Стихотворение и анализ «Разлука»

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Краткое содержание

А. Тон. Царское село. Лицей. 1822

Учёба заканчивается, приходит время расставаться. Друзья в последний раз слушают стихотворение друга – поэта. Именно так начинает своё произведение Пушкин. Затем автор обращается напрямую к своему ближайшему товарищу по перу Кюхельбекеру, желая ему счастья, познания истинной любви и свободы. Пушкин, выступая в роли лирического героя, клянётся хранить верность дружескому братству. Он уверяет, что, невзирая на любые события, навсегда останется преданным другом своим лицейским товарищам.

История создания

Произведение написано в 1817 г. В этот год учёба юного лицеиста Александра Пушкина подходила к завершению. В процессе учёбы Пушкин крепко сдружился со многими неординарными, талантливыми личностями. Особенно высоко он ценил дружескую связь с Вильгельмом Кюхельбекером, которого, шутя, называл «Кюхля». Именно к Кюхле обращается Пушкин в этом стихотворении. В первоначальной редакции произведение носило название «К Кюхельбекеру». Спустя несколько лет Пушкин решил его переименовать.

Жанр, направление, размер

Произведение представлено в жанре дружеского послания. Именно этот жанр стал излюбленным для Пушкина в самом начале его творческого пути. Автор применяет свой любимый поэтический размер – четырёхстопный ямб с чередованием перекрёстной и охватной рифмовок.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворение является трёхчастным. Это позволяет произвести его условное разделение на три семантических части:

  1. Первая часть – передаётся предчувствие скорого расставания и чувство тревоги, связанное с этим.
  2. Вторая часть – включает в себя напутствие и пожелание другу на его дальнейшую жизнь.
  3. Третья часть – финальная. Представляет собой поэтическую клятву преданности лицейскому содружеству и, конечно же, своему лучшему другу Кюхельбекеру. Поэт пишет, что не желает расставаться, но вынужден покориться судьбе.

Образы и символы

В произведении представлены два ключевых образа, раскрывающих основную идею стихотворения:

  • образ лирического героя – центральный. Герой находится в подавленном состоянии по причине близкого расставания с друзьями. При этом, он понимает: пришло время каждому из друзей вступить на собственный жизненный путь. Кажется, что в последних строчках герой обращается сам к себе, но, на самом деле, он обращается к Творцу, прося у него здоровья во все времена всем тем, кто окружает его любимого друга;
  • образ друга – поэт искренне восклицает слово: «Прости!». Он просит друга не расставаться хотя бы с Творчеством и Свободой, а также познать искреннюю любовь. Друг становится для поэта невероятно значимой фигурой, олицетворяющей собой преданность, открытость, молодость.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения – это дружба, имеющая огромное значение для поэта. Лицей в Царском Селе сыграл важную роль в формировании личности Пушкина. Под крышей лицея царил дух поэзии, вольномыслия. Дружеские связи, появившиеся в стенах лицея, выпускники сохранили на всю жизнь. Для Пушкина настоящие друзья – это те, кто имеет духовную связь, а также общность интересов, стремлений, идеалов. Произведение передаёт читателям настроение печали и трагичности. Это настроение подчёркивается ещё и тем, что в тексте осуществляется повтор слова «последний».

Основная идея

Основная идея заключена в том, что Пушкин даёт обещание сохранить крепкую дружбу и после окончания лицея: «Где б ни был я…святому братству верен я». Автор доносит до нас следующую мысль: необходимо ценить те дружеские отношения, что зародились в юности и были скреплены совместной учёбой, юношескими мечтами и весёлыми происшествиями.

Средства выразительности

Для передачи глубины собственных переживаний и чувств Пушкин использует  разнообразные выразительные средства:

  • эпитеты – «верный», «милый», «родимого», «последние»;
  • метафоры – «в огне ли смертной битвы», «в сени уединенья»;
  • олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 309 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *