Стихотворение и анализ «19 октября»

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет.

Я пью один; вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Кто изменил пленительной привычке?

Кого от вас увлек холодный свет?

Чей глас умолк на братской перекличке?

Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит, и дружеский резец

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашел привет унылый

Сын севера, бродя в краю чужом.

Краткое содержание

И. Шишкин. Осенний лес. 1876

Лицей в Царском Селе 19 октября принял в свои стены первых учеников, в число которых входили поэт и его друзья. Находясь в ссылке, Пушкин не имел возможности побывать на очередной встрече выпускников.

В стихотворении поэт с грустным настроением любуется увядающей осенней природой: лес усыпан листвой, поле покрыто инеем, на небе не видно солнца… Поэт пьёт вино возле камина, вспоминая товарищей молодости. Он уверен, что и они тоже выпивают за его здоровье. Пушкин размышляет: сколько из них умерло в этом году; кто не пришёл, сославшись на важные дела. Он понимает, что их ряды поредели: один товарищ скончался в Италии, другой бороздит  океаны и моря.

Всего лишь трое друзей смогли навестить поэта в изгнании – это Пущин, Горчаков и Дельвиг. Пушкин обращается к своему ближайшему товарищу – поэту Кюхельбекеру, мечтая о том, как обнимет его на будущей годовщине. Первую чашу на этой долгожданной встрече поэт поднимет за царя: разгром Наполеоновской армии и основание Лицея полностью затмевают его личную обиду на ссылку. Пушкин гадает: кто из друзей, дожив до преорганизмов путём бесполого размножения или партеногенеза.</p>

" target="_blank" >клонных лет, последним отпразднует этот знаменательный день. Пусть же этот человек не жалуется на свою судьбу, а с радостью вспомнит всех ушедших товарищей.

История создания

Поэт являлся одним из первых выпускников Царскосельского Лицея. Учебное заведение открыло свои двери 19 октября 1811 г. На одном курсе с Пушкиным обучались люди, ставшие впоследствии выдающимися личностями: издатель Дельвиг, полярник Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и пр. Все студенты были невероятно дружны, поэтому приняли решение встречаться ежегодно, 19 октября.

Пушкин находился в ссылке в 1825 г. Ссылка проходила в родовом имении Михайловское. Таким образом, он никак не мог попасть на встречу выпускников. Именно с этим фактом связано написание данного стихотворения. В дальнейшем, Пушкин передал произведение своим товарищам-лицеистам, которые его торжественно зачитали в ближнем кругу.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру «послание». В нём лирический герой обращается к друзьям, делясь с ними своими размышлениями. Также в стихотворении заметны признаки элегии и оды. Стихотворный размер – любимый поэтом пятистопный ямб. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Произведение построено, согласно кольцевой композиции: оно начинается с описания, как лирический герой в одиночестве  встречает 19 октября. Заканчивается мыслями о будущем, когда в живых останется лишь один-единственный лицеист. Таким образом, мотив разлуки с товарищами обретает трагичный смысл.

  1. Вступительная часть – в ней описываются переживания лирического героя. Он «пьёт один», чтобы испытать хотя бы «минутное забвение».
  2. Основная часть – в ней появляются многочисленные образы лицеистов. Пушкин называет не все имена бывших однокурсников, но он даёт некоторым из них максимально точную характеристику, позволяющую понять, о ком идёт речь.
  3. Финальная часть имеет философское звучание. В ней заметны мотивы яркости жизни и неизбежности смерти. Поэт пишет: «Пируйте же, пока ещё мы тут».

Образы и символы

В данном произведении представлено большое количество различных смысловых образов:

  • образ лирического героя идентичен самому автору. Герой является поэтом, а, значит, человеком с оголённой душой. Ему сложно переживать разлуку с друзьями. Герой может анализировать окружающий мир. Он не страшится плохо говорить о правящем монархе. Мы видим, насколько сильна привязанность героя к лицейским друзьям;

Особого внимания заслуживают образы лицеистов. Их описание занимает большую часть поэтического текста:

  • образ Николая Корсакова – его Пушкин упоминает первым. Он отдаёт дань памяти ныне покойному «кудрявому певцу». Мы узнаём, где именно покоится композитор, как сложилась его судьба;
  • образ Фёдора Матюшкина – Фёдор стал известным путешественником, мореплавателем. Пушкин называет его «чужих небес любовник беспокойный». Даже будучи далеко, Матюшкин «простирал из-за моря руку» к своим друзьям;
  • образ Дельвига – это старинный товарищ поэта. Пушкина и Дельвига объединяла страсть к поэзии. Но друзья по-разному решили распорядиться своим талантом: один ценил «рукоплескания», а другой – «гений свой воспитывал в тиши». Пушкин добродушно подтрунивает над некоторыми недостатками Дельвига, называя его «сыном лени»;
  • образ Кюхельбекера – к нему единственному поэт обращается напрямую, по имени. Пушкин ожидает встречи с дорогим товарищем, называя его «запоздалым другом»;
  • образ лицеиста – поэт упоминает о лицеисте в финале стихотворения. Под этим образом подразумевался князь Горчаков, который был последним из выпускников «докучным гостем». Именно ему придётся отмечать знаменательную дату в полнейшем одиночестве.

Темы и настроение

С целью полного раскрытия авторского замысла, следует понимать тематику произведения:

  1. Тема дружбы – центральная. Лирический герой вспоминает всех своих ближайших товарищей по Лицею, обращаясь к каждому персонально. Он надеется спустя год присоединиться к друзьям, разделив радость живого общения. Поэт вспоминает обо всех добрых делах, сделанных для него дорогими лицеистами.
  2. Тема разлуки имеет прямую связь с темой дружбы. Герой вынужден праздновать значимую дату в одиночестве. Никого их близких поблизости нет, все они «на брегах Невы». У поэта лишь одна радость: уверенность в том, что друзья скучают по нему. Он пишет: «Меня друзья сегодня именуют».
  3. Философская тема – поэт метко описывает человеческую жизнь, используя для этого всего шесть слов, имеющих глубинный смысл: «Судьба глядит, мы вянем; дни бегут». Пушкин называет смерть не концом, а «началом», размышляя о том, кому из товарищей предстоит в одиночестве отмечать 19 октября, когда все остальные умрут.

Основная идея

Автор доносит до нас философскую идею о том, что наше существование ограничивается жёсткими рамками времени: мы не вечны. Поэтому надо наслаждаться тем, что мы имеем в данный момент времени. Товарищи однажды покинут этот мир а, значит, следует громко «пировать», радуясь каждой минуте, которую можно провести в кругу близких и дорогих сердцу людей.

Средства выразительности

Пушкин использует для передачи внутренних переживаний лирического героя и воссоздания образов лицейских товарищей следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «братская перекличка», «гитара сладкоголосая», «тропик знойный»;
  • метафоры – «кудрявый наш певец», «лоно дружбы новой»;
  • сравнения – «он как душа неразделим и вечен», «чужой, как сирота бездомный»;
  • вопросительные конструкции – с их помощью Пушкин создаёт ощущение, будто лирический герой ведёт диалог со своими товарищами: «Кто не пришёл? Кого меж вами нет?»;
  • приём ретроспекции – в воспоминаниях героя прошлое, настоящее и будущее соединяются, формируя целостное временное полотно, в которое вплетаются переживания поэта.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 407 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *