Дубровский


Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1842 | Форма произведения: роман | Жанр: приключенческий | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: сериал (СССР, 1988 год, реж. Вячеслав Никифоров) | Темы: верность и предательство, власть, внутренняя борьба, гордость и смирение, добро и зло, дружба, любовь и ненависть, месть и великодушие, милосердие и жестокость, одиночество, самопожертвование, смелость и трусость

Герои произведения:
Владимир Дубровский
Марья Троекурова
Кирила Петрович Троекуров
Андрей Гаврилович Дубровский
Саша Троекуров
Антон Пафнутьич Спицын
Егоровна

«Дубровский» – самый известный разбойничий роман на русском языке, созданный в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей. Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, – все это нашло свое место в «Дубровском». В романе раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

Дата написания: 6 февраля 1833 г.

Дата публикации: 1841 г.

Место и время действия: Действие романа «Дубровский» происходит в двадцатые годы девятнадцатого века в двух соседних поместьях – Покровском и Кистенёвке, а также в их окрестностях. Развиваются события в течение полутора лет.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат А.С. Пушкиным после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября 1832 года, так как автор, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним Пушкин прекратил в 1833 году.

Название было дано роману издателями при первой публикации, состоявшейся через 4 года после гибели поэта на дуэли, в 1841 году. В авторской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни.

В собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Историческая основа романа

В основе романа «Дубровский» лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Пушкина.

Дело Муратова и Крюкова

Александру Сергеевичу было известно одно печальное дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском».

В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в  1759 г., отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение («купчая крепость») сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г. Поэтому поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение. Но чиновники оставили это без внимания. Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826-1832 годы). В конце концов, в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок аппеляции и безвозвратно потерял свое имение. Помимо этого Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет, которые он якобы потерял. Однако суд не удовлетворил эту просьбу.

Знакомый Нащокина, Д.В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела Пушкин вставил в рукопись романа «Дубровский». В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию Дубровского, а Крюков – Троекурова.

Дело Островского

Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П.В. Нащокина осенью 1832 года в Москве. Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских. Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако в итоге его поймали и посадили в тюрьму.

Друг Пушкина, Нащокин, лично видел Островского, когда тот сидел в остроге. История Островского без сомнений легла в основу романа «Дубровский»: об этом говорит тот факт, что в первоначальном тексте романа Пушкин называет героя Островским, а не Дубровским.

Направление и жанр

Это произведение стало одним из переломных творений А.С. Пушкина, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» можно выделить черты  и реализма и романтизма:

– От романтизма роман взял высокоморального главного героя, который без всяких шансов на победу противостоит глубоко порочному обществу.

– От реализма же роман приобрёл более глубокую проработку образов второстепенных персонажей, которые из карикатур превратились в полноценные личности со своими достоинствами и недостатками. Исторический контекст тоже правдив: изображение русского барства в «Дубровском» вышло до крайности правдоподобным.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий или авантюрный роман. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном разбойнике, который из-за несправедливости оказывается вне закона, но продолжает отстаивать справедливость и вызывает сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Главные герои

Владимир Андреевич Дубровский – двадцатитрёхлетний дворянин и офицер, сын Андрея Гавриловича Дубровского. Образованный молодой человек, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя-разбойника, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. Он же подставной француз Дефорж, который проникает в дом Троекурова под видом учителя

Андрей Гаврилович Дубровский – благородный дворянин из обедневшего рода. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы. Сходит с ума из-за потрясения, вызванного предательством.

Кирилла Петрович Троекуров – друг и сосед Дубровского. Деспотичный помещик, самый богатый в округе. Самодур и невежда, гордец и циник, считающий себя выше окружающих. Считает, что власть его денег сильнее законов. Отнимает поместье у бывшего друга просто из мести, желая проучить. Олицетворяет собой все пороки грубых, малообразованных помещиков, которые теряют голову от богатства и вседозволенности.

Мария Кирилловна Троекурова – семнадцатилетняя дочь Троекурова, возлюбленная Владимира Дубровского. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Не может распоряжаться своей судьбой и вынужденно выходит замуж за того, кого выбрал ее отец.

Верейский – богатый князь, старый волокита. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Женится на Маше, хотя не любит девушку, она нужна ему для статуса и развлечений. Его образ подчеркивает, что семьи зачастую создавались без любви и уважения.

Композиция

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

  • Экспозиция – описание героев и обстановки;
  • Завязка – намечается основной конфликт, который будет двигать сюжет. Происходит ссора между соседями-помещиками Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям;
  • Развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистенёвки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой;
  • Кульминацией романа, в которой напряжение достигает своего пика, является свадьба Маши и разрыв отношений с главным героем;
  • Развязка – роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского за границу.

Краткое содержание

Предательство друга

В собственном поместье проживал состоятельный барин Троекуров. Всем соседям был известен его крутой нрав, из-за которого они немного побаивались его. Не знал об этом лишь помещик Дубровский, который ранее был сослуживцем Троекурова. Оба помещика были вдовцами. У Дубровского был сын Владимир, который служил в Петербурге, Троекуров же имел дочь Марию, которая жила с ним. Друзья все чаще заводили разговор о свадьбе детей.

Кадр из фильма “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988

Внезапно они поссорились и Троекуров решил лишить помещика имения. Заняться этим делом он поручил Шабашкину. Вскоре Дубровского вызвали в суд. На заседании суда зачитали решение, согласно которому имение помещика отходило Троекурову. У Дубровского случился нервный срыв.

Приезд Владимира

Здоровье помещика продолжало ухудшаться. Крепостная Егоровна, которая ухаживала за ним, написала письмо Владимиру. Прочитав послание, Владимир взял отпуск и отправился к отцу. По дороге кучер рассказал ему обо всем, что случилось. Дома он нашел отца больным и сильно постаревшим.

Дни Дубровского были сочтены. Троекурова мучила совесть и он отправился к помещику мириться, но Дубровского при его появлении парализовало. Владимир приказал барину уйти. В тот же момент Дубровский скончался.

После похорон в имение прибыли чиновники из суда и исправник. Они собирались оформить права владения на Троекурова. Но крестьяне, не желающие повиноваться, решили устроить над ними расправу.

Ночью Владимир обнаружил в доме кузнеца, который собирался убить чиновников. Он убедил его не делать этого и принял решение сжечь имение. Кузнеца он отправил открыть двери для того, чтобы приказные имели возможность покинуть дом. Однако кузнец не выполнил приказ и оставил двери запертыми. Владимир поджег дом и тут же уехал со двора. Чиновники не смогли выбраться из дома и погибли в огне.

Желание мести

На Владимира легло подозрение в том, что он поджег имение и убил чиновников. Троекуров отправил губернатору донос. Открыли новое дело. Однако некоторые события на время отвлекли внимание от Владимира. В губернии появились разбойники, грабившие помещиков, но не трогавшие Троекурова. У всех появилось подозрение, что их предводителем является Владимир.

Краткое содержание дубровский

Иллюстрация к повести “Дубровский”

Своему внебрачному сыну Саше Троекуров выписал учителя Дефоржа, которого покорила красота Маши. Однако девушка оставалась равнодушной. Вскоре для учителя устроили испытание – его втолкнули в комнату с голодным медведем. Но француз не растерялся и одолел зверя. Этот поступок растопил Машино сердце и она стала иначе смотреть на учителя. Это сближение стало началом любви.

На храмовый праздник у Троекуровых собрались гости. За обедом разговор зашел о Владимире. Помещик Спицын признался в ложности собственных показаний в суде в пользу Троекурова. Одна дама сказала, что семь дней назад Владимир был у нее на обеде. Еще она поведала о том, что ее приказчика, которого она отправила на почту с письмом и двумя тысячами рублей для сына, по его словам ограбил Владимир. Однако приказчика уличил во лжи человек, который прибыл к ней, назвавшись сослуживцем ее покойного мужа. Приказчик признался, что Владимир на самом деле остановил его по пути на почту. Прочитал письмо, но грабить не стал. Деньги оказались в сундуке приказчика.

В конце праздника был организован бал, на котором присутствовал и учитель. Антон Пафнутьич, очень богатый человек, у которого при себе была большая сумма денег, пожелал провести ночь в комнате с французом.  Впечатленный историей с медведем, он рассчитывал на защиту с его стороны в

Пожар в усадьбе Дубровских. Иллюстрация Б. Кустодиева

случае нападения разбойников. Ночью Антон Пафнутьич почувствовал на себе взгляд и открыл глаза. Перед ним, держа пистолет, стоял француз, который назвался Дубровским.

Откровение Дубровского

Каким образом Дубровский оказался в доме Троекурова? На почтовой станции он подкупил француза, ехавшего к Троекурову, дав ему десять тысяч рублей. За них он получил документы учителя. С данными бумагами он прибыл к Троекурову и поселился в его доме. Оказавшись лицом к лицу с человеком, которого считал личным врагом, он решил мстить. Наутро Спицын уехал, никому не сообщив о произошедшем. Очень скоро уехали и другие гости.  Жизнь вошла в привычное русло. Маша была влюблена в учителя и злилась на себя из-за этого. Француз же держался с девушкой очень почтительно. Но как-то раз она получила от него записку, в которой он просил о свидании.

При встрече учитель сообщил ей о своем скором отъезде и рассказал ей о том, кем является в действительности. Затем успокоил испуганную девушку и сказал, что больше не держит зла на Троекурова. Объяснил, что причиной спасения ее отца стала сама Маша. Вдруг раздался тихий свист. Это был сигнал Дубровскому о том, что пора уходить. Маша вернулась домой и отец сообщил ей, что учителем был Дубровский.

Суд принимает решение в пользу Троекурова. Иллюстрация Д. Шмаринова

Следующим летом в собственное поместье вернулся князь Верейский. Он нанес визит Троекуровым и был покорен красотой Маши. Вскоре Троекуровы нанесли ответный визит Верейскому, который устроил им великолепный прием.

Предложение Верейского

Однажды Маша, находясь в своей комнате, занималась вышивкой. Вдруг через окно протянулась рука и положила ей на пяльцы конверт. Но в этот момент девушку пригласили к отцу и она пошла к нему, предварительно спрятав письмо. В кабинете отца был Верейский, который приехал просить руки Маши. Услышав это, Маша замерла и побледнела.

Вернувшись в свою комнату, Маша не переставала думать о предстоящем браке с Верейским. Она приняла решение, что лучше станет женой разбойника, но никогда не даст согласие Верейскому. И тут она вспомнила о письме. В нем сообщалось о месте и времени свидания.

Во время встречи Владимир предложил девушке принять его покровительство. Маш

Кадр из фильма “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988

а все еще надеялась отговорить отца от его решения. Но если у нее ничего не выйдет, она решила убежать с Владимиром. Перед расставанием Дубровский дал девушке кольцо и сказал, что в случае беды ей необходимо будет положить его в дупло определенного дерева. Это будет для него сигналом к действию.

Началась подготовка к свадьбе и Маша приняла решение написать жениху с просьбой отказаться от нее. Но отец, узнав об этом, назначил свадьбу на следующий день. Когда девушка сообщила, что призовет на помощь Владимира, ее заперли на ключ. На помощь пришел Саша. Он выполнил поручение сестры и положил кольцо в дупло дерева.

Расставание

Наступил день свадьбы и карета, в которой была Маша, двинулась к церкви, где ее уже ожидал Верейский. После венчания молодые отправились в Арбатово. По дороге карету внезапно окружили люди с оружием. Человек, на котором была полумаска, открыл дверцы. Он сообщил девушке, что она свободна. Князь понял, что перед ним Дубровский и

Нападение на свадебный кортеж. Иллюстрация Е. Лансере

выстрелил в него. Князя схватили и уже собирались убить, но Владимир приказал не трогать его. Дубровский

повторил девушке, что она свободна, но та ответила, что слишком поздно. Раненый Владимир потерял сознание и сообщники увезли его.

В лесном шалаше лежал Владимир. Внезапно лагерь охватила тревога. Разбойники заняли положенные места. Караульщики сообщили, что в лесу находится отряд солдат. Началось сражение, в котором победу одержали разбойники. После этого Дубровский исчез. Поговаривали, что он уехал за границу.

Тематика и проблематика

А.С. Пушкин в романе «Дубровский» поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Тема Проблема
1 Беззаконие, несправедливость Деньги, власть и связи позволяют легко творить беззаконие, в ответ это толкает пострадавших пойти на преступления во имя справедливости.
2 Бесправие младших поколений в семье, отсутствие права голоса у женщин История Маши Троекуровой, которую выдают замуж насильно за нелюбимого старого человека, можно считать типичной для того времени.
3 Крепостное право Крепостных, принадлежащих Дубровским, передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля
4 Зарождение народного недовольства и крестьянских восстаний Народ способен восстать и показать свою силу, если его интересы ущемляются. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову.
5 Дружба Дружба может очень быстро превратиться во вражду, причем из-за пустяка, как и произошло с Троекуровым и Дубровским. В итоге их ссора привела к трагедии.
6 Любовь Чувства к Маше заставили Дубровского отказаться от мести. Сила любви способна смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
7 Семья Дубровский становится на путь разбоя, для того чтобы отомстить за отца. Однако не во всех семьях дела идут так хорошо. Троекуров продает свою дочь и не берет во внимание ее чувства и мнение.
8 Месть и великодушие Путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.
9 Благородство Владимир Дубровский – благородный разбойник. На его примере А.С. Пушкин стремился показать, как важно в любых обстоятельствах оставаться достойным и честным человеком.
10 Отцы и дети В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является главной причиной несостоявшейся любви «детей».

Основная идея

Прежде всего, основная идея романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Роман изобличает коррупцию, кумовство и невежество, наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир Дубровский, оказываются на обочине жизни.

Также в романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Таким образом, «Дубровский» интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Александр Сергеевич постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Конфликт

Очевидный конфликт в романе происходит между двумя помещиками – Троекуровым и Дубровским. Один задел честь и достоинство другого, считая, что имеет на это право просто по факту богатства и власти. Это привело к ссоре, преступному изъятию имения, противостоянию семей. Ситуацию спасло только то, что сын Дубровского испытывал чувства к дочери Троекурова, а потому отказался от мести.

Более глубокий конфликт – это расслоение и поляризация общества, даже внутри одного сословия. Читатель видит, как велика пропасть между помещиком и крепостным крестьянином, который приравнивается к скоту. Но пропасть видна и между обедневшим Дубровским и богатым Троекуровым, который купил всё и всех. Когда закон и нормы морали перестают иметь ценность в обществе, начинается разрушение его основ. Автор понимал эти социальные процессы и привлекал к ним внимание с надеждой когда-то изменить жизнь российского общества к лучшему.

Литературные приемы, использованные в романе

Антитеза — контрастные сцены, которые усиливают впечатление. (Дружба – предательство в сцене суда. Возвращение в родной дом – смерть отца. Праздник – ограбление. Любовь – скрытность, бегство. Свадьба – нападение разбойников.) Эпитеты — барская праздность, шумные и буйные увеселения, бестолковые строки, печальный дом, пустынная жизнь и т.д. Сравнения — искры полетели огненной метелью; барышни стеснились между собою, как робкое стадо козочек; прошли мимо меня, как небесное видение; веселилась как дитя. Метафоры — погрузился душою в мир семейного счастья; в скромном молодом французе таился грозный разбойник; её мысли не следовали за работой, они были далеко.

Краткость и сжатость повествования, лаконичное изображение героев и их поступков Прием умолчания — когда в романе появляется Дефорж, читатель не может заподозрить в нем Дубровского. В роли разбойника он также не открыт до конца: автор ограничивается только упоминанием молвы, сплетен, слухов.

Критика

Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критика не впечатлил образ самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя:

«Дубровский, несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждающим к себе участия. Вообще вся эта повесть сильно отзывается мелодрамою. Но в ней есть дивные вещи. Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести».

Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества. 

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая о творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму:

“…рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание новой русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, осободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина. Вместе с этим он явился основоположником того слияния романтизма с реализмом, которое и до сего дня характерно для русской литературы и придаёт ей свой тон, своё лицо.”

Интересные факты

  1. У романа «Дубровский» должно было быть продолжение. Сохранились черновики автора, которые ясно говорят о том, что он планировал продолжение романа. Однако заметки не вполне понятны, и интерпретируют их по-разному. Наиболее распространена версия – Александр Сергеевич планировал вернуть Дубровского в Москву, к Маше. Но, наверное, читателям просто хочется в это верить.
  2. Изначальный план произведения отличался от того сюжета, который мы знаем. Линия отца Дубровского и Троекурова была крайне бедна, а персонаж князя Верейского отсутствовал вообще, как и добрая часть социально-политических нюансов. Кроме того, Пушкин, судя по всему, использовал для «Дубровского» наработки для другого романа и неоднократно менял имена героев.
  3. Роман не был опубликован при жизни автора. Пушкин начал работу над романом осенью 1832-го года, а закончил в 1833-м. Оставшиеся до смерти четыре года он не уделял внимания этой работе. Небрежную рукопись обнаружили уже после его смерти и опубликовали в 1841-м году. Причем название придумали издатели, сам Пушкин никаких указаний к нему не оставил.
  4. Испытание с медведем – не выдумка. Извращенная забава Троекурова, оставлявшего своих гостей наедине с голодным медведем, вовсе не придумка Пушкина, шутки такого рода действительно существовали, правда, в основном в царской среде. Медведей заставляли выделывать нелепые номера, травили их, выпускали в бой против специальных бойцов. Но бывало и так, что попросту бросали к ним неповинных людей. Этим забавлялся, в частности, Иван Грозный.
  5. В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария («Капитанская дочка», «Метель», «Полтава», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан», «Выстрел»). Мария – с древнеегипетского – Богом любимая, с древнееврейского – горькая.
  6. Об этом мало кто знает, но Пушкин рассматривал разные варианты развития отношений Владимира и Маши. В одном из черновиков обозначено, что они должны были бежать вместе во время праздника в имении Троекуровых и, видимо, заключить тайный брак. Однако в общеизвестной версии романа этого не случилось, и решающее объяснение Маши («Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского…») почти слово в слово повторяет в прозе стихотворную отповедь Татьяны в «Евгении Онегине» («Но я другому отдана; Я буду век ему верна»).

Список литературы:

  1. Петрунина Н.Н. Пушкин на пути к роману в прозе: «Дубровский» // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979 г.
  2. В некоторых источниках — повесть: Соболева, Т. П.Повесть А. С. Пушкина «Дубровский». — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963 г.
  3. Виноградов В.В. Язык художественного произведения // О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1959 г.
  4. И.С. Зильберштейн. Из бумаг Пушкина (новые материалы). — М.: Огонёк, 1926 г.
  5. Зборовец И.В. «Дубровский» и «Гай Мэннеринг» В. Скотта // Временник Пушкинской комиссии, 1974 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977 г.
  6. Александр Белый. О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском» // Новый мир, № 11, 2009 г.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.2k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *