Стихотворение и анализ «Подражания Корану»

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой,

Клянуся утренней звездой,

Клянусь вечернею молитвой:

Нет, не покинул я тебя.

Кого же в сень успокоенья

Я ввел, главу его любя,

И скрыл от зоркого гоненья?

Не я ль в день жажды напоил

Тебя пустынными водами?

Не я ль язык твой одарил

Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,

Стезею правды бодро следуй,

Люби сирот, и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

II

О, жены чистые пророка,

От всех вы жен отличены:

Страшна для вас и тень порока.

Под сладкой сенью тишины

Живите скромно: вам пристало

Безбрачной девы покрывало.

Храните верные сердца

Для нег законных и стыдливых,

Да взор лукавый нечестивых

Не узрит вашего лица!

А вы, о гости Магомета,

Стекаясь к вечери его,

Брегитесь суетами света

Смутить пророка моего.

В паренье дум благочестивых,

Не любит он велеречивых

И слов нескромных и пустых:

Почтите пир его смиреньем,

И целомудренным склоненьем

Его невольниц молодых.

III

Смутясь, нахмурился пророк,

Слепца послышав приближенье:

Бежит, да не дерзнет порок

Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан

Тебе, пророк, не для строптивых;

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?

За то ль, что наг на свет явился,

Что дышит он недолгий век,

Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит

И воскресит его — по воле?

Что с неба дни его хранит

И в радостях и в горькой доле?

За то ль, что дал ему плоды,

И хлеб, и финик, и оливу,

Благословив его труды,

И вертоград, и холм, и ниву?

Но дважды ангел вострубит;

На землю гром небесный грянет:

И брат от брата побежит,

И сын от матери отпрянет.

И все пред бога притекут,

Обезображенные страхом;

И нечестивые падут,

Покрыты пламенем и прахом.

IV

С тобою древле, о всесильный,

Могучий состязаться мнил,

Безумной гордостью обильный;

Но ты, господь, его смирил.

Ты рек: я миру жизнь дарую,

Я смертью землю наказую,

На всё подъята длань моя.

Я также, рек он, жизнь дарую,

И также смертью наказую:

С тобою, боже, равен я.

Но смолкла похвальба порока

От слова гнева твоего:

Подъемлю солнце я с востока;

С заката подыми его!

V

Земля недвижна — неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас собой.

Зажег ты солнце во вселенной,

Да светит небу и земле,

Как лен, елеем напоенный,

В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.

Он милосерд: он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету,

И да падет с очей туман.

VI

Не даром вы приснились мне

В бою с обритыми главами,

С окровавленными мечами,

Во рвах, на башне, на стене.

Внемлите радостному кличу,

О дети пламенных пустынь!

Ведите в плен младых рабынь,

Делите бранную добычу!

Вы победили: слава вам,

А малодушным посмеянье!

Они на бранное призванье

Не шли, не веря дивным снам.

Прельстясь добычей боевою,

Теперь в раскаянье своем

Рекут: возьмите нас с собою;

Но вы скажите: не возьмем.

Блаженны падшие в сраженье:

Теперь они вошли в эдем

И потонули в наслажденьи,

Не отравляемом ничем.

VII

Восстань, боязливый:

В пещере твоей

Святая лампада

До утра горит.

Сердечной молитвой,

Пророк, удали

Печальные мысли,

Лукавые сны!

До утра молитву

Смиренно твори;

Небесную книгу

До утра читай!

VIII

Торгуя совестью пред бледной нищетою,

Не сыпь своих даров расчетливой рукою:

Щедрота полная угодна небесам.

В день грозного суда, подобно ниве тучной,

О сеятель благополучный!

Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если, пожалев трудов земных стяжанья,

Вручая нищему скупое подаянье,

Сжимаешь ты свою завистливую длань, —

Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,

Что с камня моет дождь обильный,

Исчезнут — господом отверженная дань.

IX

И путник усталый на бога роптал:

Он жаждой томился и тени алкал.

В пустыне блуждая три дня и три ночи,

И зноем и пылью тягчимые очи

С тоской безнадежной водил он вокруг,

И кладез под пальмою видит он вдруг.

И к пальме пустынной он бег устремил,

И жадно холодной струей освежил

Горевшие тяжко язык и зеницы,

И лег, и заснул он близ верной ослицы —

И многие годы над ним протекли

По воле владыки небес и земли.

Настал пробужденья для путника час;

Встает он и слышит неведомый глас:

«Давно ли в пустыне заснул ты глубоко?»

И он отвечает: уж солнце высоко

На утреннем небе сияло вчера;

С утра я глубоко проспал до утра.

Но голос: «О путник, ты долее спал;

Взгляни: лег ты молод, а старцем восстал;

Уж пальма истлела, а кладез холодный

Иссяк и засохнул в пустыне безводной,

Давно занесенный песками степей;

И кости белеют ослицы твоей».

И горем объятый мгновенный старик,

Рыдая, дрожащей главою поник…

И чудо в пустыне тогда совершилось:

Минувшее в новой красе оживилось;

Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,

И телом оделись, и рев издают;

И чувствует путник и силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с богом он дале пускается в путь.

Краткое содержание

Данный поэтический цикл включает в себя девять отдельных стихов. Каждое стихотворение – это либо перепев определённой суры (главы) Корана, либо эпизод из жизни Магомета. Все стихи связаны общими мотивами и темами. Краткое содержание каждого из девяти стихов:

Осман Х. Бей. Исламский богослов с Кораном. 1902

  1. Стихотворение первое – творец ведёт диалог с лирическим героем, требуя от него неукоснительного послушания. Затем он описывает всё то, что успел осуществить: напоил живительной влагой в пустыне, спас от погони, подарил дар убеждения и пр.
  2. Стихотворение второе – это напутствие, адресованное женщинам: они обязаны быть скромными, покрывать голову платком. Никто чужой не имеет права видеть их лица. Мужчинам напоминают о важности проявлять скромность, не болтать попусту.
  3. Стихотворение третье повествует о дне страшного суда, когда наказание настигнет тех, кто вёл себя недостойно. Остальные верующие обязаны читать Коран, следуя его заповедям.
  4. Стихотворение четвёртое – лирический герой признаёт, что именно Бог подарил жизнь и смерть. От Творца зависит всё мироздание. Бог установил смену времён года и суток, движение небесных тел. Без участия Бога всё превратится в хаос.
  5. Стихотворение пятое – лирический герой продолжает диалог с Творцом. Он выясняет, что помимо создания небосвода и планет, Бог осуществляет управление всеми природными стихиями. Именно он подарил Коран людям.
  6. Стихотворение шестое – лирический герой повествует о смелых бойцах, сумевших победить и заслужить награду. Герой уверен: погибших героев ожидает рай.
  7. Стихотворение седьмое – лирический герой рассуждает о необходимости молиться.
  8. Стихотворение восьмое – герой говорит о том, что если дать нищему человеку подаяние, но с чувством раздражения, такого «благодетеля» не ждёт ничего хорошего: все его дары учтены не будут.
  9. Стихотворение девятое – идёт повествование о молодом мужчине, который долго блуждает по пустынным пескам. Поэт пишет: «И путник усталый на бога роптал», указывая на чувства человека. С позволения Бога он находит некий оазис и засыпает. Пробуждается же странник уже глубоким старцем. Таким образом, Творец ему демонстрирует: все существа на Земле живут под властью Всевышнего. Путник, осознав преподанный «урок», идёт дальше, но уже с верой в сердце.

История создания

После завершения южной ссылки, Пушкин на протяжении двух лет обязан был находиться в родном имении Михайловское, вдалеке от шумной столицы. Домашнее заточение, во время которого за поэтом шпионил родной отец, вскрывая всю его почту, невероятно тяготило поэта.

Постоянно быть в заключении Пушкин не мог: его пытливый ум требовал интеллектуальной пищи. Выход из удручающего положения был найден: Пушкин стал вести длинные задушевные разговоры с умной и образованной соседкой по имению – помещицей Прасковьей Осиповой. Прасковья Александровна была женщиной религиозной, поэтому частенько затевала с поэтом жаркие споры на предмет веры.

В ссылке у Пушкина под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт настолько увлёкся изучением священных текстов, что решил написать произведение на тему религии. Таким образом появился поэтический цикл «Подражания Корану», датируемый 1824 годом. Эту работу автор посвятил своему основному оппоненту в период михайловской ссылки – Прасковье Осиповой.

Жанр, направление, размер

Стихотворный цикл написан в жанре философской лирики. Все стихи, за исключением седьмого и девятого, написаны шестистопным ямбом. Седьмой стих написан двухстопным амфибрахием, а девятый стих – четырёхстопным амфибрахием. Рифма представлена мужская/женская. Рифмовка отличается разнообразием: есть парная, кольцевая, перекрёстная. Строчки седьмого стиха не имеют рифмы: у читателей возникает впечатление, будто бы это настоящая молитва, взятая из Корана.

Композиция

С композиционной точки зрения, поэтический цикл включает в себя девять небольших стихов, объединённых между собой общей тематикой:

  • Стих № 1 – повествует о ниспослании Пророку Корана, могуществе Аллаха.
  • Стих № 2 – повествует о жене Пророка Мухаммеда.
  • Стих № 3 – посвящён описанию гордыни, наказанию за неё.
  • Стих № 4 – описывает наглость Пророка, решившего соревноваться с Аллахом.
  • Стих № 5 – восхваляет всемогущество Бога – создателя.
  • Стих № 6 – повествует о воинах, принявших героическую смерть во имя веры.
  • Стих № 7 – описание главы Корана, в которой Аллах уберёг Магомета от врагов, спрятав его в недрах пещеры.
  • Стих № 8 повествует об угодном Богу подаянии.
  • Стих № 9 повествует о пустынном путнике, который ропщет на Творца и получает урок от Бога.

Образы и символы

Рассмотрим несколько смысловых образов, свойственных всем стихам данного цикла:

  • образ лирического героя – герой каждого стихотворения является романтиком, неистово верящим в собственную правоту и непогрешимость Творца. Герой выступает в роли стороннего наблюдателя: он анализирует мотивы и деяния Пророка, а также людей и замыслы Бога;
  • образы обычных людей – Пушкин описывает образы обычных людей, вынужденных повиноваться законам религии, но, при этом, не понимающих их смысла. Среди обычных людей встречаются практически все категории: и юные мусульманки, и отважные воины, и повелители;
  • образ наблюдателя – при чтении цикла возникает чёткое ощущение, что над всеми стихами стоит образ некоего Наблюдателя. Этот таинственный Наблюдатель оказывается гораздо выше лирического героя в каждом отдельно взятом стихе. Он, подобно Богу Магомету, диктует герою своё критическое отношение.

Темы и настроение

Сквозная тема, проходящая сквозь все девять стихов поэтического цикла – тема истинной веры и слепого послушания догматическим требованиям религии. Пушкин не ставил перед собой конкретной задачи раскритиковать исламскую религию или иную другую: он с большим уважением отнёсся к тексту Корана. Поэт пытается, находясь в образе лирического героя, наблюдать и анализировать мотивы и деяния Пророка.

Основная идея

Цикл стихов доносит до читателей одну из ключевых идей:  пока истинно верующие люди неистово соблюдают все религиозные доктрины, находятся другие люди, которые грамотно используют верующих в своих личных корыстных целях.

Средства выразительности

Особого внимания заслуживают средства выразительности, использованные Пушкиным при создании данного поэтического цикла:

  • в некоторых стихах полностью отсутствуют тропы: например, в третьем стихе;
  • в пятом стихе, при описании божественных творений, присутствует много ярких сравнений («солнце светит, как масло в лампадном хрустале»), метафор («с очей падает туман»);
  • в восьмом и девятом стихах представлено немало ярких тропов. Они, на первый взгляд, менее связаны семантически со всем остальным циклом: это поручение и притча на темы общечеловеческих ценностей. В этих стихах немало метафор («зоркое гоненье», «сень успокоенья»);
  • в заключительном, девятом стихе представлено много старославянизмов («роптал», «алкал», «зеницы»), а также эпитетов («безнадёжной», «мгновенный», «усталый»).

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 301 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *