Стихотворение и анализ «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю;

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Краткое содержание

З. Андриевич. Смерть художника. 1901

Как таковой сюжет в этом произведении отсутствует. Читая данные стихотворные строки, мы просто знакомимся с потоком рассуждений автора на непростую тему бренности бытия, его взглядами, мыслями о жизни и смерти.

История создания

Известно, что Пушкина не воспринимало светское общество всерьёз, хотя поэту  было на момент написания произведения около тридцати лет. К тому же, он, испытывая существенные финансовые затруднения,  вынужден был вместо занятий любимым творчеством ходить на ежедневную, чуждую для себя службу. Всё это заставляло Пушкина предаваться грустным размышлениям, воплощённым в данном стихотворении.

Произведение появилось на свет в 1829 г. Спустя год его напечатала «Литературная газета». Изначально было две редакции. В окончательной, знакомой нам редакции, автор существенно смягчил прямолинейность формулировок, когда лирический герой не просто намекал, а сразу же сообщал о том, что его неотступно преследуют навязчивые суицидальные мысли.

Жанр, направление, размер

Перед нами классическая элегия, имеющая реалистические мотивы. Элегия посвящена грустным размышлениям лирического героя: он думает об окончании жизни, внутренне смиряясь с неизбежностью конца. Стихотворение представляет собой литературное направление «реализм»: в нём легко почувствовать одиночество лирического героя, заметить его постоянные мысли об окончании земного существования.

Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Рифмовка перекрёстная, происходит чередование женской/мужской рифм. Всё это придаёт элегии черты рассуждения, превращая её в способ обретения душевного покоя, как для самого поэта, так и для читателей.

Композиция

Произведение условно можно разделить на две части, по четыре строфы в каждой:

  1. Первая часть построена таким образом, что в каком бы месте не оказался лирический герой, всё приводит его к мыслям о смерти.
  2. Вторая часть посвящена, как и первая часть, теме неизбежности смерти, но в ней имеются размышления лирического героя о времени и месте этого фатального события.

Рассуждения поэта выстроены крайне последовательно. Мысль развивается поэтапно: от размышления о смерти конкретного человека – к размышлению о возрождении всего живого. Лирический герой  уверен: даже после смерти остаётся нечто вечное и дорогое.

Образы и символы

Пушкин использует смысловую галерею образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

  • образ лирического героя – стихотворение написано от первого лица. Лирический герой полностью тождественен автору, являясь отражением раздумий поэта. Непосредственно сам Пушкин старается понять бытие, сам Пушкин рассуждает на тему бренности всего живого и желает быть погребённым не на чужбине, а в родных краях. Лирический герой взирает на окружающее его пространство, думая о тленности и смерти;
  • образ младенца – поэт говорит о том, что младенцу «время цвести», в отличие от лирического героя, которому пришло «время тлеть». Младенец символизирует новую жизнь. Но и ему в будущем уготован тот же тягостный удел, что и лирическому герою;
  • образ дуба – поэт повествует о дубе, который смог пережить отцов. Он называет его «патриархом леса». Лирический герой воспринимает дуб, как символ бессмертия, вечной жизни. Он рассуждает о том, что могучий дуб переживёт и его, и следующие поколения людей;
  • образы жизни и смерти – поэт уверен: жизнь ходит «под руку» со смертью. Но, в этом утверждении заключён оптимистический посыл, адресованный читателям. Автор считает: в любом конце есть начало нового, а значит, будет и «у гробового входа младая жизнь играть».

Темы и настроение

Основная тема произведения одна – это смерть, неизбежность её прихода, а также робкая попытка понять её суть. Стихотворение проникнуто деструктивным настроением о смерти, увядании всего живого. В нём ощущаются тоска, печаль и, вместе с тем, некое смирение перед неизбежностью. При этом, несправедливо утверждать, что стихотворение насквозь пессимистично и беспросветно. Наоборот, хоть смерть и неизбежна, но именно через неё происходит ежегодное возрождение природы.

Основная идея

Основная идея заключена в следующем: любой человек, достигший зрелых лет, должен не только думать о неизбежной смерти, но и учиться жить с мыслью о том, что однажды она придёт за ним. Многие пушкиноведы утверждают, что поэт в жизни был человеком суеверным, мистически настроенным: он одновременно и боялся смерти, и пытался её предугадать.

Средства выразительности

Проникновенное настроение данного произведения подчёркнуто разнообразием выразительных средств, использованных Пушкиным для передачи основной мысли:

  • эпитеты – «юноши безумные», «улицы шумные», «дуб уединенный»;
  • метафоры – «промчатся годы», «мне время тлеть, тебе цвести», «смерть пошлёт судьбину».

Следует заметить, рассуждая на столь сложную тему, поэт практически не пользуется возвышенными словами. Лексика произведения предельно проста: в ней немало бытовых понятий, почти отсутствуют старославянизмы.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 312 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *