Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1831 | Форма произведения: поэзия | Жанр: драма, исторический | Время событий: средние века | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, Польша, Чехословакия, Германия (ФРГ), 1986 год, реж. Сергей Бондарчук) | Главные герои: Борис Годунов (русский царь, убийца сына Ивана Грозного Димитрия), Отрепьев (самозванец, Лжедимитрий), Василий Шуйский (Московский князь) | Второстепенные персонажи: Воротынский (князь, приближенный Годунова), Басманов, Пушкин, Мосальский - московские бояре, отец Пимен (летописец), Марина Мнишек (дочь воеводы, возлюбленная Отрепьева), Федор Годунов (сын царя), Ксения Годунова (дочь царя), Николка (юродивый) | Темы: верность и предательство, власть, внутренняя борьба, война и мир, гордость и смирение, любовь, месть и великодушие, милосердие и жестокость, ответственность |

«Борис Годунов»

краткое содержание

В кремлевских палатах

20 февраля 1598 года князь Шуйский с князем Баратынским обсуждают московские новости. После того, как умер сын царя Ивана Грозного Феодор, правление государством фактически перешло к Борису Годунову, который был братом жены покойного Феодора. Бояре склонны думать, что он причастен к убийству малолетнего царевича Димитрия. Бояре и весь народ во главе с Патриархом просят Бориса «принять царство», однако он молчит, укрывшись с сестрой в монастыре.

На Красной площади

Собравшийся народ охватывает волнение: согласится ли Борис на уговоры? Наконец, на Красном крыльце появляется думный дьяк Щелкалов. Он оповещает собравшихся, что согласно постановлению Собора следующим утром после молебна состоится крестный ход к царице. Патриарх, бояре, выборные люди и весь народ будут просить ее, чтобы она благословила Бориса на царство.

На Девичьем поле возле Новодевичьего монастыря

Все пространство занято людьми, люди сидят на крышах домов, на колокольне и церковных куполах. Вся Москва горит желанием узнать, примет ли Борис царство. Вдруг раздается всеобщий вой и люди падают ниц, умоляя Бориса стать царем. Наконец, объявляют, что Борис согласился. Народ ликует и славит нового государя.

Ночью в Чудовом монастыре

События перемещаются в 1603 год. Монах Григорий покорен способностью летописца Пимена документировать события, очевидцем которых он являлся. Григорий рассказывает о троекратно увиденном сне, в котором он взбирается по лестнице на башню и видит оттуда всю Москву. Внизу над ним потешаются, показывают пальцем, он испытывает стыд, смешанный со страхом и в итоге срывается с высоты.

Пимен призывает Григория отречься от всего мирского. Григорий напоминает ему, что Пимен сам когда-то принимал участие в войнах с литовцами и татарами и был при дворе царя Иоанна. Пимен приводит в пример окончание жизни Иоанна Грозного, который принял монашеский постриг, а также его сына Феодора, большую часть жизни посвящавшего молитвам. Пимен признается Григорию, что был свидетелем убийства Димитрия, и что убийцы назвали Бориса. Григорий узнаёт, что сейчас Димитрию было бы девятнадцать лет, как и ему самому.

Иллюстрация к трагедии. Художник Степан Галактионов

В палатах патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о побеге монаха Григория Отрепьева, который боярского рода, грамотен, сочинял каноны святым и должен был стать преемником летописца Пимена. Вместе они решают пока не сообщать царю о побеге Григория.

В царских палатах

Бориса одолевают мысли о том, что на престоле он уже больше пяти лет, но несчастлив от предчувствия какого-то горя. Он вспоминает о добрых делах во время своего правления: во время голода открыл для народа свои житницы, дал работу и золото, после пожара построил для людей новые дома. Но чернь предавала его проклятиям, так как всегда ненавидела живую власть и преклонялась перед мертвой. Эти размышления привели Бориса к тому, что он перестал заботиться о народе. Он с тревогой думает о несправедливых обвинениях в убийстве жениха дочери, царя Феодора и собственной сестры-царицы. Ему не дает покоя мысль об убийстве царевича.

В корчме на литовской границе

Григорий, переодетый в мирскую одежду, вместе с двумя попутчиками, бродягами Мисаилом и Варлаамом, пьют вино. Хозяйка сообщает, что на заставах ловят какого-то разбойника и что есть окольный путь в Литву. В корчму входят приставы с намерением поживиться чем-то от монахов и рассказывают о сбежавшем Григории Отрепьеве. Григорий вызывается прочитать приметы разбойника и нарочно «читает» приметы Варлаама. Но Варлаам сам по слогам разбирает приметы разбойника и узнаёт в нём Отрепьева. Григорий вынимает кинжал и убегает.

В Москве в доме Василия Ивановича Шуйского

Проводив гостей, Афанасий Михайлович Пушкин сообщает Шуйскому новости от своего племянника Гаврилы Пушкина, который в Кракове видел царевича Димитрия. Тот будто-бы открылся на одре болезни духовному отцу и был отведен Вишневецким, которому служил, к королю Сигизмунду, пообещавшему Димитрию поддержку. Шуйский и Пушкин уверены, что Димитрий самозванец, но понимают, что бояре, дворяне и народ недовольны Борисом. «Явных казней нет», как при царе Иоанне, но многие «заточены, замучены в изгнанье» . Знать и чернь возмущены замыслом царя отменить Юрьев день – возможность раз в году крепостному сменить хозяина.

В царских палатах

Царевич Феодор занят чертежом географической карты Московского царства, а царевна Ксения скучает по погибшему жениху. Дворецкий князя Василия и слуга Пушкина сообщают о гонце из Кракова. Появляется Шуйский и предупреждает об опасности появления самозванца из Литовской земли. Царь отдает приказ оградить заставами границу с Литвой и под страхом смерти просит Шуйского поклясться, что во время следствия тот видел мертвого Димитрия. Шуйский уверенно сообщает, что видел тело Димитрия. Борис успокаивается, перестает опасаться Самозванца, потому что он «пустое имя, тень…» Царь жалуется на тяжесть управления страной: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха».

В Кракове, в доме Вишневецкого

На приеме у Самозванца собрались самые разные люди. Черниковский обещает поддержку за признание русскими римского папы. В верности клянутся князь Курбский, шляхтич Собаньский, опальные московские бояре и дворяне во главе с Хрущовым, донской казак Карела.

В замке воеводы Мнишека в Самборе

Мнишек и Вишневецкий обсуждают отношения Димитрия и Марины Мнишек: «А дело-то на свадьбу страх похоже». Во время танцев Марина назначает Димитрию свидание возле фонтана. Гости говорят, что Марина очень красива, но безжизненна, как мраморная нимфа, а в Димитрии видна царская порода.

В саду у фонтана

Ночью  Самозванец с волнением ждет свидания, мечтая сделать Марину московскою царицей. Марина призывает Самозванца поторопиться и занять московский престол. Димитрий признается ей в любви и, будучи уверенным в том, что Марина любит именно его, а не сан, открывает ей тайну своего самозванства. Но Марина не готова разделить его участь. Димитрий решает больше не унижаться больше перед заносчивой полячкой. Он не боится разоблачения, потому что королю, папе и вельможам нет дела до того, Димитрий он или нет. Для всех он – предлог раздоров и войны. Услышав «слова не мальчика, но мужа», Марина обещает свою любовь Димитрию после того, как он займёт царский престол. Димитрий решает идти на Москву.

На литовской границе

16 октября 1604 года  князь Курбский радуется возвращению на родину из изгнания, идёт в битву, как он думает, за царя, сына Иоанна. Самозванец опечален, потому что «Литву позвал на Русь», показал врагам дорогу в Москву, но уверен, что виноват не он, а Борис-цареубийца.

В Царской Думе

Идет совещание царя, патриарха и бояр. Борис отсылает Трубецкого и Басманова в Чернигов, который осажден бунтовщиками, на помощь воеводам, отказывается от участия иноземных держав и собирается призвать в войско весь народ. Затем он обращается за советом к патриарху. Патриарх рассказывает о слепом, исцелившемся от прикосновения ко гробу царевича Димитрия, и советует доставить святые мощи в Москву, чтобы доказать, что царевич был убит в Угличе. Все смущены речами патриарха, потому что если мощи святы, то Димитрий невинно убиенный. Выручает князь Шуйский: «Не скажут ли, что мы святыню дерзко в делах мирских орудием творим?» Он сам хочет поговорить с народом и разоблачить Самозванца.

На равнине близ Новгород-Северского

21 декабря 1604 года происходит сражение русской армии с армией Димитрия. В армии Димитрия немцы, французы, ляхи, воюющие очень искусно. Русские воины раздражены тем, что царю Димитрию служат иноверцы. Армия Димитрия побеждает, и войско славит его.

На площади перед собором в Москве

Люди ожидают окончания обедни и молебна. Народ верит, что на Москву идет настоящий царь Димитрий, а не проклинаемый церковью разбойник Отрепьев. Мальчишки дразнят юродивого, а старуха дает ему копеечку, чтобы тот помолился за нее. Мальчишки отнимают у него копеечку, и юродивый жалуется на них вышедшему из церкви государю. Он требует зарезать детей, как Борис велел зарезать маленького царевича. Царь просит молиться о нем, но юродивый отвечает: «Нельзя молиться за царя Ирода…»

В Севске

Самозванец расспрашивает пленного дворянина Рожнова о событиях во вражеской ставке. Он узнает, что Годунов обеспокоен поражением, раной Мстиславского, тем, что царь назначил Шуйского воеводой, а Басманова отозвал в Москву и посадил в Думе. Пленный рассказывает, что в Москве тихо, но возобновились пытки и казни. Доносчиков допрашивает сам царь. Самозванец решает завтра же вступить в бой, хотя его войско насчитывает лишь пятнадцать тысяч, а войско царя – все пятьдесят.

В лесу

Самозванец снимает со смертельно раненного коня узду и подпругу, чтобы тот умер на воле. Пушкин поражен, что Самозванец больше жалеет коня, чем погибшего в бою Курбского. Самозванец обвиняет в поражении запорожцев, не выдержавших отпора, и восхищается немцами, собираясь составить из них почетную дружину.

В Москве в царских палатах

Борис боится нового нападения Самозванца, вновь собравшего рассеянное войско в Путивле. Царь собирается поставить в воеводы незнатного Басманова, «не род, а ум». Он посвящает Басманова в свой первейший план – усмирить народ. Во время приема иноплеменных гостей Борис падает, из уст и ушей хлещет кровь. В последнем монологе царь напутствует своего сына, предлагая избрать советником Шуйского, а воеводой Басманова, ослабить, а со временем снова затянуть державные бразды, не изменять ход державного правленья, хранить церковный устав, быть молчаливым, в семье быть главой, почитать мать и любить сестру. Перед смертью Борис велит боярам и Басманову присягнуть на верность Феодору и принимает монашеский постриг.

В ставке

Пушкин предлагает воеводе Басманову присягнуть «законнейшему» наследнику, но Басманов в курсе, что Димитрий самозванец. Он верен юному царю: «Пока стою за юного царя, дотоле он престола не оставит…» Пушкин признается, что войско у самозванца не больше восьми тысяч и слабее, но его приверженцы сильны народным мнением. Басманов боится измены, победы бунтовщиков, но не хочет изменять присяге, «доверенность младого венценосца предательством ужасным заплатить».

На Лобном месте

Пушкин обращается к народу и объясняет, что Божий суд уже поразил Бориса, что Россия покорилась Димитрию, а Басманов привел полки ему к присяге. Пушкин обещает боярам, дворянам, людям приказным, ратным, гостям, купцам и всему честному народу милости от Димитрия. Толпа идет в Кремль в царские палаты «вязать Борисова щенка» .

В Кремле в доме Борисовом

Феодор и Ксения находятся под стражей. Одни жалеют «бедных детей», другие считают, что они – «проклятое племя» злодея Годунова. В дом входят бояре. Народ думает, что они пришли приводить к присяге Феодора Годунова. Когда смолкают шум и крики, боярин Мосальский объявляет народу, что Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. В ответ на призыв кричать «Да здравствует Димитрий!» народ безмолвствует.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *