Стихотворение и анализ «Цветок»

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Краткое содержание

Дж. Лейстер. Тюльпан из ее книги. 1643

У данного произведения простой сюжет: лирический герой находит в старинной книге кем-то сорванный, засушенный и позабытый цветок. Поблекшие от времени лепестки его поднимают в сердце героя целую бурю чувств, переживаний, размышлений. Он размышляет о человеческом существовании, мечтах, надеждах, устремлениях. Поэт думает о настоящем и будущем: случайная находка пробуждает мысли о жизни, склонной к увяданию, как этот сорванный цветок. Поэт задаёт риторические вопросы, рассуждая: где мог вырасти цветок – в прошлом году, либо в прошлом веке? Он всматривается в его бледные краски, размышляя: как долго он цвёл – мгновение, один час, либо целый день? Кто решил сорвать это прелестное творение природы – жестокий, равнодушный человек, либо человек с горячим, любящим сердцем?

История создания

Год написания произведения – 1828. В это время Пушкин на протяжении полутора лет проживал в Петербурге с позволения императора. Но, городом он быстро пресытился, да и непростые жизненные обстоятельства не способствовали счастливому веселью. При этом Пушкин чётко осознавал, что пришло время навсегда распрощаться с беззаботной молодостью. Всё это явилось основанием для написания несложного по сюжету, но глубокого по смыслу стихотворения. Произведение впервые увидело свет в 1829 году на страницах журнала «Галатея».

Жанр, направление, размер

По жанровой классификации перед нами элегия. Произведение выдержано в минорной тональности задумчивого рассуждения. С целью создания ритмического рисунка автор использует излюбленный поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Стихотворение буквально пропитано духом литературного направления «сентиментализм». Обращение автора к образу цветка, а также уподобление растения человеческой жизни отсылает нас к сентиментальной традиции. Предмет авторского размышления – зыбкая душевная ткань человеческих взаимоотношений.

Композиция

Композиционно произведение включает в себя лишь одну часть – это поэтические раздумья о судьбе засохшего растения. Стихотворение делится на четыре строфы:

  1. Первая строфа – в ней лирический герой находит и открывает старую книгу, обнаруживая в ней «засохший, безуханный» цветок. Растение наводит на лирического героя, отождествляющего себя с найденным цветком, размышления о прошлом.
  2. Вторая, третья и четвёртая строфы представляют собой множество риторических вопросов. Задавая их, поэт делает читателей активными участниками собственных размышлений. Пушкин словно приглашает нас вместе с ним подумать о том, что чувство самой искренней любви может пройти бесследно.

Произведение начинается со слова «цветок»,  им же и завершается. Таким способом автор создаёт у читателей ощущение замкнутости бытия. Отсутствие ответов на множество поставленных вопросов лишь усиливает и подтверждает это ощущение.

Образы и символы

Всё произведение построено на одном центральном образе – это образ цветка. Также присутствуют такие персонажи, как «герой» и «героиня»:
  • образ цветка является символом остывших чувств, некогда искренних и горячих. Поэт сожалеет о том, что чувства, даже самые сильные, могут угаснуть. Тогда после них остаются на страницах старых книг вот такие высохшие цветы;
  • образ влюблённой пары – воображение поэта рисует образ романтического героя и героини, влюблённых друг в друга. Именно сорванный ими цветок, по мнению поэта, стал символом их первого либо последнего свидания. Поэт размышляет о том, какими были эти влюблённые, когда жили и где? «Он» и «она» напрочь лишены каких-либо психологических и портретных характеристик. Всех троих (цветок, «его» и «её») ожидает единственный безрадостный удел в виде забвения;
  • образ лирического героя – это поэт-мечтатель. В его сердце находят живой отклик все впечатления жизни. Даже такой неприметный объект, как засохший цветок становится для героя поводом написать философское произведение о смысле человеческого бытия.

Темы и настроение

Главная тема – прошедшая любовь, которую символизирует засохший цветок, найденный в книге. Это быстротечность любви и ценность каждой минуты, наполненной счастьем. Произведение посвящено чувству любви, которое нередко заканчивается расставанием. Человеческие чувства отличаются мимолётностью, поэтому важно ценить тот отрезок времени, который проведён рядом с дорогим человеком. Основной проблемой произведения является хрупкость бытия. Поэт считает, что обстоятельства и время способны срывать человеческие жизни, словно цветы, обрекая на забвение.

Основная идея

Основная идея в том, что всё земное проходит слишком быстро. Всё быстро забывается, подобно аромату и красоте сорванного цветка. Пушкин утверждает, что жизнь человека – это короткий миг в сравнении с вечностью мироздания. Следует трепетно относиться к каждому дню своей «хрупкой» жизни, уважать не только свои, но  и чужие чувства.

Средства выразительности

Поэт, используя классические средства выразительности, сумел создать соответствующие основной мысли настроение и атмосферу. Использованы следующие тропы:

  • эпитеты – «странная мечта», «роковая разлука», «одинокое гулянье»;
  • метафоры – «сорван рукою», «лесная тень», «душа наполнилась мечтой»;
  • сравнение – «как сей неведомый цветок»;
  • антитеза – на приёме противопоставления построено всё произведение: цветок был сорван знакомой рукой – или чужой? Живы ли те, кто его сорвал, либо «уже увяли»?

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 176 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *