Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1827 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой (поэт), образ природы, образ Аполлона | Темы: человек и общество, человек и природа |

«Поэт»

стихотворение и анализ

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы.

Краткое содержание

А. Бузовкин. Пушкин в Михайловском. 1937

Произведение делится на две части. В первой части мы видим жизнеописание творца, поэта-лирика. Он вынужден жить в обстановке обыденности, не получая никакой возможности для творческого вдохновения, импульса. Ему тягостно без творчества: поэта мучает множество житейских проблем. Он мечтает о романтике и свободе.

Во второй части произведения мы видим уже случившееся обновление, которое смог совершить поэт. Душа его пробудилась от сна, обретя безграничные возможности для проявления поэтического таланта, мудрости и благородства. Поэт рвётся в самую высь, его личность вознеслась над человеческой толпой и обыденностью. Теперь поэт занят своим призванием. Его можно сравнить с орлом, свободно парящим в небе. Теперь поэт стал сильной птицей, способной на многое!

История создания

В первой половине 1827 г. поэт находился в Москве. Насыщенная светская жизнь не позволяла ему сосредоточиться на творчестве. Лишь, только начиная со второй половины года, когда Пушкин покинул шумную Москву и уехал в Михайловское, творческая муза вернулась к нему. Именно два этих события поэт запечатлел в данном стихотворении. Написав, он тут же отослал произведение в «Московский вестник», где его напечатали в том же году.

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру лирического стихотворения с элементами философской лирики. В центре повествования – мысли и чувства лирического героя. Поэт касается таких важных тем, как: место поэта в обществе, его предназначение.

Стихотворение можно отнести к литературному направлению «романтизм». В нём присутствуют такие черты романтизма, как: исключительность главного героя, наличие нетипичных обстоятельств.

Стихотворный размер – любимый Пушкиным пятистопный ямб. Рифмовка перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы – кольцевая.

Композиция

Произведение включает в себя две строфы. С композиционной точки зрения оно разделяется на две семантических части:

  1. Первая часть – описание жизни поэта в «обычные» дни, когда он не занимается написанием стихов.
  2. Вторая часть – читатели видят перед собой вдохновлённого творца, не способного найти себе место среди обывателей, который посвящает свою судьбу конкретной миссии.

Образы и символы

В произведении представлены следующие образы, позволяющие донести до читателей основную идею:

  • образ лирического героя находится в центре повествования. Поэт описывает его, словно обыкновенного человека, ничем не выдающегося до тех пор, пока «молчит его святая лира». Когда к поэту прилетает муза в виде вдохновения, он тут же приступает к творчеству: бежит от людского шума, уединяется в тишине природы;
  • образ природы символизирует спокойствие и умиротворённость. Природа является тем уникальным местом, где чуткая поэтическая душа творца находит вдохновение;
  • образ Аполлона – это Бог творчества и красоты у древних греков. Поэт говорит о нём, как о глашатае творческого зова.

Темы и настроение

Тематика произведения характеризуется многогранностью:
  1. Тема «поэт и поэзия» – центральная. С точки зрения автора, талантливый поэт не способен найти для себя удобного места среди людей в минуты вдохновения. Поэтому он вынужден убегать в удалённые, пустынные места, чтобы целиком посвятить себя поэзии.
  2. Проблема непонимания – важная тема в жизни любого творческого человека. Общество не способно понять и принять плоды деятельности поэта, дать достойную оценку его творчеству. Среди кружения шумного бала, поэт не может испытать вдохновение, встретиться со своей музой. Он может обрасти гармонию лишь наедине с самим собой, в условиях тихой природы.
  3. Тема природы – данная тема легко прослеживается в стихотворном тексте. Поэт демонстрирует, что именно находит творец в окружающем его мире природного естества и гармонии: он находит свою музу.

Основная идея

Основная мысль произведения – любая творческая личность, наделённая от рождения талантом, обладает особым даром, выделяющим её среди обывателей. В момент творчества поэту становятся чужды все людские забавы и кумиры. У него существует определённая миссия, которой он посвящает всё своё время. Каждый творец самостоятельно определяет для себя данную миссию. Смысл сказанного Пушкиным заключается в том, что любое творческое  начало способно преобразить личность, возвысив её над остальными людьми. Но, к сожалению, ценой такого возвышения является одиночество.

Средства выразительности

В произведении Пушкин для воплощения своей идеи использует разнообразную палитру тропов, а именно:

  • эпитеты – «суетный свет», «святая лира», «гордая голова»;
  • метафоры – «забавы мира», «душа встрепенётся», «молчит лира»;
  • сравнение – «как пробудившийся орёл»;
  • инверсия – в первой и во второй строфах мы видим инверсию: «Бежит он, дикий и суровый».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *