Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1829 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ природы | Темы: свобода, смысл жизни, человек и природа |

«Кавказ»

стихотворение и анализ

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

Краткое содержание

Лирическое стихотворение «Кавказ» было написано А.С. Пушкиным в 1829 году. Тема свободы всегда волновала поэта и занимала огромное место в его творчестве. Бесконечные ограничения и ссылки приносили Пушкину немалые страдания, поэтому поездка на Кавказ стала для него глотком долгожданной свободы. Восторг от этого пьянящего чувства и красоты южной природы вылился у поэта в стихотворение, анализ которого приводится ниже.

Л. Лагорио. В горах Кавказа. 1879

С первых строк перед читателем открывается панорама вида с горной вершины. Стоя «над снегами у края стремнины», поэт лицезреет  «потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье». Его внимание привлекает парящий в воздухе орел – символ свободы, о которой мечтает поэт. Простирающийся внизу пейзаж, автор описывает с высоты птичьего полета. Он видит водопады и реки, животных и птиц, одинокого всадника и жилища горцев. Атмосфера вольной жизни, великолепие природы и масштабность этой картины вызывают у Пушкина восторг и восхищение.

Пушкин описывает обычную жизнь людей, для которых соседство с прекрасной и молчаливой природой настолько привычно, что они уже не замечают той красоты, которая их окружает. Ни одна деталь не ускользает от взгляда поэта, а многогранный язык передает всю гамму эмоций, которые у него вызывает окрестный пейзаж.

Мощь горных рек Арагвы и Терека вызывает у Пушкина противоречивые чувства: с одной стороны его восхищает их сила и напористость: «играет и воет, как зверь молодой», с другой – обреченность, которую он соотносит со своей судьбой: «бьется о берег в вражде бесполезной». Описывая бурный поток словами: «нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады», он также противопоставляет себя окружающим его обстоятельствам. Вместе с тем, Пушкин осознает, что вырваться из них и, тем более, выйти из этой борьбы победителем, ему вряд ли удастся.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано во время поездки по Кавказу. Пушкин уже некоторое время жил в этих местах, отбывая здесь свою ссылку, поэтому ему была знакома красота этой особенной природы. Очередная прогулка в горах произвела на него новые, незабываемые впечатления. Стоя на самой вершине, вдыхая свежий горный воздух, наслаждаясь свободой, поэт увековечил свои впечатления в неповторимом по красоте произведении.

Персонажи и образы

Образ лирического героя в этом произведении довольно размыт. От его лица идет описание восхитительного горного пейзажа и сменяющих друг друга картин. Образ природы в стихотворении является центральным. Немаловажное значение автор придает объектам, которые также выступают в виде образов окружающего мира: орел, утес, роща, животные. Люди представлены как образ трудолюбивого народа без акцента на внешнем виде и роде занятий. Пушкин рисует общую картину горного поселения, где каждый занят своим делом, обеспечивая себе условия, необходимые для выживания в суровой горной местности.

Образы Арагвы и Терека покоряют своей мощью и вызывают чувство преклонения перед их бурными потоками. Поэт сравнивает себя с ними, уточняя, что он, как и поток, который ограничен берегами, не может обрести полную свободу из-за цензуры, которая мешает раскрыться его таланту. Отличие между ними лишь в том, что горная река может обладать разрушительной силой, в то время как поэт считает свое творчество созидательным, направленным на положительные изменения в жизни общества.

Композиция

Композиция стихотворения последовательная. Состоит оно из четырех строф, в каждой из которых по шесть строчек. Текст можно разделить на три смысловые части, в первой из которых читателю представлен герой, стоящий на горной скале, и распростертая внизу панорама южной природы.

Во второй части идут природные зарисовки, которые наполнены движением и жизнью. Их чередование вносит динамику во вторую и последующие строфы произведения. Наконец, третья часть (последняя строфа) выражает эмоциональное напряжение, которое достигается восклицательной фразой: «Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады». Герой сравнивает себя с бурной рекой, которую «теснят немые громады».

Жанр

По жанру произведение представляет собой лирическое стихотворение. Традиционно оно относится к пейзажной лирике, хотя в нем присутствует философский подтекст. Изначально в стихотворении присутствовала пятая строфа, но она была утеряна вместе с некоторыми черновиками поэта. В ней была очень четко обозначена гражданская направленность этого произведения.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован четырехстопный амфибрахий со смешанной рифмой. В каждой строфе первые четыре строки выполнены кольцевой рифмой (АВВА), две последние – парной (АА). Несмотря на то, что произведение относится к пейзажной лирике, в нем относительно мало средств художественной выразительности. Яркость тексту придают эпитеты: «свирепое веселье», «тощий мох», «веселые долины», «нагие громады», «грозные обвалы», «голодные волны».

Метафоры в описании речных потоков делают их практически живыми существами: «играет и воет Терек», «лижет утесы голодной волной», «рожденье потоков», «мчится Арагва», «немые громады». Эту же функцию выполняет и сравнение: «играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной».

Проблематика и основная идея произведения

В двух последних строках заключен весь смысл данного произведения: «Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады». Под этими словами автор подразумевает себя в том смысле, что он не в силах изменить существующий мир своим творчеством. Как бы он ни старался, ему это не под силу. «Немые громады» препятствуют ему в выполнении его предназначения.

Однако, несмотря на это, нужно ставить перед собой определенную цель и добиваться ее всеми возможными средствами. Жизнь заключается в борьбе, а борьба не всегда заканчивается поражением. Победу всегда одерживает тот, кто никогда не сворачивает с выбранного пути, каким бы трудным и непреодолимым он не казался.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *