Разбор задания №7 ОГЭ по русскому языку


Анализ средств выразительности


Задание №7 ОГЭ по русскому языку проверяет знание средств выразительности речи. Выпускникам нужно найти предложения, в которых содержится одно из изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, литота, фразеологизм и т.д.). За верное выполнение этого задания учащийся может получить один первичный балл. Чтобы набрать максимум на экзамене по русскому языку, изучите теорию, приведённую ниже.


Теория к заданию №7 ОГЭ по русскому языку


В данной теоретической справке мы разберем основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №7.

Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).

Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).

Олицетворение наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.

Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.

Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. 

НО: НЕ являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное  значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.

Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

Гипербола  преувеличение.

Пример: Я тебе миллион раз говорил.

Литота  преуменьшение.

Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

Параллелизм повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.

Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

Градация  усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.

Пример: Сейте разумное, доброе, вечное

Антитеза  противопоставление, основанное на параллелизме.

Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и прозалёд и пламень.

Инверсия  обратный  порядок слов. При этом порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола

Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные…  (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

Риторический вопрос это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения.

Пример: На кого не действует новизна?

Риторическое обращение  подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.

Пример: О Русь моя! Жена моя!

Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. 

Пример: ленивый, ленится, лентяй

Фразеологизмы  устойчивые сочетания слов.

Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.

Пример: реветь, дочурка, продажный

Перифраз – косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Пример: ночное светило = луна или “Люблю тебя, Петра творенье!”=”Люблю тебя, Санкт-Петербург!”

Метонимия – образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под “флагами” подразумеваются  “корабли”

Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. 

Оксюморон  сочетание несочетаемого.

Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма.

Алгоритм выполнения задания №7 ОГЭ:

  1. Прочитайте задания.
  2. Вспомните значение указанного в задании тропа.
  3. Внимательно прочитайте первое предложение, попытайтесь найти там это средство выразительности. Если его там нет, переходите к следующему варианту.
  4. Аналогично проанализируйте все предложения.
  5. Запишите правильные варианты в ответ.

Разбор типовых вариантов задания №7 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

[su_note note_color="#defae6"]

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

[/su_note]

Алгоритм выполнения:
  1. Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.
    • Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.
    • В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.
    • В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.
  3. Метафора использована только во втором предложении.

Ответ: 2


Второй вариант задания

[su_note note_color="#defae6"]

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
  2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
  3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
  4. Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.

[/su_note]

Алгоритм выполнения:
  1. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.
    • Во втором предложении неуверенно-торжественный голос - эпитет.
    • В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.
    • В четвертом предложении были как на ладони - фразеологизм.
  3. Фразеологизм использован в четвертом предложении.

Ответ: 4


Третий вариант задания

[su_note note_color="#defae6"]

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
  2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
  3. Характер у неё был вулканического происхождения.
  4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

[/su_note]

Алгоритм выполнения:
  1. Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы  действий, качеств живых существ.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении слабые огоньки, далекий закат - эпитеты.
    • Во втором предложении яблоньки и огороды сбегали в низину – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
    • В третьем предложении характер вулканического происхождения - метафора.
    • В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи - сравнение.
  3. Олицетворение использовано только во втором предложении.

Ответ: 2

Текст: Ирина Мещерякова, 9.3k 👀