Анализ «Дубровский»
Первый вариант анализа
В романе А.С. Пушкина отображена достоверная картина быта российского дворянства. В основу произведения легла социальная обстановка России в целом. Крепостничество изжило себя, чувствовался упадок дворянства. Государство нуждалось в реформах, именно поэтому автор хотел обратить внимание своих современников на общественные проблемы, показать им то, что их ждёт в будущем.
Тема
В своём романе А.С. Пушкин поднимает множество социальных тем, среди которых – взяточничество, продажность правосудия, беззащитность бедных людей, конфликт отцов и детей, а также проблема чести и долга. Все эти проблемы не утратили своей актуальности и в наши дни.
Главная тема романа – унижение человеческого достоинства. Нечестная деятельность органов власти многим людям покалечила жизнь. Такой жертвой стал и Андрей Гаврилович Дубровский, который из-за бедности не смог доказать свою правоту в судебном порядке. Выходит, что отстоять свою честь и достоинство можно только вне закона. Так и поступил Владимир Дубровский, желая отомстить за отца. Он был вынужден пойти преступным путём, другого выхода у него просто не было.
Жанр и направление
Жанр «Дубровского» – разбойничий роман. Описанные события охватывают большой временной промежуток, и в них участвует множество персонажей. К тому же, главный герой – благородный человек, вынужденный из-за окружающей его несправедливости оказаться вне закона.
Роман относится к переломному периоду в творчестве А.С. Пушкина, когда он стал предпочитать реализм романтизму. Именно поэтому в данном произведении прослеживаются черты двух направлений: от романтизма взят образ высоконравственного героя, который бесстрашно противостоит порочному обществу, а к реализму относится исторический контекст и детальная проработка второстепенных персонажей.
Композиция
Экспозиция: описание главных героев и окружающей их обстановки;
Завязка: ссора между Троекуровым и Дубровским;
Развитие сюжета: приезд Владимира, смерть его отца, создание разбойничьей шайки, любовь Маши и Владимира;
Кульминация: свадьба Маши Троекуровой;
Развязка: исчезновение Владимира Дубровского;
Проблематика
Основной проблемой романа является проблема мести. Автор показывает, что даже та месть, которая необходима для торжества справедливости, неизбежно приводит к несчастью. Владимир должен был отомстить за своего отца, как у человека чести у него не было другого выбора, но эта месть причинила ему много страданий.
Другой, не менее важной проблемой в романе выступает проблема жестокости и несправедливости. Такие низкие люди как Троекуров – ни перед чем не остановятся, ради того, чтобы потешить собственное самолюбие. А процветающее в стране взяточничество и беззаконие помогает ему воплотить в жизнь свои гнусные планы. Чтобы доказать собственное превосходство, Кирила Петрович доводит своего бывшего друга до безумия, но понимает свою вину слишком поздно.
Основная идея
Роман «Дубровский» — это протест против крепостных порядков в России. А.С. Пушкин раскрывает все пороки, которые процветали в то время. Однако судьба главного героя показывает то, что никакой одиночный бунт не сможет справиться с тем, что создавалось годами, поэтому государственные проблемы нужно решать другим путём.
Второй вариант анализа
В романе «Дубровский» отразились те стороны жизни, которые волновали А.С. Пушкина и его современников: бесправное положение крепостных крестьян, самодурство помещиков, взяточничество, произвол суда, беззаконие. И в результате всего этого возникает разбойничество, как протест непокорных выходцев из народа.
Разбойничий роман
В «Дубровском» А.С. Пушкин продолжает традиции разбойничьего романа, созданные великим немецким поэтом Фридрихом Шиллером. Главный герой романа – молодой дворянин, добровольно отказавшийся от своего положения в обществе, и возглавивший шайку разбойников, для того чтобы отомстить за нанесённую ему обиду. Любовь героя к дочери его врага – тоже типичный мотив для разбойничьего романа.
Однако Пушкин не случайно славился своей любовью к новаторству, поэтому и в разбойничьем романе в его исполнении появились новые стороны. Произведение не вложилось в рамки романтизма, в нём также четко прослеживаются признаки реализма. В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная автору его давним приятелем. А образ русского барина-крепостника Троекурова изображён слишком правдиво, да и весь крепостной быт в целом.
История создания
А.С. Пушкин взял за основу романа историю о разорившемся помещике Островском. Эту историю он услышал от своего приятеля Павла Нащокина, который лично встретил в остроге белорусского дворянина, ставшего жертвой продажного правосудия. Длительное время он судился со своим соседом из-за земли, и в результате был изгнан из собственного имения. Организовав своих крепостных в разбойничью шайку, этот дворянин стал зарабатывать себе на жизнь грабежами.
Осенью 1832 года автор приступил к созданию романа, и в скором времени было готово две части из трёх задуманных. Но третья часть романа так и не была написана.
Опубликовано произведение было через четыре года после трагической гибели А.С. Пушкина на дуэли. Сам автор не успел ему дать название, поэтому роман был назван в честь главного героя.
Темы
- Противостояние главного героя обществу. Владимиром руководят только благородные мотивы во время его преступной деятельности, его помыслы абсолютно чисты. Восстав против несправедливого общества, он добровольно пожертвовал собственным счастьем.
- Семейные взаимоотношения. Владимир Дубровский стал разбойником, чтобы отомстить за своего отца. Главный герой очень любил его и во многом был похож именно на него. Однако не во всех семьях отношения складываются так хорошо. К примеру, Троекуров не учитывает мнение своей дочери, отдавая её замуж за нелюбимого человека. Выгода для него находится на первом месте.
- Любовь. Тема любви занимает в произведении одно из самых главных мест. Именно любовь дала возможность Дубровскому отказаться от своей мести, но в то же время, только любовь способна причинить такие ужасные страдания, которые пришлось пережить Владимиру и Маше.
- Дружба. Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров были лучшими друзьями, но одна случайная ссора сделала их кровными врагами. Ни один из них не смог пойти на уступки, чтобы сохранить былые отношения. Гордость и самолюбие привели к настоящей трагедии.
Основная мысль
Основная мысль романа заключается в том, что равноправия не существует даже между представителями одного социального слоя, если у них есть разница в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу, что закон находится всегда на стороне того, кто богаче. А благородные, честные и достойные люди чаще всего оказываются на обочине жизни.
Критика
Мнение критиков относительно романа «Дубровский» разделились. Одни считали, что А.С. Пушкин подражает зарубежной манере написания романов, другие упрекали его в том, что он одобряет разбойничьи промыслы и преступления в целом, но большинству произведение всё-таки понравилось.
К примеру, В.Г. Белинский назвал роман «одним из величайших созданий гения Пушкина», а Тургенев восторгался талантом, благодаря которому был создан образ Троекурова.
Но главное достоинство романа «Дубровский» заключается в том, что это произведение заставляет мыслить. Каждый читатель найдёт в нём ответы на волнующие современный мир вопросы.
Третий вариант анализа
История создания
Роман «Дубровский» был написан А. С. Пушкиным в конце 1832 — начале 1833 гг. Замысел произведения связан с реальной историей бедного помещика Островского, который был лишен своего имения и при поддержке крестьян стал разбойником.
Смысл названия
Роман лаконично носит название фамилии главного героя — Владимира Андреевича Дубровского.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — трагическое влияние беззакония на судьбу человека.
Помещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским — вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.
Конфликт вспыхнул из-за совершенно пустякового повода, но в противниках «заговорила» дворянская кровь. Всесильному Троекурову имение соседа не особенно было и нужно, просто он не мог стерпеть неповиновения. Позиция Дубровского ясно изложена в одной фразе: «Я не шут, а старинный дворянин».
Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.
Андрей Гаврилович беден, но благороден. Он не боится встретиться с врагом в открытом бою (в романе упомянуто участие Дубровского в войне с Турцией), но судебный «поединок» становится для него ударом в спину. Случившийся после вынесения решения припадок сумасшествия предвещает Андрею Гавриловича скорую смерть. Ему нет места в обществе, где честь и справедливость подменены хитростью, подлостью и ложным толкованием законов.
Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского — Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.
В душе Владимира некоторое время происходит внутренняя борьба. Потрясенный молодой человек должен выбрать дальнейший жизненный путь. Лишившись единственного источника доходов, Владимир обречен на бедность и нужду. Продолжение борьбы с богатым соседом неизбежно поставит его вне закона. Решающим доводом для Владимира становится беззаветная преданность крестьян Кистеневки и их готовность пойти ради хозяина на смерть.
Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.
Шайка Дубровского рано или поздно была бы уничтожена. Главарь прекрасно это понимает, но хочет достойно завершить «карьеру». Отказавшись от желания уничтожить своего главного врага ради Маши, он находит новую цель — спасти девушку от несчастного брака. Небольшое опоздание становится роковым для Маши, Владимира и всех разбойников. Дубровский еще успевает отбить приступ солдат, после чего распускает свою шайку и скрывается за границу.
Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.
Проблематика
Центральная проблема произведения — произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность. Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества. Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.
Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.
Композиция
Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица. Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.
Чему учит автор
Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.