Стихотворение и анализ «Москва! Как много в этом звуке…»

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось…

Вот окружен своей дубравой

Петровский замок.

Мрачно он недавнюю гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головой,

Не праздник, не приемный дар —

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе в думы погружен,

Глядел на грозный пламень он…

Краткое содержание

А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину. 1880

Данный отрывок из поэмы «Евгений Онегин» покоряет красотой и лаконичностью своего сюжета. С первых строк видно, что поэт с огромной любовью и восхищением описывает достоинства непокорённой тирану Москвы. Он называет её не иначе, как «моя Москва». Пушкин передаёт читателям всю силу  собственных чувств, овладевших им при встрече с родным городом – героем. Пушкин подчёркивает, что Москва дорога не только ему, но и каждому русскому человеку.

В данном отрывке автор описывает знаменитый Петровский замок, в котором находился Наполеон в момент пожара в 1812 году. Поэт восхищается тем, что Москва не сдалась самонадеянному императору. Каждая строка проникнута чувством патриотизма, огромной гордости за свою Родину. Москва не пошла «с повинной головою» к французам: она «готовила пожар нетерпеливому герою…».

История создания

Перед нами яркий поэтический фрагмент седьмой главы романа «Евгений Онегин». Благодаря лёгкости прочтения и глубокому патриотическому содержанию, этот отрывок  давно воспринимается читателями  как отдельное произведение. Известно, что поэт работал над романом семь лет, начиная с 1823 года.  Точная дата написания данного отрывка не известна.

К моменту написания романа «Евгений Онегин», и данного отрывка в частности, Москва уже утратила статус официальной столицы. Её можно было назвать столицей  христианства: в ней располагалась Патриархия православной церкви. Москву того времени многие современники Пушкина называли не иначе, как «большая деревня»: весь город был застроен невысокими деревянными домами.

Когда Пушкину было тринадцать лет, и он учился в Царскосельском Лицее, Москва пережила Бородинскую битву, пожар 1812 года. Поэт написал эти проникновенные строки, посвятив их городу, в котором родился и провёл своё детство.

Жанр, направление, размер

С формальной точки зрения не вполне корректно называть данный отрывок отдельным произведением. Перед нами эмоционально яркое, лирическое воспоминание о героическом прошлом Москвы, выдержанное в жанре гражданской и философской лирики. Данный поэтический отрывок относится к литературному направлению «реализм».

Поэтический размер – четырёхстопный ямб, с чередованием мужской/женской рифмы. В силу того, что перед нами отрывок романа, в нём сохранена рифмовка «онегинской строфы».

Композиция

Композиция произведения линейная. С семантической точки зрения она  включает в себя:

  1. Вступление – с первых строк поэт выражает восхищение Москвой посредством торжественного слога и высокопарного обращения к великому городу.
  2. Развитие воспоминания – поэт описывает Петровский замок, в котором скрывался Наполеон во время пожара, развивая основную мысль, что город не оправдал надежд на скорую победу мирового тирана.
  3. Заключение – поэт рассказывает о том, как, не получив «ключи старого Кремля», Наполеон бессильно взирает на горящий город. Французский император, «отселе» погружённый в думу, чувствует себя проигравшим.

Образы и символы

Для раскрытия основной идеи данного отрывка, Пушкин использует содержательную палитру образов:

  • образ Москвы – центральный. В трёх первых строках передаются размышления поэта о Москве. В данном случае Москва является не просто городом, она становится олицетворением Родины. Поэт ассоциирует Москву со звуком, в котором заключено так много эмоций «для сердца русского». Победившую Москву поэт описывает на контрасте с коленопреклонённой Москвой, которую мечтал увидеть Наполеон;
  • образ Наполеона – рассуждая о Наполеоне, поэт создал выразительный образ опьянённого предчувствием скорой победы завоевателя, который даже не подозревает, что его победам пришёл конец. Он мечтает увидеть Москву «коленопреклоненной с ключами от старого Кремля». В этом отрывке заметна явная насмешка автора над недальновидным, самонадеянным императором. Пушкин называет Наполеона «нетерпеливый герой»: встретив отпор русских, он в грозном пламени горящей Москвы видит свою будущую судьбу;
  • образ Петровского замка – часть отрывка, что начинается с картины Петровского замка, содержит такие слова: «мрачно он недавнею гордился славой». Под «недавней славой» следует понимать славу Петровского замка, в котором Наполеон впервые осознал, что уже вступил в русскую столицу, но ещё не одержал победы над Русью. Более того: пленение Москвы явилось началом его поражения. Тем не менее, Наполеон вошёл в город, неся с собою смерть и разрушения – именно этим определяется «мрачность» славы Петровского замка.

 Темы и настроение

В данном произведении раскрывается главная тема – геройство и стойкость русского народа, нацеленного на победу над тиранией. Не только анализируемый отрывок, но и весь роман «Евгений Онегин» наполнены чувством истинного патриотизма, гордости за великую историю России. У читателей этих поэтических строк невольно возникает гордость за величие Москвы и её жителей.

Основная идея

Посредством создания этих замечательных строк, Пушкин доносит до нас идею о том, что невозможно сломить народ, который, чувствуя собственную правоту, отстаивает родную землю. Поработителям и тиранам, по мнению автора,  всегда сложнее: они изначально не правы, и прекрасно осознают это. На их стороне лишь эгоистичное желание самоутвердиться, не более того. На стороне притесняемых людей – правда, искренность и чувство справедливости.

Средства выразительности

В произведении представлены следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «мрачный», «повинный», «грозный»;
  • метафоры – «счастьем упоенный», «не пошла Москва моя»;
  • высокая лексика – «упоенный», «коленопреклоненный», «отселе»;
  • риторические отрицания – «не пошла», «не праздник», «не приёмный дар»;
  • антитеза – «для сердца русского слилось».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.9k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *