Разбор задания №8 ОГЭ по русскому языку


Лексический анализ


От выпускника требуется провести лексический анализ, то есть определить значение указанного в задании слова и заменить его либо синонимом из текста, либо найти противоположное ему по значению слово в тексте (антоним), либо найти слово, соответствующее указанному в задании значению. Также учащиеся должны уметь различать общеупотребительную (стилистически нейтральные слова) и узконаправленную (разговорные, просторечные слова, профессионализмы и т.д.) лексику. За верное выполнение восьмого задания можно получить 1 первичный балл.


Теория к заданию №8 ОГЭ по русскому языку


Синонимы – слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию.

Пример: невероятно – невообразимо, слепой – незрячий и т.д.

Синонимы делятся на:

языковые – те, которые можно найти в словаре.

Пример: вода – жидкость, восход – заря.

  • контекстные (контекстуальные) – близки по смыслу только в данном тексте.

Пример: Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Пример: день – ночь, восход – закат.

 Антонимы делятся на:

  • языковые (холод – жара, друг – враг);
  • контекстные (контекстуальные) – противоположны только в данном тексте.

Пример:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Фразеологизм – устойчивое словосочетание.

Признаки фразеологизма:

  1. Значения отдельных слов, составляющих фразеологизм, НЕ равны значению фразеологизма. Например, ни рыба ни мясо – «о ком-, чём-либо не имеющем отличительных характеристик, индивидуальных свойств».
  2. Во фразеологизме нельзя менять слова, иначе смысл теряется.
  3. Значение фразеологизма можно пояснить с помощью стилистически нейтрального синонима (кот наплакал – мало).

Все эти признаки одновременно должны присутствовать, чтобы словосочетание можно было назвать фразеологизмом.

Слова могут иметь разную стилистическую окраску.

Нейтральная – общеупотребительная лексика, которую можно использовать в письменной речи и устной речи.

Пример: дом, надежда, стихотворение, иметь в виду, разговаривать и т.д.

Книжная – обычно употребляется в письменной речи в научных и деловых письмах, публицистике, классической литературе.

Пример: тезис, воззрение, ирреальный и т.д.

Разговорная – лексика неофициального общения (с друзьями, родными, коллегами).

Пример: мальчуган, вояка, восвояси и т.д.

Просторечная – слова за пределами литературной нормы, часто с оттенком негатива.

Пример: стырить, зариться, зырить, кореш, с гулькин нос и т.д.

Вспомним также отдельные пласты лексики.

Жаргонизмы – слова, которые употребляет определенная группа людей со схожими интересами, определенного возраста и т.д.

Существует школьный жаргон, армейский жаргон, тюремный жаргон и т.д.

Пример: шпора – шпаргалка, слинять – уйти, забей – забудь, фильтруй базар – думай, что говоришь.

Профессионализмы – слова, употребляемые людьми одной профессии.

Например, слово шапка в речи журналистов имеет значение «выделенное заглавие, заголовок статьи; слово выделенка в речи водителей означает «выделенная полоса для общественного транспорта».

Диалектизмы – слова, понятные жителям определенной местности.

Пример: буряк  – свекла, пошла по ягоды (вместо за ягодами), говорИт – говОрит и т.д.

Неологизмы – новые слова, недавно пришедшие в язык.

Пример: грумер – специалист по уходу за шерстью домашних животных, коворкинг – использование арендуемого офисного пространства для совместной работы, творчества и т.д.

Архаизмы – устаревшие слова, имеющие синонимы в современном языке

Пример: очи – глаза, ланиты – щеки, десница – правая рука и т.д.

Историзмы – устаревшие слова, которые уже не используются в речи.

Пример: боярин, городовой, опричник и т.д.

Алгоритм выполнения задания №8 ОГЭ:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если нужно найти слово или выражение, вспомните определение указанного термина (антоним, фразеологизм, разговорное слово и т.д.).
  3. Найдите в тексте указанные в задании предложения.
  4. Прочитайте, попытайтесь найти нужное слово.
  5. Выпишите слово или сочетание слов в той форме, в какой они даны в тексте.

Разбор типовых вариантов задания №8 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее!

Алгоритм выполнения задания:
  1. Вспоминаем значение слова пошушукались- говорить тихо, шептаться.
  2. Шептаться, переговариваться.
  3. Шептаться – стилистически нейтральное слово, стоит первым в синонимическом ряду.

Ответ: пошептались.


Второй вариант задания

Замените разговорное слово «щупал» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

(35)Я щупал свои мускулы и думал…

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспоминаем значение слова щупать – познавать ощупью, осязать.
  2. Синонимы: касаться, трогать, обследовать.
  3. Трогать – стилистически нейтральное слово.

Ответ: трогал.


Третий вариант задания

Замените диалектное слово «пурговать» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

(19) Пурговать и греть воду.

Алгоритм выполнения:

  1. Пытаемся определить значение слова пурговать – выдерживать или пережидать пургу.
  2. Синонимы: пережидать.
  3. Пережидать – стилистически нейтральное слово.

Ответ: пережидать.


Похожие задания (прошлых лет)


Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4).

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне.

  1. сильно
  2. открыто
  3. определённо
  4. ясно

Перефразируем четвертое предложение – найдем синонимы к слову «явно». Его точно тянет к точным наукам; его определенно тянет к точным наукам…

Ответ: определенно.


Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

  1. уважать
  2. относиться с восторгом
  3. обожать
  4. относиться с подобострастием

В указанном предложении приводится фраза «труд чужой почитать надо», что означает «нужно уважительно относиться к чужому труду». Обожать и относиться с восторгом  и подобострастием к труду очень сложно, поэтому ответ – уважать.

Ответ: уважать.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 3.9k | Оценить:

6 комментариев

  1. А разве подлежащее не (что?)музей и сказуемое (что делают?) создают
    то есть: музей создают?

    • Вика, совсем нет! Это неопределенно-личное предложение, так как мы можем подставить подлежащее ОНИ, тогда бы грамматическая основа была ОНИ СОЗДАЮТ. А на вопрос ЧТО? отвечает и дополнение – создают (что?) музей.

    • тут суть в том, что КТО-ТО ЧТО-ТО ДЕЛАЕТ. Если бы музей был подлежащим, то это бы означало, что музей создает себя сам. Но тут не музей создает, а его создают, чувствуете разницу?

    • Это дополнение ( что, кого) Винительный падеж. P.S Это от подлежащего должен идти вопрос , а не к нему.

    • Если бы музей был подлежащим, сказуемое, согласуясь с ним, стояло бы в единственном числе.

  2. А как определили, что глагол “принесли” здесь в 3 лице? Может, МЫ принесли. Или ВЫ принесли. Почему именно ОНИ? У глагола в прошедшем времени категория лица не определяется.

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.