Стихотворение и анализ «Пора, мой друг, пора…»

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

Краткое содержание

А. Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой-Пушкиной. 1832

Перед нами яркий пример философской лирики, наделённый глубинным смыслом. Данное произведение лишено сюжета, как такового. Читая эти поэтические строки, мы видим, как автор просто предаётся размышлениям, делясь с читателями своими взглядами, переживаниями, эмоциями.

История создания

Пушкин среди своих современников  получил славу вольнодумца, что категорически не нравилось царю Николаю I. Государь остерегался свободолюбивого настроя поэта и красноречивой силы его пера. Получив информацию о том, что вольнодумец решил уехать из Петербурга, чтобы поселиться с женой и детьми в родном Михайловском, государь поступил весьма хитро: он издал указ о производстве Пушкина в камер-юнкеры, чем обязал поэта регулярно посещать службу. Данное назначение явилось для 35-летнего Пушкина весьма оскорбительным: звание «камер-юнкер» обычно давалось «желторотым» юнцам.

Однако основная причина разочарования поэта была в другом. Невероятно устав от шумной придворной жизни, а также испытывая сильную потребность в уединении, Пушкин планировал уехать из светской столицы в родную деревню. Но его намерениям уйти в отставку реализоваться не довелось из-за внезапного назначения на службу. Подавленный этими событиями, поэт пишет данное произведение, адресуя его любимой супруге Наталье.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет жанр философского стиха с элементами элегии. Его справедливо отнести к литературному направлению «реализм», хотя в нём также присутствуют черты романтизма. Стихотворение характеризуется ритмичностью: в нём практически нет пропусков ударений. Поэтический размер – шестистопный ямб. Рифмовка парная, посредством чередования женской/мужской рифм.

Композиция

Произведение состоит всего лишь из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Такой эффект достигнут тем, что стихотворение, по мнению большинства исследователей, не завершено автором: изначально, поэт задумывал написать три части, а ограничился двумя. Композиция полностью построена на антитезе «жизнь – смерть».

Стихотворение начинается с рассуждения лирического героя на тему бренности бытия и страстного желания уединиться с семьёй вдали от светской жизни. По идее, кульминацией произведения должен послужить отъезд лирического героя с супругой в деревню, где он мог наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.

Образы и символы

В произведении представлено несколько смысловых образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:

  • образ лирического героя – по причине того, что стихотворение глубоко личное, затрагивающее потайные уголки души гениального автора, справедливо утверждать, что лирическим героем здесь выступает сам поэт, вернее, его художественная проекция;
  • образ возлюбленной – поэт обращается к своей супруге Наталье Гончаровой, хотя и не называет любимую по имени. Возлюбленная становится полноправным персонажем произведения: с ней автор делится самым сокровенным. Именно жене он адресует слова: «Пора, мой друг, пора!». Поэт желает уехать в деревню вместе с Натальей, относясь к ней с доверием и огромной любовью;
  • образы пролетающих мгновений – поэт называет их «частичками бытия». Мгновения жизни убегают каждую секунду, унося с собой человеческую юность и беззаботность молодых лет. Пролетающие мгновения символизируют быстротечность жизни, невозвратность былого счастья;
  • образ деревни – именно в деревню стремится уехать поэт вместе с семьёй. Деревню он называет не иначе, как «обитель дальняя трудов и чистых нег». Образ деревни символизирует Родину, домашний уют, безопасность;
  • образы жизни и смерти – произведение построено на противопоставлении жизни и смерти. Если в первых четырёх стихах автор говорит о тленности всего сущего, то в остальных четырёх стихах мы видим проявление размеренного бытия, столь желанного для поэта.

Темы и настроение

Тематика произведения определяется его проблематикой – это жизнь и смерть. Пушкин рассуждает о естественном течении жизни, говорит о том, как стремительно проносится молодость, уступая место зрелости. Поэт рассуждает на тему счастья. Всё произведение пропитано настроением печали, сожаления и грусти. Читая эти стихотворные строки, мы понимаем: автор в момент их написания переживал очередной сложный момент жизни, сильный душевный дискомфорт.

Основная идея

Пушкин пишет данное стихотворение с единственной целью: излить свою душу, попытаться осмыслить собственное эмоциональное состояние, поделиться тайными желаниями.  Именно в этом исповедальном посыле содержится основная идея произведения.

Средства выразительности

Как и во всех своих произведениях, Пушкин виртуозно использует выразительные средства, чтобы максимально точно донести до читателей собственное настроение:

  • эпитеты – «завидная», «дальняя», «усталый»;
  • метафоры – «дни летят»;
  • олицетворение – «пока сердце просит».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 478 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *