В тот год осенняя погода… • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1828 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: 6-9 лет | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: образ зимы, лирическая героиня Темы: любовь и ненависть, одиночество, человек и природа

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Краткое содержание

Иллюстрация Л. Белюкина

Словами «В тот год осенняя погода…» начинается первая строфа пятой главы романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

По сюжету произведения Евгений уже получил письмо Татьяны, и в своем ответе прямо заявил, что отвергает ее, так как не питает к ней никаких чувств. Однако, безответная любовь еще сильнее укрепилась в сердце девушки. Это лирическое отступление, которое предваряет знаменитый святочный сон Татьяны, можно назвать бессюжетным описанием природы.

В тот год осень долго не хотела сдавать свои права. Пушкин пишет, что вся природа ждала наступления зимы. Он дважды повторяет слово «ждала», чтобы усилить ощущение этого нетерпения. Природа словно истомилась под гнетом угрюмой осени, но «снег выпал только в январе». Поэт описывает это событие, как нечто важное и долгожданное, поэтому календарная точность «на третье в ночь…» здесь вполне уместна.

Раннее пробуждение героини, увидевшей в окно преображенную землю, как бы свидетельствует о конце кризиса, как в природе, так и в ее душе. Побелевший двор, куртина (клумба), кровля, забор – все покрыто зимним узором. На стекле мороз своей кистью нарисовал затейливые картины. Все говорит о том, что зима, как полноправная хозяйка, наконец-то, вошла в свои владения.

История создания

Стихотворение было написано в процессе работы над пятой главой «Евгения Онегина», в 1826 году. Двадцатисемилетний поэт проводил в Михайловском последние месяцы ссылки. Осенью этого же года он будет вызван императором для выяснения всех разногласий. Встреча пройдет успешно, и собеседники расстанутся на волне взаимного понимания. Вскоре Пушкин станет членом редакции нового журнала «Московский вестник». Но все это случится позже, а пока поэт пишет пятую главу, которую посвятит своему другу, критику П.А. Плетневу. Опубликована она будет в 1828 году.

Персонажи и образы

Данный фрагмент представляет собой пейзажную лирику в чистом ее виде. В нем дается необыкновенно точное описание природы, истомившейся в ожидании зимы. Первые четыре строчки передают ощущение осенней тоски, кругом мрачно и слякотно…

Преображение происходит буквально за одну ночь. Кругом бело, светло и красиво, как в сказке. На таком противопоставлении Пушкин выстраивает систему образов анализируемого стихотворения. Здесь нет ни центральных персонажей, ни лирического героя, так как поэт ставил целью показать картину зимнего пейзажа.

Через преображение природы автор позволяет читателю понять внутреннее состояние Татьяны. Ее душу раздирает тоска и разочарование, девушка полна уныния, схожего с картиной осени в первом четверостишии. Но, выпавший снег позволяет героине вновь ощутить жизнь, в ней возрождается надежда на новые чувства, пробуждаются новые желания. Вид утренней ослепительной белизны помог Татьяне отпустить обиду и вновь открыться миру.

Композиция

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть очень маленькая, в ней всего четыре строки и несколько слов в пятой строчке. Вторая часть посвящена первому снегу и связанному с ним преображению природы. В картине не наблюдается никакого движения, она абсолютно статична. Поэтому глаголы здесь заменяет большое число прилагательных, которые очень метко описывают все изменения. Лексика не вычурная, а вполне бытовая, понятным языком, через запятые автор перечисляет все перемены, случившиеся с природой за одну ночь.

Жанр

По жанру данный отрывок можно отнести к пейзажной лирике, если рассматривать его вне связи с романом. Несмотря на то, что «Евгений Онегин» относится к реализму, именно в этом фрагменте очень ярко проступают элементы романтизма. Как часть романа это стихотворение несет в себе смешение лирики и эпоса. В целом жанр романа обозначен самим автором – «роман в стихах».

Размер и средства художественной выразительности

Поскольку стихотворение не является самостоятельным произведением, то и стихотворный размер у него соответствует остальному тексту. Это онегинская строфа, то есть четырехстопный ямб с характерной для него рифмой. В начале стихотворения рифма перекрестная, далее ее сменяет смежная, затем идет опоясывающая и в последних двух строках – парная рифма: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ.

Стихотворение построено на антитезе: осенняя мрачность противопоставлена зимнему сказочному наряду. Пушкин использует очень красивую метафору: «деревья в зимнем серебре». Торжество зимы передано эпитетами: «легкие узоры», «побелевший двор», «сорок веселых», «блистательным ковром». Последний эпитет можно назвать апофеозом зимы, передающим ослепительную чистоту первого снега ярким солнечным утром: «все ярко, все бело кругом».

Проблематика и основная идея произведения

Отрывок не содержит явных проблем, кроме передачи душевного состояния Татьяны посредством изображения изменившегося пейзажа. Этот прием называется психологическим параллелизмом и широко применяется в романтических произведениях. Позже его стали использовать и приверженцы реализма.

Это отступление было написано, скорее всего, для того, чтобы читатель ближе познакомился с глубокими внутренними переживаниями героини. С одной стороны – это отчаяние, разочарование, обида, затянувшееся ожидание перемен. С другой – прощение, очищение, надежда, светлые эмоции. Тема безответной любви всегда будет волновать человечество, она не имеет ограничений во времени. Поэтому это стихотворение будет актуальным всегда, как и другие пушкинские творения.

Все произведения автора

  1. 19 октября
  2. Анчар
  3. Арион
  4. Бесы
  5. Борис Годунов
  6. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  7. В тот год осенняя погода…
  8. Вновь я посетил…
  9. Во глубине сибирских руд…
  10. Вольность
  11. Воспоминание
  12. Воспоминания в Царском селе
  13. Деревня
  14. Дубровский
  15. Евгений Онегин
  16. Если жизнь тебя обманет…
  17. Зима!.. Крестьянин торжествуя…
  18. Зимнее утро
  19. Зимний вечер
  20. Зимняя дорога
  21. И.И. Пущину
  22. История Пугачевского бунта
  23. К морю
  24. К Чаадаеву
  25. Кавказ
  26. Капитанская дочка
  27. Мадонна
  28. Медный всадник
  29. Метель
  30. Москва! Как много в этом звуке…
  31. Моцарт и Сальери
  32. На холмах Грузии…
  33. Няне
  34. Осень
  35. Песнь о вещем Олеге
  36. Пиковая дама
  37. Повести Белкина
  38. Погасло дневное светило…
  39. Подражания Корану
  40. Полтава
  41. Пора, мой друг, пора…
  42. Поэт
  43. Поэт и толпа
  44. Пророк
  45. Птичка
  46. Птичка божия не знает…
  47. Разговор книгопродавца с поэтом
  48. Разлука
  49. Редеет облаков летучая гряда…
  50. Свободы сеятель пустынный…
  51. Сказка о золотом петушке
  52. Сказка о золотом петушке
  53. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  54. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  55. Сказка о попе и о работнике его Балде
  56. Сказка о рыбаке и рыбке
  57. Сказка о царе Салтане
  58. Сожженное письмо
  59. Станционный смотритель
  60. Туча
  61. У лукоморья дуб зеленый…
  62. Уж небо осенью дышало…
  63. Узник
  64. Унылая пора!
  65. Храни меня, мой талисман…
  66. Царское Село
  67. Цветок
  68. Цветы последние милей…
  69. Я вас любил…
  70. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  71. Я помню чудное мновение
Текст: Ирина Зарицкая, 3.6k 👀