Туча • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1835 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, туча Темы: человек и природа

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури.

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Краткое содержание

Иман Малеки. Две тучи. 2010

Стихотворение «Туча» Александр Сергеевич Пушкин написал весной 1835 года. Это был уже поздний период его творчества, и в сочинениях этой поры все меньше ощущалось влияние романтизма. Последним произведением этого направления стала поэма «Цыганы». После ее написания Пушкин окончательно утвердился в литературе, как поэт-реалист. Несмотря на это, «Тучу», все-таки, стоит рассматривать, как пейзажную лирику, выдержанную в романтическом стиле.

Этот очередной шедевр можно назвать гимном внезапно налетевшей, кратковременной летней буре. Уже в первых строках автор, словно с одушевленным существом, беседует с тучей. Он обращается к ней с упреком и обвиняет в том, что она своим присутствием затмевает ясный, погожий день. Непогода уже в прошлом, снова сияет солнце, и только туча на фоне лазурного неба омрачает жизнерадостную картину.

Во второй части автор немного смягчается. Вспоминая грозу и молнии, которые обвивались вокруг тучи, он справедливо отмечает, что она освежила воздух, «и алчную землю поила дождем». В тот момент она представляла собой величественную и жестокую повелительницу небес.

В третьем четверостишии поэт снова повышает тональность своего обращения. Он просит ее «сокрыться», потому что уже ничто не предвещает очередной грозы, и ее миссия выполнена. Даже ветер гонит ее со спокойного неба. Природа обновилась, все омыто дождем, везде царят умиротворение и покой. Поэтому туче уже не место среди этой гармонии.

История создания

Стихотворение было написано 13 апреля 1835 года. На следующий день у поэта была назначена встреча с шефом жандармов Бенкендорфом, который должен был решить судьбу его прошения на издание газеты. Скорее всего, в период этого тревожного ожидания поэт и стал свидетелем разыгравшейся бури, и у него возникла мысль описать эту послегрозовую картину. Задержавшаяся на небе тучка стала героиней этого лирического стихотворения.

В,Г. Белинский назвал «Тучу» образцом «пушкинского созерцания природы». Оно стало одним из первых произведений, напечатанных в новом журнале «Московский наблюдатель», в 1835 году. К сожалению, судьба журнала оказалась короткой – он просуществовал всего четыре года, в отличие от стихотворения, которое живо до сих пор.

Персонажи и образы

Главные персонажи произведения – лирический герой и туча. Последняя выступает в роли незваного гостя, от которого хотят побыстрее избавиться. Герой радуется окончанию ненастья и лазурному, ясному небу. Но задержавшаяся на нем туча мешает наслаждаться умиротворенной природой.

Кроме тучи в стихотворении присутствуют образы грома, ветра, дождя, неба, при описании которых автор подразумевает, что в природе всему находится место, и все имеет свою очередность. Буря сменяется грозой, на смену которой, в свою очередь, приходит ясный, погожий день. Таким образом, герой стремится к покою и свету после разбушевавшейся стихии, что нужно понимать не иначе, как усталость от переживаний и накала страстей. Изгоняя тучу, автор избавляется от того негатива, который до сих пор омрачал его настроение.

В стихотворении вполне могло отразиться воспоминание о восстании на Сенатской площади, с момента которого прошло уже десять лет.   Здесь также проходит параллель с образом тучи: несмотря на то, что она уже выполнила свою миссию и теперь выступает в роли изгнанницы, ее можно рассматривать, как важное  явление.  Принято считать, что на смену грозе непременно приходит ясная погода, и пример с декабристами, которые своим выступлением вызвали определенные потрясения в обществе, этому подтверждение.

Символично, что после грозы туче предстоит бесследно рассеяться, как и восстанию, которое было жестоко подавлено. Равнодушие общества к судьбе декабристов Пушкину, возможно, представлялось землей, которая получила долгожданную влагу. Но, как только буря сменилась солнечным днем, туча была изгнана в небытие в виду своей ненужности.

Композиция

Стихотворение композиционно делится на три части – три катрена (четверостишия). Первый катрен можно назвать кульминацией всего повествования. Экспрессивно окрашенное обращение героя к туче, главной героине этого вводного четверостишия, задает тон всему произведению. Второй катрен – воспоминание о буре, в котором звучит невольное восхищение тучей. Третье четверостишие наполнено спокойствием. Эмоции героя улеглись, и он просит тучу удалиться. На этом автор заканчивает повествование, финал которого оказался очень логичным.

Жанр

Стихотворение относится к пейзажной лирике, три строфы-обращения к природе позволяют приобщить его к этому роду литературы. По жанру оно больше напоминает послание. Черты реализма, свойственные позднему творчеству поэта, уступают место романтическим описаниям. Таким образом, произведение можно охарактеризовать, как романтическое послание с ярко-выраженной принадлежностью к пейзажной лирике.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении автор использует четырехстопный амфибрахий, который в сочетании с большим количеством союзов обеспечивает плавное, размеренное повествование. Женские и мужские рифмы попарно чередуются друг с другом: первые две строчки каждого катрена имеют женские рифмы, следующие две – мужские.

В тексте очень много эпитетов. Одни служат для описания ненастья: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие изображают природу в состоянии покоя: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.

Меткие и выразительные олицетворения помогают автору оживить природу: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Особенно часто этот троп используется при описании тучи: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила».

Присутствуют в стихотворении и метафоры: «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «успокоенных небес». Антитеза «унылая – ликующий» также служит для придания большей выразительности. Стихотворение не содержит устаревших слов, которые были характерны для произведений того времени и придавали тексту официальность и торжественность. Единственным исключением здесь является слово «древес», но в сочетании с ласкательной формой существительного «листочки» оно не выполняет здесь такой функции.

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – человек и природа. Герой произведения становится свидетелем происходящих в ней изменений. Сначала он наблюдает за тем, как развивается буря, затем восхищается яркой картиной обновления. Образ земли сравним с человеком, который также полон жажды покоя и стремится освободиться от тревожащих его мыслей.

Мимолетно затрагивается в тексте тема одиночества, но она не является главной – одинокая тучка прогоняется набежавшим ветерком. В целом, все стихотворение, за исключением второго катрена, проникнуто умиротворением. Так автор соотносит тему с настроением человека – негативные эмоции всегда сменяются состояние покоя.

Таким образом, это выразительное и красивое стихотворение говорит о том, что в природе ничто не может оставаться неизменным. После дождя всегда появляется солнце. То же происходит и с человеком: проходит время, и заканчиваются все проблемы и неприятности,  наступает ощущение легкости, прилив жизненной энергии. Буря в природе – это те же проблемы в человеческом мире. Нужно набраться терпения и сил, чтобы переждать ее, избавиться от всего негативного и разрушительного. Наступление солнечного дня нужно воспринимать, как личную одержанную победу.

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 5.6k 👀