На холмах Грузии… • cтихотворение и анализ
краткая информация
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Краткое содержание

А. Куинджи. Дарьялское ущелье. 1890-1895
Тёмная ночь, быстро накрывшая холмы предгорий Кавказа, настигает лирического героя на побережье горной реки Арагвы. Герой смотрит на окружающий его неповторимый пейзаж Кавказа и в памяти возникает образ дорогой, но далёкой женщины. В его душе рождаются такие чувства, как грусть и тоска. Но чувства эти не мучают героя, а, наоборот, согреют ему сердце. Испытывая столь упоительные эмоции, лирический герой полностью отдаётся им: он вспоминает, мечтает, говорит о своей большой любви.
История создания
История появления на свет данного стихотворения напрямую связана с личной жизнью Пушкина. Произведение было написано в 1829 г., сразу же после того, как поэт предложил «руку и сердце» прекрасной Наталье Гончаровой, получив от неё категорический отказ. Пушкин осознавал: скорее всего, красавица ответит: «Нет!», поэтому решил передать своё предложение через товарища. Но, даже несмотря на это, ответ был отрицательным. Чтобы хоть как-то утешить своё «разбитое сердце», поэт едет на Кавказ. Некоторое время он проводит в гостях у своих друзей в Тифлисе, где и пишет это замечательное произведение.
Большинство литературоведов убеждены: в стихотворении речь идёт именно о Гончаровой. Этот факт подтверждает письмо В.Ф. Вяземской, адресованное М.Н. Волконской. Тем не менее, вопрос о том, кому посвящено произведение, до сих пор остаётся спорным. К примеру, дочь Н. Раевского Мария была уверена, что Пушкин пишет о ней: в юности они были влюблены друг в друга. На момент прочтения стихотворения Мария была уже замужней дамой, венчанной с декабристом.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности это элегия: в стихотворении акцент смещён на человеческие переживания. Читатели ощущают печаль и грусть, но чувства эти «светлые». Произведение написано в рамках литературного направления «реализм»: эмоции лирического героя и описание картин окружающей природы воспроизведены автором крайне реалистично.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.
Композиция
С композиционной точки зрения, перед нами монолог лирического героя. По смыслу он состоит из двух частей – пейзажной и психологической:
- Первая часть содержит ёмкое описание картины окружающей природы, сделанное в традициях романтизма.
- Вторая часть повествует о силе переполняющих чувств лирического героя, его переживаниях.
Произведение представляет собой единую октаву, две строки которой посвящены природе, а остальные строки – эмоциям влюблённого сердца. Подобная организация призвана подчеркнуть общность природы и человека.
Образы и символы
В этом коротком по объёму произведении представлены яркие образы, способствующие раскрытию темы любви:
- образ лирического героя полностью идентичен автору. Всё повествование ведётся от первого лица, что позволяет полнее передать читателям собственные переживания и чувства;
- образ возлюбленной – поэт показывает любимую сквозь призму чувств романтического героя, для которого она прекрасна;
- образы зрительного и слухового восприятия – к ним можно отнести: «холмы Грузии», ночную тьму, шум Арагвы. Данная галерея образов полноценно рисует картину южной природы, на фоне которой поэт делится своими чувствами.
Темы и настроение
Основная тема произведения – бессмертное чувство любви мужчины к женщине. Поэт думает о той, которую искренне любит, испытывая грусть от того, что её нет рядом. Но его печаль окрашена в светлую цветовую палитру, разлука поэта «не мучит, не тревожит». Произведение передаёт читателям настроение светлой печали, а также потребность молодого человека в понимании и искренней любви.
Основная идея
Автор доносит до читателей идею о том, что все люди испытывают потребность любить и быть любимыми. Эта мысль ярко выражена в заключительных строчках произведения: «…и сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».
Средства выразительности
Автор с целью усиления художественной выразительности использует в стихотворении:
- эпитеты – «печаль моя светла»;
- метафоры – «и сердце вновь горит», «печаль моя полна тобою»;
- аллитерация – использование согласных «ч», «ш», «х», «ж» и звукосочетаний «гр», «гв», «мгл» в границах первого предложения передают: голос южной ночи, звучание бегущей речной воды. Использование слов с множеством «л» во второй части произведения придаёт ему тональность печальной нежности.
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима!.. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение