Стихотворение и анализ «Поэт и толпа»

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

Краткое содержание

М. Зеллер. Оратор. 1920

Читая это произведение, мы становимся свидетелями диалога двух непримиримых антагонистов: творца и людской толпы. Несмотря на то, что их разговор во многом напоминает дискуссию древних философов, стремящихся найти истину, в данном случае диалог оказывается безрезультатным. Он не приводит ни к разрешению конфликтной ситуации, ни к достижению взаимопонимания.

История создания

Для поэта двадцатые годы девятнадцатого века были очень сложными. Пушкина сослали в ссылку, отчего он приобрёл репутацию «опальный поэт». Помимо этого, он с регулярным постоянством испытывал на себе жёсткие нападки цензоров. Поэту было крайне сложно спокойно творить и размеренно жить: он чувствовал непреодолимое бремя вины перед своими товарищами – декабристам. Поэт старался по мере сил помогать декабристскому движению, поэтому поражение восстания он воспринял чрезвычайно тяжело.

Пушкина всё чаще одолевал вопрос: в чём заключается подлинное предназначение творца в социуме? Он верил: громкое поэтическое слово способно менять людское  сознание, а соответственно, и окружающий мир. Собственные размышления и выводы поэт выразил посредством данных стихотворных строк. Произведение было создано в 1828 г.  Изначально оно называлось «Чернь». Автор переименовал его в 1836 г., в процессе подготовки нового издания.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой, излюбленный Пушкиным жанр – «философская лирика».

  • С точки зрения построения произведение представляет собой литературное направление «классицизм». Повествование о лире и статуе Аполлона свидетельствует о том, что поэт перенёс сюжет в условия античности.
  • С точки зрения отображения жизненных реалий, данное произведение уверенно относится к реализму. Предельно правдоподобно передаются переживания романтического героя, неразрешимый спор между контрагентами.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Имеется чередование различных рифм: парной, перекрёстной и кольцевой.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение представляет собой диалог между творцом и толпой (чернью). Стихотворный текст состоит из  четырёх семантических частей:

  1. Первая часть – демонстрируется агрессивное непонимание необразованной людской толпы творчества поэта. Чернь не знает, зачем ей поэтическое слово, в чём его реальная польза.
  2. Вторая часть – поэт высказывает толпе упрёк в том, что «чернь» думает лишь об одном: о собственной корысти.
  3. Третья часть – толпа предпринимает враждебное наступление на поэта. Чернь требует практической пользы от его творчества: она просит поэта преподать ей урок, избавляющий от пороков.
  4. Четвёртая часть – лирический герой, осознавая тот факт, что не способен достучаться до сердец бездушной черни, отказывается удовлетворять её требования. Этим отказом он прочерчивает границу между представителями искусства и необразованной «чернью». Читатели понимают: ни одна из конфликтующих сторон не желает приходить к компромиссу а, значит, данный конфликт неразрешим.

Образы и символы

Для полноценного раскрытия основной идеи, в произведении представлено два центральных образа:

  • образ поэта – этот образ имеет последовательное раскрытие в тексте: сначала посредством оценки слушающей поэта толпы, а затем – посредством прямой речи самого творца. Чернь во всём ищет практическую выгоду для себя, поэтому не видит никакого прока в поэзии, искусстве. При этом толпа не отрицает, что песни поэта способны волновать сердца. Она сравнивает поэта со «своенравным чародеем», признавая этим его непонятную власть над душами, и требует направить эту власть ей во благо. Поэт не согласен с точкой зрения черни: «Не для житейского волненья… мы рождены для вдохновенья»;
  • образ толпы – этот образ даётся через многочисленные определения: «бессменный народ», «червь земли» и пр. Основным символом приземлённости мыслей толпы является в произведении «печной горшок»: он становится для черни гораздо важнее духовных устремлений.

Также в стихотворении присутствует образ лирического героя – это сам поэт в сложный период своей жизни.

Темы и настроение

Главная тема произведения – роль поэта в истории, степень его влияния на социум. Поэт беспокоится из-за непонимания между представителями двух лагерей: теми людьми, кто «рождён для вдохновения»; и теми, кто ищет в искусстве лишь практическую выгоду для себя.

Основная идея

Основная идея произведения – непримиримость двух различных точек зрения при взгляде на общий предмет. Поэт резко выступает против заказного искусства, пропагандируя ценность чистой поэзии. Он уверен: поэзия не способна воздействовать на умы людей, если она создаётся по заказу.

Средства выразительности

В стихотворении Пушкин пользуется большим спектром выразительных средств:

  • эпитеты – «надменный», «вдохновенная», «рассеянная»;
  • метафоры – «хладные скопцы», «червь земли»;
  • сравнения – «как ветер, песнь его свободна», «душе противны вы, как гробы»;
  • олицетворение – «душа вкушает хладный сон».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 299 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *