Поэт и толпа • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1828 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: поэт, образ толпы Темы: изъяны общества, ответственность, свобода, смысл жизни, человек и общество

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

Краткое содержание

М. Зеллер. Оратор. 1920

Читая это произведение, мы становимся свидетелями диалога двух непримиримых антагонистов: творца и людской толпы. Несмотря на то, что их разговор во многом напоминает дискуссию древних философов, стремящихся найти истину, в данном случае диалог оказывается безрезультатным. Он не приводит ни к разрешению конфликтной ситуации, ни к достижению взаимопонимания.

История создания

Для поэта двадцатые годы девятнадцатого века были очень сложными. Пушкина сослали в ссылку, отчего он приобрёл репутацию «опальный поэт». Помимо этого, он с регулярным постоянством испытывал на себе жёсткие нападки цензоров. Поэту было крайне сложно спокойно творить и размеренно жить: он чувствовал непреодолимое бремя вины перед своими товарищами – декабристам. Поэт старался по мере сил помогать декабристскому движению, поэтому поражение восстания он воспринял чрезвычайно тяжело.

Пушкина всё чаще одолевал вопрос: в чём заключается подлинное предназначение творца в социуме? Он верил: громкое поэтическое слово способно менять людское  сознание, а соответственно, и окружающий мир. Собственные размышления и выводы поэт выразил посредством данных стихотворных строк. Произведение было создано в 1828 г.  Изначально оно называлось «Чернь». Автор переименовал его в 1836 г., в процессе подготовки нового издания.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой, излюбленный Пушкиным жанр – «философская лирика».

  • С точки зрения построения произведение представляет собой литературное направление «классицизм». Повествование о лире и статуе Аполлона свидетельствует о том, что поэт перенёс сюжет в условия античности.
  • С точки зрения отображения жизненных реалий, данное произведение уверенно относится к реализму. Предельно правдоподобно передаются переживания романтического героя, неразрешимый спор между контрагентами.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Имеется чередование различных рифм: парной, перекрёстной и кольцевой.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение представляет собой диалог между творцом и толпой (чернью). Стихотворный текст состоит из  четырёх семантических частей:

  1. Первая часть – демонстрируется агрессивное непонимание необразованной людской толпы творчества поэта. Чернь не знает, зачем ей поэтическое слово, в чём его реальная польза.
  2. Вторая часть – поэт высказывает толпе упрёк в том, что «чернь» думает лишь об одном: о собственной корысти.
  3. Третья часть – толпа предпринимает враждебное наступление на поэта. Чернь требует практической пользы от его творчества: она просит поэта преподать ей урок, избавляющий от пороков.
  4. Четвёртая часть – лирический герой, осознавая тот факт, что не способен достучаться до сердец бездушной черни, отказывается удовлетворять её требования. Этим отказом он прочерчивает границу между представителями искусства и необразованной «чернью». Читатели понимают: ни одна из конфликтующих сторон не желает приходить к компромиссу а, значит, данный конфликт неразрешим.

Образы и символы

Для полноценного раскрытия основной идеи, в произведении представлено два центральных образа:

  • образ поэта – этот образ имеет последовательное раскрытие в тексте: сначала посредством оценки слушающей поэта толпы, а затем – посредством прямой речи самого творца. Чернь во всём ищет практическую выгоду для себя, поэтому не видит никакого прока в поэзии, искусстве. При этом толпа не отрицает, что песни поэта способны волновать сердца. Она сравнивает поэта со «своенравным чародеем», признавая этим его непонятную власть над душами, и требует направить эту власть ей во благо. Поэт не согласен с точкой зрения черни: «Не для житейского волненья… мы рождены для вдохновенья»;
  • образ толпы – этот образ даётся через многочисленные определения: «бессменный народ», «червь земли» и пр. Основным символом приземлённости мыслей толпы является в произведении «печной горшок»: он становится для черни гораздо важнее духовных устремлений.

Также в стихотворении присутствует образ лирического героя – это сам поэт в сложный период своей жизни.

Темы и настроение

Главная тема произведения – роль поэта в истории, степень его влияния на социум. Поэт беспокоится из-за непонимания между представителями двух лагерей: теми людьми, кто «рождён для вдохновения»; и теми, кто ищет в искусстве лишь практическую выгоду для себя.

Основная идея

Основная идея произведения – непримиримость двух различных точек зрения при взгляде на общий предмет. Поэт резко выступает против заказного искусства, пропагандируя ценность чистой поэзии. Он уверен: поэзия не способна воздействовать на умы людей, если она создаётся по заказу.

Средства выразительности

В стихотворении Пушкин пользуется большим спектром выразительных средств:

  • эпитеты – «надменный», «вдохновенная», «рассеянная»;
  • метафоры – «хладные скопцы», «червь земли»;
  • сравнения – «как ветер, песнь его свободна», «душе противны вы, как гробы»;
  • олицетворение – «душа вкушает хладный сон».

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 2.2k 👀