Анализ “Муму”

сочинение по литературе 5 класса
Произведение: Бирюк Записки охотника Муму Рекомендованный объем: 100-150 слов (1 страница в тетради)

Вариант 1

Рассказ И.С. Тургенева «Муму» по праву может считаться трагедией, поскольку потеря друга – одно из страшнейших событий в жизни любого человека. Это рассказ не только о потере, но и о сильном человеке, что смог понять свою ценность и заполучить свободу, которую заслуживал.

История создания

Повесть “Муму” была написана И. С. Тургеневым весной 1852 г. и впервые опубликована в журнале “Современник” (1854 г, №3).

В основу произведения положена реальная история крепостного дворника матери писателя – немого Андрея. В действительности прообраз литературного персонажа не сбежал в деревню, а продолжил служить своей хозяйке.

Смысл названия

“Муму” – кличка собаки Герасима, единственный относительно членораздельный звук, который он мог произнести. Муму является одним из главных героев повести. Обычная собака воспринимается, как одушевленное существо. С Герасимом ее сближает не только неумение говорить, но и полная зависимость от хозяйской воли. Любовь и беззаветная преданность Муму к Герасиму – практически человеческие чувства. А бездушный деспотизм выжившей из ума барыни больше напоминает звериную жестокость.

Основная тема повести – крепостная зависимость.

Здоровый мужик Герасим был выписан в город по глупой хозяйской прихоти. Желание барыни не имеет под собой никакого логического объяснения. Один из “самых исправных тягловых мужиков” приносил гораздо больше пользы в деревне, чем в должности дворника.

Доживающая своей век скучающая старуха просто не знает, чем бы ей заняться. Очередным “развлечением” для нее становится желание женить алкоголика Климова. Решение, которое навсегда искалечит судьбу крепостной Татьяны, барыня принимает, “с удовольствием понюхивая табачок”.  “Безответная душа” даже не возражает (“Слушаю-с”), узнав о том, кого ей назначили в женихи.

Естественно, свадьба не спасла Климова от пьянства. Но только через год хозяйка поняла, что лучший выход – отправить его в деревню. Бездумно распоряжаясь человеческими судьбами, старуха не задумывается о последствиях и никогда не чувствует себя виноватой.

Случай с Татьяной повлиял и на влюбленного в нее Герасима. Немой дворник еще больше отгородился от людей и увидел близкое себе существо в случайно спасенном щенке. Муму стала для Герасима самым главным и преданным другом, единственным источником радости в однообразной жизни.

Очередным сумасбродством старой барыни стало желание близко познакомиться с Муму. Фраза “какая она глупая! к барыне не идет” свидетельствует о том, что старуха не видит никакой разницы между своими крепостными людьми и животными. Извращенный крепостничеством и ослабевший от старости рассудок позволяет ей считать, что все окружающие ее живые существа должны беспрекословно подчиняться и расценивать ее внимание за благо. Естественная реакция собаки по отношению к незнакомому человеку (“оскалила зубы”) приводит старуху в гнев и становится началом трагедии Герасима.

С этого времени между хозяйкой и дворником начинается борьба за Муму, исход которой предугадать нетрудно. Возвращение собаки после продажи ее перекупщику, попытки Герасима спрятать ее лишь откладывают неизбежный финал. Полусумасшедшая старуха переживает “нервические волнения”, прикидывается “загнанной и сиротливой страдалицей” только для того, чтобы показать всей дворне, как виноват перед ней Герасим вместе со своей “скверной собачонкой”. “Ломая комедию”, барыня просто испытывает удовольствие и наслаждается своей безграничной властью.

Тургенев мастерски описывает сцену утопления Муму. Становится искренне жалко бедного немого, который вынужден собственными руками убить единственное по-настоящему близкое ему существо.

Очень интересна реакция барыни на побег Герасима: “разгневалась, расплакалась… уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку”. Все это можно бы было посчитать запоздалым раскаянием, но… после благополучного возвращения дворника в деревню “барыня несколько успокоилась”. Ее бурное поведение – всего лишь очередной старческий каприз от потери одной из “живых игрушек”.

Сочинение-анализ Муму

Проблематика

Помещичий произвол над крепостными крестьянами, превращение последних в говорящие куклы – проблема наглядная и очевидная. Гораздо страшнее в повести выглядит укоренившаяся в сознании крепостных рабская покорность.

Татьяна прекрасно понимает, какое “счастье” принесет ей брак с Климовым, но ничем не выражает своего отчаяния.

Любящий Муму “без памяти” Герасим также не осмеливается пойти наперекор господской воле. На первый взгляд это может показаться откровенной глупостью, ведь решился же он впоследствии на побег. В сознании крепостного человека никакого противоречия нет. Конкретный приказ барыни он понял и исполнил, а бегство в деревню – не преступление, а небольшой проступок, за который он безропотно готов принять наказание.

В повести из-за самодурства старухи происходит три трагедии: гибнет ни в чем не повинная Муму, Татьяна обрекается на жизнь с пьяницей, Герасим навсегда закрывает свою душу для людей. Можно лишь догадываться, сколько в целом изломанных человеческих судеб лежит на совести барыни.

Вариант 2

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят. Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал в своем творчестве.

Год написания: 1852 г.

Жанр: рассказ

Направление: реализм

История создания

Рассказ Тургенева «Муму» был написан весной 1852 года. Произведение вызывало у всех читателей, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован рассказ был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.

В основу «Муму» легли реальные воспоминания Тургенева о своём детстве и юношеских годах. Мать писателя, Варвара Петровна, имела славу тяжёлой, бескомпромиссной женщины. Именно с неё была списана модель поведения барыни, вобравшая все отрицательные черты помещичьего класса.

Прототипом Герасима был крепостной Варвары Петровны, дворник Андрей по прозвищу Немой. Он также был крупным, трудолюбивым мужчиной с недюжинной силой. Имела место и история с собакой по кличке Муму, однако финал ее был несколько иным. По приказу Варвары Петровны Андрей утопил свою любимицу, однако не покинул жестокую барыню, продолжая и далее безропотно служить ей.

В своём произведении Иван Сергеевич, всегда тяжело переживавший за тяжелую судьбу крепостных, сделал главного героя более сложным и драматичным. В нём он видел весь простой народ, угнетённый крепостным правом, и мечтал, что рано или поздно он скинет оковы рабства.

Тематика

Центральная тема рассказа «Муму» – беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем в рассказе подняты темы любви и преданности, человека и общества, отношения к братьям нашим меньшим, городской и деревенской жизни.

  • Любовь и преданность.Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только в таком случае можно говорить об истинной нравственности.
  • Человек и общество.Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет.
  • Отношение к братьям нашим меньшим.По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.
  • Город и деревня.Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что благотворнее влияет на физическую и духовную жизнь. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот город заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

Композиция

Сюжет характеризуется логической последовательностью. Достаточно большое место в рассказе занимает экспозиция, в которой автор даёт общую характеристику месту, в котором некогда происходили события. Он рисует образы челяди, среди которых особенно сильно выделяется немой дворник Герасим, привезённый барыней из деревни в поместье. Огромной силы богатырь, тосковавший по родному краю, исправно выполняет свою работу, но среди дворовых слывет нелюдимым затворником.

В завязке центральной сюжетной линии сумасбродная барыня решает женить прачку Татьяну на пропойце-башмачнике. Эта новость становится настоящим ударом для Герасима, влюбленного в молодую беззащитную женщину. В этот же период он спасает маленькую собачку, которой даёт прозвище Муму. Герасим всей силой своего большого доброго сердца привязывается к собачке, в которой видит отраду своей безрадостной жизни.

В произведении несколько кульминационных моментов, и все они неразрывно связаны с образом Герасима. Эмоционально тяжелым становится эпизод прощания главного героя с Татьяной – становится понятно, что их личное счастье навсегда разрушено по барской прихоти.

Трогает сердце и сцена, в которой проданная на базаре Муму перегрызает веревку и возвращается к любимому хозяину. Однако по-настоящему сильным кульминационным моментом рассказа является трагическая гибель собаки: повинуясь капризу истеричной барыни, Герасим вынужден утопить своего единственного верного друга.

Развязка не менее печальна: Герасим, никого не предупредив, отправляется в родную деревню.

Главные герои

Герасим – главный герой, нелюдимый глухонемой крестьянин средних лет. Настоящий русский богатырь, обладающий недюжинной силой, усердием и трудолюбием. Спокойный и покладистый по своей натуре. По прихоти барыни вынужден жить в непонятном ему, ненавистном городе и работать дворником.

Барыня – капризная, упрямая, безжалостная старуха с частыми сменами настроения, по прихоти которой и разыгрались трагические события рассказа. Она бездумно вершит судьбы своих крепостных, находящихся в полной её власти.

Муму – ласковая и преданная собака, спасённая Герасимом от неминуемой гибели. Единственное утешение главного героя в его безрадостной жизни.

Второстепенные персонажи

Татьяна – молодая прачка. Робкая, безответная девушка, которая вынуждена терпеть бесконечные унижения и издевательства. Возлюбленная Герасима. Однако по воле барыни девушка вынуждена выйти замуж за пропойцу Капитона, что окончательно губит её и без того безрадостную жизнь.

Капитон – башмачник при дворе барыни. Горький пьяница. Будучи по молодости лет человеком неглупым и даже образованным, со временем быстро спился. Желая наставить его на путь истинный, старая барыня насильно женит его на прачке Татьяне.

Гаврила – дворецкий барыни. Простой мужика, готовый ради своей выгоды пойти на любую хитрость.

Проблематика рассказа

Проблематика рассказа Тургенева «Муму» погружает читателя в атмосферу жизни простого человека — жизни, лишенной радостей, свободы и права на что бы то ни было.

  1. Крепостное право– основная проблема книги. Тургенев изображает крепостничество и крепостных в самых тёмных тонах. В лице барыни перед нами предстаёт всё помещичье дворянство, которое управляет судьбами миллионов людей по своей прихоти. Эта система обречена на провал, ведь дворянство наследуют от родителей, а не заслуживают своей добродетелью.
  2. Социальное неравенство– простой народ в рассказе влачит жалкое существование, в котором есть место только работе и водке, в то время как барыня живёт в своё удовольствие, ничего не отдавая обществу, а только черпая из него ресурсы. Она не обладает ни умом, ни добротой, ни совестью, чтобы ей можно было доверить управление другими людьми.
  3. Жестокость– в обществе, изображённом в рассказе «Муму», царят бесчеловечность, жестокость и озлобление. Люди ожесточили свои сердца и души и готовы на что угодно ради своего благополучия.
  4. Бесправие крестьян– крестьяне в рассказе являются всего лишь марионетками в руках эгоистичной барыни.

Смысл названия

Если рассматривать рассказ с точки зрения целей и задач автора, то он направлен против крепостного права. В те времена крепостное крестьянство хоть и было великой силой, но у этой силы не было никаких прав, оно было безмолвно, так же как был безмолвен Герасим. Оно не противоречило приказам и молчаливо терпело жестокое отношение. Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Вариант 3

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Произведение основано на реальных событиях, воспоминаниях писателя о детстве со своенравной матерью. Однако в рассказе автор показал сильного духом человека, который осознал своё человеческое достоинство и не стал терпеть издевательства. Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем.

Жанр

«Муму» обладает всеми признаками, характерными для рассказа. Это краткость произведения, наличие одной главной сюжетной линии и небольшое количество героев.

Рассказ написан согласно всем канонам классического реализма, традиционного для того времени. В подтверждение тому является реальность описанной истории, в которой многие герои имели прототипов в действительности.

История написания

Рассказ был написан Тургеневым в тяжёлой обстановке. В марте 1852 года в Москве и Петербурге из уст в уста передавалась горестная весть – умер Гоголь. Страна лишилась крупнейшего писателя, борца против барского и чиновничьего произвола, защитника прав человека. В столицах свирепствовал цензурный террор. Царское правительство приняло все меры, чтобы ни одна заметка о смерти Гоголя не проникла в печать. Однако в «Московских Ведомостях», вопреки запрету цензуры, появилась взволнованная статья Тургенева, озаглавленная «Письмо из Петербурга». В этой статье Гоголь был назван «великим человеком, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы, которым мы гордимся, как одной из слав наших!».

За эту статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

В письмах к друзьям и издателям Тургенев признавался, что основа сюжета была взята из детских воспоминаний. Прототипами героев рассказа стали мать Тургенева – Варвара Петровна и немой дворник Андрей. Образы дворецкого и домашнего врача также были списаны из реальных людей.

Жизнь матери писателя складывалась очень несладко: сначала она жила в бедности, терпела издевательства отчима и сводных сестер, а позже – дяди. После смерти дяди получила в наследство богатство и крепостных, вышла замуж за богатого помещика. Жизненные перипетии сказались на характере барыни. Она была женщиной властной, жестокой и беспощадной. Ее крепостные могли быть наказаны за пустяки. Дворня знала, что если у барыни хорошее настроение, это ненадолго. Все эти черты характера сохранились и в образе хозяйки имения из «Муму».

Немой дворник Андрей, привезенный из деревни, был очень предан хозяйке. Варваре Петровне нравилась в нем не только богатырская сила, но и умение красиво одеваться. Известно, что он предпочитал рубахи красного цвета и добротные армяки. Единственной радостью стала для него маленькая собачка, белая с коричневыми пятнами. Он подобрал её бездомным, беспомощным щенком и приютил у себя в каморке. Дальше всё происходило так же, как у Тургенева в рассказе. Немой Андрей лишился своей последней привязанности. По приказанию барыни он утопил маленькую собачку Муму в Москве-реке. Только Андрей ещё долго работал дворником у Варвары Петровны, а тургеневские Герасим «с мешком за плечами и длинной палкой в руках» навсегда ушёл из барского дома.

Положив в основу рассказа действительные события, писатель раскрыл их подлинный смысл и глубокое социальное значение. В образе богатыря Герасима Тургенев показал духовное богатство и силу порабощенного русского крестьянина.

Рассказ «Муму», написанный под арестом в Петербурге, Тургеневу удалось с помощью друзей напечатать. Он был помещён в третьей книжке журнала Некрасова «Современник» за 1854 год. Полиция спохватилась уже после, когда рассказ был напечатан.

Тема рассказа

Главная тема произведения – тяжёлое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.

По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетённым положением и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку. В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Тем самым автор наталкивает читателей на вывод: только потеряв всё самое дорогое, человек способен на протест.

Композиция

Композиция рассказа отличается логической последовательностью. В экспозиции автор знакомит читателей с главными героями рассказа. В завязке сюжета Герасим вынужден отказаться от своей любви к прачке Татьяне, но находит отраду в спасенной им собачке по кличке Муму. Кульминация рассказа потрясает своей силой – Герасим вынужден утопить свою любимицу. В развязке он покидает усадьбу и отправляется в родную деревню.

Основная идея

Тургенев изобразил перед читателями крепостничество во всей его абсурдной жесткости. В лице барыни он воплотил всё помещичье дворянство, которое, как опасный паразит, высасывает кровь из крестьянской России. Смысл рассказа «Муму» заключается в развенчании мифа о праве дворян безгранично владеть крепостными. Автор показывает, что такая власть над людьми сама по себе развращает помещиков и делает их тиранами.

В лице же Герасима перед нами предстаёт русский народ – сильный, способный, но безвольный, не способный на сопротивление злу и угнетению. Однако уход Герасима из города, от барыни-самодурки, символизирует собой начало пробуждения, веру писателя в то, что рано или поздно русские люди осознают свои права и обретут счастье. Главная мысль рассказа «Муму» — это необходимость пробуждения русской души от многовекового сна рабства.

Проблемы, поднятые в рассказе

1. Протест против крепостного права. Пока люди от рождения становятся рабами, самодурство и жестокость их хозяев не победить никакими законами. К сожалению, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева. 2. Безнравственность и порочность крестьян. Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ. В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.

Смысл концовки

Трагический момент рассказа, когда Герасим топит Муму, содержит глубокий смысл, который не сразу можно понять. Многие читатели недоумевали – почему крепостной утопил собачку, а затем ушел от барыни. Ведь он мог уйти вместе с любимицей.

Трактовать смысл поступка главного героя в финале «Муму» можно по-разному. С одной стороны, выполнение прихоти хозяйки говорит о рабской привычке крепостного беспрекословно повиноваться господскому приказу. С другой стороны – такой поступок свидетельствует о духовной силе героя.

Только избавившись от дорогого существа, Герасим смог обрести свободу. Пока у немого была Муму, он не решался покинуть город. А оставшись один, готов был рисковать своей жизнью, так как барыня могла жестоко наказать крепостного за своевольный уход. Этим самым Тургенев хотел показать, что часто обретение свободы невозможно без потери всего, что дорого человеку. Но независимость не всегда приносит счастье. Герасим навсегда остался один, не имея рядом близкого, родного существа. Смысл концовки повести «Муму» – власть имущие отбирают у простых людей счастье, не оставляя надежды на будущее.

Как и многие произведения Тургенева, рассказ «Муму» многому учит. Из произведения видно, до чего может довести молчание и покорность. Несмотря на то, что сейчас нет крепостного права, встречаются люди, пользующие своей властью. И если не перечить им, во всем соглашаться, то неизвестно до чего они смогут дойти в попытках решать судьбы других людей.

Список литературы

  1. И.С. Тургенев в русской критике. М: Гослитиздат, 1953 г.
  2. П.Е. Липатов «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959 г.
  3. Орешин К. История рассказа «Муму» // Тургенев И. С. Муму. — М.: Государственное издательство детской литературы, 1964 г.
  4. Винникова Г. «Тургенев и Россия», М.,1986 г.
  5. С.М. Петров «Великий русский писатель. И.С. Тургенев», 1968 г.
Даниил Романович | Просмотров: 1.2k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.