Пора, мой друг, пора… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1834 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы возлюбленной, мгновений, жизни и смерти, деревни Темы: внутренняя борьба, жизнь и смерть, мечта, смысл жизни

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

Краткое содержание

А. Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой-Пушкиной. 1832

Перед нами яркий пример философской лирики, наделённый глубинным смыслом. Данное произведение лишено сюжета, как такового. Читая эти поэтические строки, мы видим, как автор просто предаётся размышлениям, делясь с читателями своими взглядами, переживаниями, эмоциями.

История создания

Пушкин среди своих современников  получил славу вольнодумца, что категорически не нравилось царю Николаю I. Государь остерегался свободолюбивого настроя поэта и красноречивой силы его пера. Получив информацию о том, что вольнодумец решил уехать из Петербурга, чтобы поселиться с женой и детьми в родном Михайловском, государь поступил весьма хитро: он издал указ о производстве Пушкина в камер-юнкеры, чем обязал поэта регулярно посещать службу. Данное назначение явилось для 35-летнего Пушкина весьма оскорбительным: звание «камер-юнкер» обычно давалось «желторотым» юнцам.

Однако основная причина разочарования поэта была в другом. Невероятно устав от шумной придворной жизни, а также испытывая сильную потребность в уединении, Пушкин планировал уехать из светской столицы в родную деревню. Но его намерениям уйти в отставку реализоваться не довелось из-за внезапного назначения на службу. Подавленный этими событиями, поэт пишет данное произведение, адресуя его любимой супруге Наталье.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет жанр философского стиха с элементами элегии. Его справедливо отнести к литературному направлению «реализм», хотя в нём также присутствуют черты романтизма. Стихотворение характеризуется ритмичностью: в нём практически нет пропусков ударений. Поэтический размер – шестистопный ямб. Рифмовка парная, посредством чередования женской/мужской рифм.

Композиция

Произведение состоит всего лишь из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Такой эффект достигнут тем, что стихотворение, по мнению большинства исследователей, не завершено автором: изначально, поэт задумывал написать три части, а ограничился двумя. Композиция полностью построена на антитезе «жизнь – смерть».

Стихотворение начинается с рассуждения лирического героя на тему бренности бытия и страстного желания уединиться с семьёй вдали от светской жизни. По идее, кульминацией произведения должен послужить отъезд лирического героя с супругой в деревню, где он мог наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.

Образы и символы

В произведении представлено несколько смысловых образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:

  • образ лирического героя – по причине того, что стихотворение глубоко личное, затрагивающее потайные уголки души гениального автора, справедливо утверждать, что лирическим героем здесь выступает сам поэт, вернее, его художественная проекция;
  • образ возлюбленной – поэт обращается к своей супруге Наталье Гончаровой, хотя и не называет любимую по имени. Возлюбленная становится полноправным персонажем произведения: с ней автор делится самым сокровенным. Именно жене он адресует слова: «Пора, мой друг, пора!». Поэт желает уехать в деревню вместе с Натальей, относясь к ней с доверием и огромной любовью;
  • образы пролетающих мгновений – поэт называет их «частичками бытия». Мгновения жизни убегают каждую секунду, унося с собой человеческую юность и беззаботность молодых лет. Пролетающие мгновения символизируют быстротечность жизни, невозвратность былого счастья;
  • образ деревни – именно в деревню стремится уехать поэт вместе с семьёй. Деревню он называет не иначе, как «обитель дальняя трудов и чистых нег». Образ деревни символизирует Родину, домашний уют, безопасность;
  • образы жизни и смерти – произведение построено на противопоставлении жизни и смерти. Если в первых четырёх стихах автор говорит о тленности всего сущего, то в остальных четырёх стихах мы видим проявление размеренного бытия, столь желанного для поэта.

Темы и настроение

Тематика произведения определяется его проблематикой – это жизнь и смерть. Пушкин рассуждает о естественном течении жизни, говорит о том, как стремительно проносится молодость, уступая место зрелости. Поэт рассуждает на тему счастья. Всё произведение пропитано настроением печали, сожаления и грусти. Читая эти стихотворные строки, мы понимаем: автор в момент их написания переживал очередной сложный момент жизни, сильный душевный дискомфорт.

Основная идея

Пушкин пишет данное стихотворение с единственной целью: излить свою душу, попытаться осмыслить собственное эмоциональное состояние, поделиться тайными желаниями.  Именно в этом исповедальном посыле содержится основная идея произведения.

Средства выразительности

Как и во всех своих произведениях, Пушкин виртуозно использует выразительные средства, чтобы максимально точно донести до читателей собственное настроение:

  • эпитеты – «завидная», «дальняя», «усталый»;
  • метафоры – «дни летят»;
  • олицетворение – «пока сердце просит».

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 4.3k 👀