Стихотворение и анализ «К морю»

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,-

И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Краткое содержание

И. Айвазовский. Среди волн. 1898

Поэт описывает море, словно одушевлённое существо: оно меняется, движется, живёт собственной жизнью. Для поэта море имеет тесную связь с людскими судьбами. В предельно сжатой форме содержание произведения можно изложить  четырьмя пунктами:

  1. Обращение поэта к морю.
  2. Описание событий и чувств, связанных с морем.
  3. Описание фигур Байрона и Наполеона, сроднившихся для поэта с морской стихией.
  4. Клятва поэта в вечной преданности морю.

История создания

Поэт находился в 1820 г. в Южной ссылке. Сначала он едет в Кишинёв, но быстро разочаровывается пыльной провинцией. Пушкин добивается своего перевода из Кишинёва в Одессу: там он впервые в жизни видит море. «Свободная стихия» мгновенно пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало для Пушкина излюбленным местом, куда он приходил, чтобы подумать о сокровенном.

В 1824 г. поэт получил разрешение вернуться в родные места. Перед самым отъездом он начал писать произведение, в котором прощался с морем. Пушкин осознавал: из-за строгого режима ссылки он едва ли получит новую возможность побывать у моря. Произведение, начатое в Одессе, было закончено уже в Михайловском. Пушкиноведы спорят о том, кому именно оно посвящено: Байрону, Наполеону, либо Елизавете Воронцовой. Образы всех этих людей скрыты за метафорическими стихами.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру элегии. В нём автор передаёт личные переживания, проникнутые нотами тоски и грусти. Попрощавшись с морем, поэт чувствует печаль: мир для него стал пустым. Литературное направление, к которому относится произведение – романтизм. В стихотворении автор поднимает характерные для романтизма темы: томление, одиночество, тоска и грусть. Герой является одиноким странником, противопоставляющим себя обществу. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Произведение представляет собой монолог – обращение лирического героя к морю. С композиционной точки зрения произведение можно разделить на несколько частей, благодаря тому, что автор начал писать его в Одессе, а закончил – в Михайловском, вдали от моря:

  1. Первая часть – лирический герой восхищается морем, восхваляя его.
  2. Затем передаются ностальгические настроения лирического героя, вспоминающего то великолепное время, когда он мог бродить по берегу, наслаждаясь морской красотой. Здесь подразумеваются образы Наполеона и Байрона.
  3. В финальной части, покончив с приятными воспоминаниями, автор переходит к завершающей фазе – прощанию с морем.

Образы и символы

Стихотворение изобилует различными образами:

  • образ моря – центральный. Море, подобно человеку, обладает характером: оно гордое и свободное. Его красота «торжественна», но, вместе с тем, вечерний морской гул умиротворяет и успокаивает. Пушкин называет море своим «приятелем», разлуку с которым воспринимает, словно личную трагедию. Море служит отражением настроения лирического героя;
  • образ Наполеона – французский император, сумевший покорить Европу, становится ещё одним романтическим образом стихотворения. Пожизненное заточение его на одиноком затерянном морском острове воспринимается поэтом, как реальное воплощение трагической судьбы легендарного человека, непонятого и отвергнутого толпой;
  • образ Байрона. Параллельно с Наполеоном, появляется и «другой властитель наших дум», английский поэт, родоначальник романтизма – Байрон. Это такой же образ непонятого и гонимого толпой странника, погибшего при защите греческого народа в братоубийственной войне. Поэт упоминает его с целью продемонстрировать своё внутреннее состояние, когда он вынужден из одной ссылки отправляться в другую. Поэт, подобно Байрону, решителен, горяч, но, при этом, одинок и отвергнут толпой. Байрона он называет: «Могучим, глубоким и мрачным»;
  • образ лирического героя – это пылкий, вольнолюбивый поэт, мечтающий совершить побег из России по морю. Держит его лишь одно – страсть к женщине. Но сожалеть ему не о чем, в море существует один пункт, вызывающий интерес – остров изгнания Наполеона. В других странах, куда он мог бы уплыть по морю, цивилизация давно стёрла границы между свободой и рабством, поэтому тирания присутствует везде. Спасение для себя и людей лирический герой видит в любви, в гармонии, в природе;

Темы и настроение

В стихотворении поэт поднимает несколько важных тем:

  1. Тема свободы – центральная. Желая отправиться в Европу по морю, лирический герой понимает, что и в заморских странах он не обретёт своего идеала. В пример приводятся трагические судьбы Байрона и Наполеона. Поэт не видит в окружающем мире ни социальных, ни политических, ни творческих свобод. Поэтому он считает нужным остаться на родном берегу.
  2. Тема одиночества – лирический герой описывает участь великих людей: Байрон и Наполеон погибли в состоянии непонимания и одиночества. Поэт, как и они, отвергнут обществом, чувствует себя никому не нужным. Новая ссылка заставляет его покинуть нового близкого «приятеля» – море, с которым он сроднился душой.
  3. Тема «Поэт и поэзия» – Пушкин описывает судьбу и характер Байрона, чтобы продемонстрировать единственно возможную для творца судьбу. Гордый поэт погибает в самом расцвете лет, оставляя за собой литературный след, так необходимый потомкам.
  4. Тема любви – именно чувство искренней любви удерживает поэта от бегства на чужбину. Он признаётся: «Могучей страстью очарован, на берегу остался я».

Основная идея

Основная идея произведения заключается в необходимости протеста против любой цивилизации. Человек может чувствовать себя счастливым лишь на лоне природы. Поэт понимает, что различные блага и чувства необходимы людям для радости. Но такие понятия, как любовь, свобода и природа всегда будут первостепенными.

Средства выразительности

С целью передачи внутреннего состояния лирического героя, а также воспроизведения красоты морских просторов, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «смиренный парус», «торжественная краса», «глухие звуки»;
  • метафоры – «бездны глас», «катишь волны»;
  • сравнения – «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум…»;
  • аллитерация – шум волн автор передаёт посредством звуков: «з», «с», «ш» («Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз»);
  • богатый синтаксис – много обращений, риторических вопросов, однородных членов.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 323 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *