Сожженное письмо • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1825 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ письма, образ огня, образы влюбленных Темы: любовь и ненависть, одиночество

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули… пылают… легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Краткое содержание

Д. Хейтер. Портрет Е.К. Воронцовой. 1832

Стихотворный сюжет описывает процесс сожжения письма. Сначала лирический герой не решается бросить письмо в огонь, но затем всё же бросает. Языки пламени мгновенно и жадно испепеляют «все радости» души героя.

Буквально за секунды тёмные листки бумаги охватываются огнём, сворачиваясь от пламенного жара. Вслед за бумагой плавится сургуч и лёгкий профиль любимой женщины, что запечатлён на полях письма, теряет свои очертания. Герой наблюдает, как любовное послание превращается в маленькую горсть пепла. Душа героя страдает, сжимаясь от страшной боли одиночества и горя. В результате, он остаётся в полном одиночестве: один на один с собственными воспоминаниями.

История создания

Это произведение появилось на свет в 1825 г.,  в имении Михайловском. Пушкин написал стихотворение под воздействием впечатлений от недавно случившейся в собственной жизни драмы. Пребывая в южной ссылке в 1823г., поэт свёл знакомство с одной из прелестных и умнейших дам своей эпохи – он сблизился с графиней Елизаветой Воронцовой. Она была женой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого состоял ссыльный Пушкин.

За знакомством Воронцовой и Пушкина последовал весьма бурный роман, который в скором времени перестал быть тайной для окружающих. В результате чего обманутый муж подал ходатайство о высылке опального поэта в его имение Михайловское, подальше от собственной супруги. Графиня Воронцова попросила влюблённого поэта сжигать редкие письма, полученные от неё. Свои послания к любимой Пушкин запечатывал массивным перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Именно этот перстень поэт назвал собственным талисманом.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет жанр любовной лирики, хотя в нём заметны характерные черты элегии, послания и романса. Поэтический размер, использованный поэтом – шестистопный ямб. Рифмовка смежная, мужская. Обратите внимание: в заключительных строчках рифмовка отсутствует. Такой приём позволил автору максимально тактично выразить душевное состояние лирического героя, у которого по причине сильнейшего разочарования опускаются руки.

Композиция

Произведение отличается простой линейной композицией. Очерёдность событий стремительно и емко передаётся в пятнадцати стихотворных строках (три четверостишия и 1 трёхстишие). Композиция проста и последовательна, она делит произведение на три условные части:

  1. Первая часть – монолог лирического героя, который решает предать огню послание от возлюбленной.
  2. Вторая часть – поэт даёт описание сожжения любовного послания. Этот акт доставляет ему сильнейшее душевное терзание.
  3. Третья часть – лирический герой обещает горстке пепла бессмертие.

Образы и символы

Пушкин представил читателям в данном произведении интересную, наполненную  смыслом систему образов:

  • образ лирического героя – он полностью идентичен автору. Сестра Пушкина Ольга рассказала биографам поэта о том, что он крайне трогательно относился к письмам от Воронцовой. К примеру, получив от неё послание, тут же уединялся и несколько суток проводил в задумчивости. Это была сильная страсть, породившая немало шедевров любовной лирики;
  • образ письма – центральный. В нём аккумулирована мысль о том, что хрупкая ниточка, связующая поэта с возлюбленной, ещё не оборвалась. Для поэта каждая строчка этого послания подобна сокровищу;
  • образ огня – символизирует очищение и, одновременно, безжалостную стихию. Пожирающий послание огонь противопоставлен беззащитности и нежности письма;
  • образ сгорающих листов – бумажные листы любовного письма воспринимаются лирическим героем как одушевлённые существа: они буквально корчатся от боли, сгорая в огне. По их движениям легко догадаться, что в этот момент происходит в душе героя;
  • образы влюблённых «он» и «она» – мы не видим героиню. О её незримом присутствии говорят лишь письма, хранящие частицу её души. Возлюбленная названа только в первой строчке («Она велела»), но её отражение нежно ложится на всё происходящее вокруг. Главный герой – получатель письма, сжигающий его в огне. Он вынужден так поступить, но не в силах забыть и больше не писать.

Темы и настроение

Тематика этого стихотворения остаётся актуальной во все времена, для всех влюблённых:

  1. Тема любви – чувства лирического героя невероятно искренни и драматичны.
  2. Тема тоски – поэт испытывает сильнейшую любовь к Воронцовой. Это чувство стало для него не столько счастливым, сколько деструктивным и тоскливым по любимой женщине. Известно, что кольцо, подаренное Воронцовой на прощание, Пушкин впервые снял лишь за несколько минут до роковой дуэли с Дантесом в 1837 г.
  3. Тема прошлого – лирический герой настолько зависит от своих любовных воспоминаний, что даже пепел от сожжённого письма он считает отрадой для себя.

Настроение произведения отличается высокой экспрессивностью и эмоциональностью.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в прощании с огромной любовью и сожжении целой страницы жизни. Даже брошенные в огненное пламя забвения искренние чувства оседают на сердце пеплом печали и тоски.

Средства выразительности

Использованные Пушкиным средства выразительности передают нам всю чувственную палитру лирического героя, позволяя искренне сопереживать ему:

  • эпитеты – «отрада бедная», «пламя жадное», «пепел милый»;
  • метафоры – «душа моя не внемлет»;
  • олицетворения – «пламя приемлет», «тёмные свернулись листы»;
  • инверсия – «как долго медлил я», «как долго не хотела рука…».

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 5.3k 👀