К морю • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1824 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы моря, Наполеона, Байрона Темы: любовь и ненависть, одиночество, свобода

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,-

И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Краткое содержание

И. Айвазовский. Среди волн. 1898

Поэт описывает море, словно одушевлённое существо: оно меняется, движется, живёт собственной жизнью. Для поэта море имеет тесную связь с людскими судьбами. В предельно сжатой форме содержание произведения можно изложить  четырьмя пунктами:

  1. Обращение поэта к морю.
  2. Описание событий и чувств, связанных с морем.
  3. Описание фигур Байрона и Наполеона, сроднившихся для поэта с морской стихией.
  4. Клятва поэта в вечной преданности морю.

История создания

Поэт находился в 1820 г. в Южной ссылке. Сначала он едет в Кишинёв, но быстро разочаровывается пыльной провинцией. Пушкин добивается своего перевода из Кишинёва в Одессу: там он впервые в жизни видит море. «Свободная стихия» мгновенно пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало для Пушкина излюбленным местом, куда он приходил, чтобы подумать о сокровенном.

В 1824 г. поэт получил разрешение вернуться в родные места. Перед самым отъездом он начал писать произведение, в котором прощался с морем. Пушкин осознавал: из-за строгого режима ссылки он едва ли получит новую возможность побывать у моря. Произведение, начатое в Одессе, было закончено уже в Михайловском. Пушкиноведы спорят о том, кому именно оно посвящено: Байрону, Наполеону, либо Елизавете Воронцовой. Образы всех этих людей скрыты за метафорическими стихами.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру элегии. В нём автор передаёт личные переживания, проникнутые нотами тоски и грусти. Попрощавшись с морем, поэт чувствует печаль: мир для него стал пустым. Литературное направление, к которому относится произведение – романтизм. В стихотворении автор поднимает характерные для романтизма темы: томление, одиночество, тоска и грусть. Герой является одиноким странником, противопоставляющим себя обществу. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Произведение представляет собой монолог – обращение лирического героя к морю. С композиционной точки зрения произведение можно разделить на несколько частей, благодаря тому, что автор начал писать его в Одессе, а закончил – в Михайловском, вдали от моря:

  1. Первая часть – лирический герой восхищается морем, восхваляя его.
  2. Затем передаются ностальгические настроения лирического героя, вспоминающего то великолепное время, когда он мог бродить по берегу, наслаждаясь морской красотой. Здесь подразумеваются образы Наполеона и Байрона.
  3. В финальной части, покончив с приятными воспоминаниями, автор переходит к завершающей фазе – прощанию с морем.

Образы и символы

Стихотворение изобилует различными образами:

  • образ моря – центральный. Море, подобно человеку, обладает характером: оно гордое и свободное. Его красота «торжественна», но, вместе с тем, вечерний морской гул умиротворяет и успокаивает. Пушкин называет море своим «приятелем», разлуку с которым воспринимает, словно личную трагедию. Море служит отражением настроения лирического героя;
  • образ Наполеона – французский император, сумевший покорить Европу, становится ещё одним романтическим образом стихотворения. Пожизненное заточение его на одиноком затерянном морском острове воспринимается поэтом, как реальное воплощение трагической судьбы легендарного человека, непонятого и отвергнутого толпой;
  • образ Байрона. Параллельно с Наполеоном, появляется и «другой властитель наших дум», английский поэт, родоначальник романтизма – Байрон. Это такой же образ непонятого и гонимого толпой странника, погибшего при защите греческого народа в братоубийственной войне. Поэт упоминает его с целью продемонстрировать своё внутреннее состояние, когда он вынужден из одной ссылки отправляться в другую. Поэт, подобно Байрону, решителен, горяч, но, при этом, одинок и отвергнут толпой. Байрона он называет: «Могучим, глубоким и мрачным»;
  • образ лирического героя – это пылкий, вольнолюбивый поэт, мечтающий совершить побег из России по морю. Держит его лишь одно – страсть к женщине. Но сожалеть ему не о чем, в море существует один пункт, вызывающий интерес – остров изгнания Наполеона. В других странах, куда он мог бы уплыть по морю, цивилизация давно стёрла границы между свободой и рабством, поэтому тирания присутствует везде. Спасение для себя и людей лирический герой видит в любви, в гармонии, в природе;

Темы и настроение

В стихотворении поэт поднимает несколько важных тем:

  1. Тема свободы – центральная. Желая отправиться в Европу по морю, лирический герой понимает, что и в заморских странах он не обретёт своего идеала. В пример приводятся трагические судьбы Байрона и Наполеона. Поэт не видит в окружающем мире ни социальных, ни политических, ни творческих свобод. Поэтому он считает нужным остаться на родном берегу.
  2. Тема одиночества – лирический герой описывает участь великих людей: Байрон и Наполеон погибли в состоянии непонимания и одиночества. Поэт, как и они, отвергнут обществом, чувствует себя никому не нужным. Новая ссылка заставляет его покинуть нового близкого «приятеля» – море, с которым он сроднился душой.
  3. Тема «Поэт и поэзия» – Пушкин описывает судьбу и характер Байрона, чтобы продемонстрировать единственно возможную для творца судьбу. Гордый поэт погибает в самом расцвете лет, оставляя за собой литературный след, так необходимый потомкам.
  4. Тема любви – именно чувство искренней любви удерживает поэта от бегства на чужбину. Он признаётся: «Могучей страстью очарован, на берегу остался я».

Основная идея

Основная идея произведения заключается в необходимости протеста против любой цивилизации. Человек может чувствовать себя счастливым лишь на лоне природы. Поэт понимает, что различные блага и чувства необходимы людям для радости. Но такие понятия, как любовь, свобода и природа всегда будут первостепенными.

Средства выразительности

С целью передачи внутреннего состояния лирического героя, а также воспроизведения красоты морских просторов, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «смиренный парус», «торжественная краса», «глухие звуки»;
  • метафоры – «бездны глас», «катишь волны»;
  • сравнения – «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум…»;
  • аллитерация – шум волн автор передаёт посредством звуков: «з», «с», «ш» («Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз»);
  • богатый синтаксис – много обращений, риторических вопросов, однородных членов.

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 4.3k 👀