Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1828 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Темы: человек и природа
Главные герои: автор, образ зимы, крестьянин, мальчик
Второстепенные персонажи: мама мальчика, лошадка, жучка
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Краткое содержание

Иллюстрация
Лирический отрывок из романа «Евгений Онегин” «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» – одно из самых знаменитых произведений Пушкина о зиме.
Ясное зимнее утро. По занесенной снегом местности рысцой плетется лошадка, таща за собой тяжелые дровни. Она осторожно ступает по первому снегу, а крестьянин радуется ему, торжествует, ведь природа уже устала в ожидании зимы: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе» говорится в предыдущей строфе. Удалая кибитка несется по зимней дороге. Резвые кони, из-под копыт которых разлетаются снежинки, погоняются добротно одетым ямщиком в красном кушаке. Все говорит о том, что по каким-то своим делам едет богатый человек, барин. То, что крестьянин обновляет путь, указывает на то, что действие происходит ранним утром, и он первый из всей деревни, кто прокладывает санную дорогу по свежевыпавшему снегу.

Иллюстрация
Радуется снегу и деревенский мальчик. Он резвится со своей жучкой и усаживает ее в салазки, которые тянет, вообразив себя лошадкой. Шалунишка уже успел обморозить пальчик, но не замечает этого и продолжает играть. Внимательная мать следит за ним из окошка. Она грозит ему пальцем, но и сама радуется наступившей зиме. Ведь ее приход означает окончание летних работ, когда можно отдохнуть и готовиться к веселым зимним праздникам.
Анализ
История создания
Этот необыкновенно яркий фрагмент появился в 1826 году, во время написания Пушкиным пятой главы «Евгения Онегина». В это время поэт находился в ссылке в Михайловском. В сюжете романа к этому моменту произошли определенные события, в числе которых неразделенная любовь Татьяны к Онегину. Видимо, чтобы отвлечься от столь печального повествования, автор и сделал это лирическое, жизнерадостное отступление, ставшее хрестоматийным произведением.
Персонажи и образы
Герои стихотворения – представители простого народа. Хотя, оно и посвящается зиме, помимо картин пейзажа, в нем присутствуют персонажи людей и животных: ямщик, крестьянин, дворовый мальчик и его мама, жучка и лошадка. Изображая их действия, автор показывает их разное отношение к зиме.
Выпавший снег означал новую полосу в жизни крестьянства, это событие люди всегда встречали с радостью. Во-первых, открывался санный путь, что значительно облегчало передвижение, во-вторых, это позволяло передохнуть от полевых работ, посвятить время рукоделию, ездить на санях на ярмарки и по другим делам. Именно по этим и другим причинам, Пушкин употребляет столь уместное здесь деепричастие «торжествуя».
Дворовый мальчик также радуется приходу зимы. Автор применяет к персонажу прилагательное «дворовый», чтобы пояснить, что родители ребенка – работники господского двора. Таких должностей было много: дворник, работник псарни, конюх, служанка, кухарка, прачка и другие.
Радуются наступившей зиме и животные. Лошадка крестьянина с осторожностью ступает по обновленной дороге, поэтому и «плетется рысью как-нибудь». Жучка радуется зиме не меньше своего хозяина. Она с восторгом разделяет с мальчиком его игры, им весело, несмотря на мороз. Лирический герой в данном сюжете никак не выражает своих эмоций по поводу прихода зимы. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, но всеми доступными средствами старается изобразить картину преображения природы и человеческой радости.
Композиция
Стихотворение имеет четкую линейную композицию: первое четверостишие – зачин, второе – развитие действия и третье – кульминация. Последние две строчки берут на себя спад предыдущей напряженности повествования.
Первое четверостишие повествует о крестьянине, прокладывающем санную дорогу. Во втором читатель видит ямщика в добротной зимней одежде, отороченной мехом, и с кушаком на поясе. Третье четверостишие посвящено играющему с собакой мальчику. Двустишие в конце рассказывает о матери, в окно наблюдающей за сыном-шалунишкой.
Жанр
Учитывая объем и тему стихотворения, его можно отнести к пейзажной лирике и считать законченным произведением. Но, поскольку, оно все-таки является частью лиро-эпического произведения, то есть романа «Евгений Онегин», его также можно считать эпосом.
Работа над романом относится к реалистическому периоду творчества поэта, поэтому фрагмент о зиме также несет в себе черты реализма. Все эмоции персонажей переданы Пушкиным через обычные крестьянские образы, наполненные определенным смыслом. Торжествующий крестьянин, играющий мальчик, осторожно ступающая по снегу лошадка – все эти персонажи изображены в стихотворении очень подробно и реалистично.
Размер и средства художественной выразительности
Данный отрывок написан тем же стихотворным размером, что и весь роман – четырехстопным ямбом с использованием разнообразных рифм (так называемая Онегинская строфа). В начале идет перекрестная рифма, во втором четверостишии – параллельная, в третьем – кольцевая, или опоясывающая, последнее двустишие оформлено парной рифмой. Схематично это можно представить так: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ. Женские рифмы чередуются с мужскими.
Для придания тексту оживленности и движения автор широко использует глаголы и деепричастия: «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив», «лошадка, снег почуя, плетется рысью»; Эпитеты представлены двумя примерами: «бразды пушистые», «кибитка удалая». В тексте присутствует восемь устаревших слов, что довольно много по отношению к его объему. Это такие слова, как дровни (сани), бразды (следы от полозьев), кибитка (повозка), ямщик (кучер), облучок (деталь телеги), тулуп (шуба из меха), кушак (пояс), салазки (санки).
Проблематика и основная идея произведения
В стихотворении звучит тема прихода зимы и отношение к ней разных людей. Радость и торжество указывают на то, что все рады преображению природы, тому, что осенняя слякоть сменилась чистым снегом, что впереди много зимних праздников и забав: катания с горок, игр в снежки. От предвкушения этого и дети, и взрослые ощущают большой душевный подъем.
Этот фрагмент романа не содержит никакой проблематики. Пушкин просто описывает зиму, но не в виде холодной, торжественной красавицы, а как яркое, веселое, искристое время года. Не напрасно это стихотворение так любят дети, потому что зима для многих и сейчас остается любимым временем года, аналогом праздника и радости.