика — главная в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.
Митрофан – один из главных героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Образ Митрофана является воплощением всего того, что в него заложили родители и общество. Мать и отец любят его безусловной слепой любовью, не учат преодолевать сложности, балуют. Несмотря на его 16-летний возраст, мать и кормилица всерьез обсуждают, как он покушал, выспался или устал от учебы. Молодого человека устраивает такая опека, ему не хочется утруждаться. Ему вообще ничего не хочется, что требует усилий. Но вот жениться он, пожалуй, согласен – все равно это матушка устроит. А Простакова ради выгодной партии действительно готова на все.
Хоть Митрофан и говорит о женитьбе, он не осознает серьезности этого шага. Изначально это идея матушки, которая узнала, что Софья внезапно стала богатой наследницей дядиного капитала. У Простаковой мигом появляется план женитьбы, а сын лишь соглашается на это предложение. Но точно так же он соглашается в финале на заявление Правдина об отправке его на военную службу. Митрофана не волнует, как сложится его жизнь, он хотел бы, чтоб за него все решали другие. Безразличие ко всему – это следствие отсутствия воспитания и слепого материнского обожания.
Фонвизин в сатирической комедии «Недоросль» поднял важный вопрос о том, какое будущее ждет русское общество, если оно будет состоять из таких, как Митрофан Простаков. Только на первый взгляд этот герой кажется настолько глупым и безобидным, что над ним можно посмеяться и забыть. «Митрофанушки» могут представлять опасность для общества, потому что власть и деньги способны превратить их в тиранов и зверей. Доказательство тому – мать главного героя, госпожа Простакова. Автор неслучайно дал герою «говорящее имя», которое в переводе означает «проявление матери». Так автор подчеркивает, что Митрофан впитал от матери все качества, и среди них, увы, нет хороших. В семье Митрофан видит только уродливые взаимоотношения между людьми. Да и сам он не уважает родителей, о чем свидетельствуют реплики в их адрес. В финале, когда Простакова по закону лишается власти, она ищет поддержки у сына, но тот отмахивается от неё. Зачем ему мать, у которой ничего нет?
Слово «Недоросль» содержит корень, связанный с процессом роста. А «расти» — значит вырастать, набираться ума, взрослеть. Как раз все это и не присуще главному герою пьесы Митрофану Простакову. Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях.
Фонвизинская комедия названа так, потому что в центре её — молодой человек, имя которого стало символом невежества и злонравия. Поэтому название комедии, не несущее первоначально никакого отрицательного смысла, в контексте комедии стало сатирическим. И произнося его сегодня, мы вспоминаем о Митрофанушке, который «не хочет учиться, а хочет жениться». Остаётся оглянуться вокруг и увидеть, что и сегодня нам встречаются современные недоросли, подобные фонвизинскому герою.
Третий вариант сочинения
«Недоросль» — наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. После появления комедии Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным и приобрело второй смысл, обозначая невежественного и плохо воспитанного юношу, каким был герой произведения Митрофан Простаков, имя которого стало нарицательным.
Митрофан — сын помещиков Простаковых. Мать юноши невежественна, обладает деспотичным и злонравным характером. Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить своего сына, она часто хвастается своим невежеством, говоря, что ей как истинной дворянке не престало уметь читать. По ее мнению, счастье заключается не в просвещённости, а в богатстве и власти над крепостными.
Простакову отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено все: оскорблять и унижать окружающих людей, не учиться, сидеть дом без дела и не идти на службу. Она нанимает для Митрофана учителей. Однако это делается не для просвещения юноши, а для того, чтобы не отстать от других дворян. Поэтому Митрофан не особо напрягает свой ум и может вообще ничего на уроках не делать. В результате он уже несколько лет обучается, а до сих пор не может и двух слов в предложении связать, или проделать простейшие математические упражнения.
Митрофан — это древнегреческое мужское имя, обозначающее «матерью явленный». Об отце юноши известно лишь то, что он ни в чем не смеет возразить своей супруге и безропотно выполняет все ее приказы. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана. Например, узнав, что их дальняя родственница Софья имеет богатое приданное, он не прочь на ней жениться и по велению матушки готов даже выкрасть девушку. Однако когда их план проваливается и у Простаковой отнимают имение, он спокойно отворачивается от матери и говорит, чтобы та отстала от него.
Актуальность названия пьесы видна и в последних сценах. Когда государственный служащий Правдин объявляет, что Митрофану пора на службу, Стародум отмечает, что толку из него отечеству не будет. В лице недоросля Митрофана автор показывает моральное разложение дворянского общества 18 века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, попытались исправить их и своевременно занялись их воспитанием. Счастливой развязкой он подчеркивает победу здравого смысла над тупостью и невежеством.
Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.
Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».
В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой, он перенимает ее личные качества и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него. Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.
После выхода пьесы смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина, кроме исторической трактовки, получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.
Список литературы
- Вайль П. Торжество Недоросля : Фонвизин : [образы комедии «Недоросль»] / П. Вайль, А. Генис // Дет. лит. – 1991 г.
- Фонвизин в русской критике : пособие для учителя / вступ. ст., подбор текстов и примеч. П. Е. Шамеса. – М. : Учпедгиз, 1958
- Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс — М.: Просвещние, 1960 г.
- Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина / И. Исакович. – Л. : Худож. лит., 1979 г.