Стихотворение и анализ «Цветы последние милей…»

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас,

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

Краткое содержание

Л. Брезжинская. Осенняя прогулка. 2018

В поэтической миниатюре говорится о том, что дары осени поэту ближе даров весны, так как они находятся на стадии увядания. С возрастом гораздо выше ценишь всё то, что не замечал и обесценивал в молодые годы. В шести коротких строчках поэт передаёт не только изменчивость настроения, но и отдельную сюжетную линию: сорванное свидание, конфликт с Музой, надежда на скорую встречу с ней, мысли о мимолётности счастливых минут.

История создания

Данное произведение не случайно было вписано в альбом Прасковьи Ивановны Осиповой – подруги поэта и его соседке по имению. Эти строки вызваны к жизни силой личных переживаний автора: в течение всего 1825 г. он находился в своём родном Михайловском.

К соседке Прасковье Осиповой прибыла погостить  Анна Петровна Керн: как известно, ей Пушкин посвятил множество стихов. Но в гости к тётушке Анна приехала вместе с супругом, вызвав этим в душе влюблённого в неё поэта глубокую печаль. Пушкин, желая  поделиться своими переживаниями, решил написать элегическое произведение, понятное Прасковье Ивановне, осведомлённой о его любовных взаимоотношениях со своей племянницей.

Но не только с этим связана история появления этого миниатюрного произведения. Поэт ещё со времени ссылки крепко сдружился с Прасковьей Ивановной. Эта женщина оказала на жизнь Пушкина заметное влияние. Он регулярно получал от неё цветочные букеты. Однажды пасмурным осенним днём, приняв цветы от соседки, благодарный получатель оставил в её альбоме эти короткие строки. Благодаря данному событию, установлена точная календарная дата стихотворения – 16 октября 1825 г. При жизни автора миниатюру могли прочитать лишь гости дома Осиповой. Но в 1838 г. она была напечатана на страницах популярного журнального издания «Современник».

Жанр, направление, размер

Эти строки можно смело отнести к жанру элегии: они наполнены глубоким философским содержанием. Перед нами вовсе лёгкое описание осени, прочитав которое мы чувствуем всего лишь лёгкую печаль: перед нами  раздумья взрослого, мудрого мужчины о собственной нелёгкой судьбе.

Поэтический размер – любимый автором ямб. Рифма смешанная: первые две строчки – парная, финальное четверостишие – перекрёстная.

Композиция

Композиция одночастная, линейная. Стихотворение включает в себя только шесть строчек. Поэт использует в качестве главного композиционного приёма образный параллелизм: к примеру, «цветы последние» он сопоставляет с «разлуки часом».

Пушкин не сразу раскрывает перед нами содержание своего произведения, делая это поэтапно:

  1. Первая и вторая строки повествуют о том, что осенние цветы гораздо привлекательнее весенних. Поэт объясняет это так: весной у растений всё впереди, и первые невзрачные цветы легко сменят гораздо более красочные и привлекательные. В отличие от осенних цветов они самые последние, впереди лишь зимний снег. Две первые строки несут глубокий философский подтекст.
  2. Третья и четвёртая строки повергают нас в искреннее недоумение: невзирая на продолжение высказанной мысли, поэт называет мечтания унылыми.
  3. Пятая и шестая строки не имеют никакого исторического контекста, поэтому их крайне сложно понять. В этих строках Пушкин «зашифровал» свою тоску по ушедшей любви.

Образы и символы

Невзирая на миниатюрный объём стихотворного произведения, Пушкин представил нам несколько ключевых образов:

  • образ лирического героя полностью отождествлён с автором. Мы воспринимаем его душевные терзания, сопереживаем герою, достигшему зрелого возраста и вынужденному проститься с былой любовью;
  • образ осени – красивое описание осенней поры мастерски передаёт чувства печали и блаженства, предоставляет лирическому герою повод для философских размышлений;
  • образ осенних цветов – поэт сравнивает осенние цветы с разлукой, оказавшейся живее сладостного свидания. Этот образ наталкивает на размышления о быстротечности жизни и любви. Увядающие цветы вызывают не только уныние и грусть, но и мысли о недавних днях лета.

Темы и настроение

Тема этой поэтической миниатюры – размышления поэта о зрелом возрасте, когда малейшие  жизненные радости ценятся гораздо выше, чем в ветреной юности.

Основная идея

Поэт доносит до читателей мысль о том, что человеческая жизнь слишком коротка, а любовь скоротечна. Человеку важнее мечтать, чем получить желаемое, которое, скорее всего, разочарует. Эта идея посвящена встрече у Осиповой с уже замужней Анной Керн.

Также в произведении поэт воплощает идею о значимости и важности пограничных моментов в окружающем мире и в человеческой жизни: «цветы последние», как и «разлуки час», запоминаются гораздо острее.

Средства выразительности

Это крошечное стихотворение щедро насыщено различными тропами. Пушкин использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «сладкое свиданье», «унылые мечтанья»;
  • метафоры – «разлуки час», «последние цветы»;
  • сравнения – «разлуки час живее…свидания»;
  • антитезы – «последние – первенцы», «разлука – свидание»;
  • олицетворение – «мечтанья пробуждают».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 568 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *