Стихотворение и анализ «Воспоминания в Царском селе»

Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев наконец родимую обитель,

Главой поник и зарыдал.

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты,

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Еще исполнены великою женою,

Ее любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной, и медными хвалами

Екатерининских орлов.

Садятся призраки героев

У посвященных им столпов,

Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавал и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал.

Среди святых воспоминаний

Я с детских лет здесь возрастал,

А глухо между тем поток народной брани

Уж бесновался и роптал.

Отчизну обняла кровавая забота,

Россия двинулась, и мимо нас летят

И тучи конные, брадатая пехота,

И пушек светлый ряд.

На юных ратников завистливо взирали,

Ловили с жадностью мы брани дальный звук,

И, негодуя, мы и детство проклинали,

И узы строгие наук.

И многих не пришло. При звуке песней новых

Почили славные в полях Бородина,

На Кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,

Вблизи Монмартра.

Краткое содержание

А. Мартынов. Пейзаж с Большим озером. 1814

Произведение начинается с описания красоты сада в Царском Селе. Затем взгляд наблюдателя обращается к памятнику императрицы Екатерины: наблюдатель вспоминает легендарное Чесменское сражение, что определило победу в кровопролитной русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Великие полководцы времён Екатерины вызывают в памяти наблюдателя не менее важные события прошлого.

Казалось бы, совсем недавно завершилась война с Наполеоном, чья армия бежала из разорённой и сожжённой столицы, а императора Александра народ освобождённой Европы уже встречает, как победителя и миротворца. Поэты прошлых лет  воспели геройские свершения русских воинов и государей, а о грядущих победах ещё успеет возвестить вдохновенная лира Жуковского.

История создания

Данное стихотворение имеет тесную связь с лицейскими годами поэта. Пушкин написал его буквально накануне выпуска, работая над стихотворением в течение двух осенних месяцев: в октябре/ноябре 1814 г. На момент написания этих стихотворных строк, автору едва исполнилось пятнадцать лет. В 1815 году он представил своё произведение на публичном экзамене, где присутствовал «великий старик» Гавриил Державин. Державин положительно отреагировал на представленное юным выпускником произведение, назвав его своим преемником на творческой стезе. Данный факт стал хрестоматийным, хотя, на самом деле, стихотворение впервые было прочитано несколькими днями ранее – случилось это на «репетиции» предстоящего экзамена.

Жанр, направление, размер

Так как юный автор в тот период работал лишь в подражательной манере, нет ничего удивительного в  том, что данное произведение он написал в духе классицизма. В стихотворении соединены черты классической элегии и оды. В первой части произведения чётко прослеживаются черты сентиментализма и романтизма: сказывается влияние Батюшкова и Жуковского.

Поэтический размер представляет собой сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В момент написания юный автор пребывал в состоянии творческого поиска: он активно экспериментировал почти со всеми поэтическими размерами, за исключением анапеста.

Композиция

Композиция данного произведения линейная. Она построена следующим образом:

  1. Первые три строфы (восьмистишия) – это пролог, в котором описывается красота Царского Села.
  2. Следующие четыре строфы посвящены блистательной эпохе императрицы Екатерины.
  3. Следующие двенадцать строф посвящены описанию великих побед русских воинов над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 г. Данное описание является центральной частью сюжета.
  4. Заключительная строфа представляет собой обращение к Жуковскому, выполняя функцию эпилога.

Образы и символы

В произведении автор создал содержательную образную систему, способствующую раскрытию основной идеи стихотворения. Интересны следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Повествование ведётся от его лица. Он выступает в роли современника – очевидца, совершающего прогулку по территории Царского Села и наслаждающегося его великолепием. Лирический герой выглядит гораздо «взрослее» самого автора, тем не менее, поэт ведёт повествование от первого лица. Глазами героя описываются знаковые события русской истории и вдохновляющие его победы;
  • образы государственных деятелей – о них вспоминает лирический герой. Во время прогулки по аллеям парка в Царском Селе, он любуется статуями, олицетворяющими славу и гордость России;
  • образы русских стихотворцев – о них мы узнаём не только через перечисление громких фамилий, но и через стилистику, усиливающую героико-патриотическое звучание произведения.

Темы и настроение

В произведении затронуты две важных темы:

  1. Тема величия России и военных подвигов русского народа – центральная. Данный патриотический пафос продиктован недавним завершением войны 1812 г.: её отголоски ещё слышались повсюду, и в Царском Селе также.
  2. Тема «Роль поэта в обществе» – по мнению тогда ещё юного автора, именно поэзия призвана вдохновлять людей на героизм, в том числе, на совершение ратных подвигов.

Настроенческий пафос произведения характеризуется энергией утверждения жизни, предчувствием широты будущих горизонтов, силой молодых надежд.

Основная идея

Основная идея стихотворения – утверждение державного величия России, а также преемственности между прошлым и будущим великой страны.

Средства выразительности

В стихотворении поэтом представлены следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «угрюмых сосен», «валя седые»;
  • метафоры – «водопады стекают бисерной рекой»;
  • сравнения – «луна, как лебедь величавый…»;
  • анафоры – «чуть слышится, чуть дышит»;
  • инверсии – «орёл младой»

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 326 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *