Изображение войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Рекомендации к написанию сочинения на тему «Изображение войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Тема сочинения предполагает обращение к очень объёмному материалу, который надо отобрать и систематизировать, чтобы сочинение было, с одной стороны, неперегруженным, с другой — раскрывающим тему полно. Как построить работу? Можно опираться на примерный план, который мы вам предлагаем, и пояснения к нему.
План.
- Картины мирной жизни казаков как норма человеческого бытия. Противопоставление мира событиям войны, разрушающим жизнь человека и его самого.
- Война на страницах романа М. Шолохова «Тихий Дон».
- Первая мировая война в жизни героев романа:
а) несовместимость человеческой натуры с антигуманным характером войны;
б) обесценивание в глазах героев святых понятий «долг», «подвиг», «служение Отечеству» в кровавых схватках на поле битвы;
в) колоссальные бессмысленные жертвы войны, трагедия народа, осиротевшие без кормильцев жёны и дети.
4. Революция и Гражданская война. Их влияние на жизнь народа.
а) непримиримые идеологические разногласия как начало противостояния в казачье среде;
б) расчеловечение людей, ослеплённых ненавистью, утративших понятие о милосердии и человечности;
в) вовлечение людей разных взглядов в братоубийственную бойню, нежелание слышать друг друга, разрушение кровных, родственных связей между ослеплёнными идеей людьми;
г) гибель людей, разорение земли как трагический результат кровавого противостояния.
5. Гуманистическая позиция автора, не приемлющего войну, ведущий читателя к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.
В начале работы объясните, почему Шолохов начинает роман с описания будничной жизни казаков, которая наполнена тяжёлым трудом, повседневными заботами. Писателю важно показать (в первую очередь на примере семьи Мелеховых), что такое казачество, как и чем живут казаки, при этом давая понять, что именно эта размеренная, основанная на традиционном укладе жизнь и есть нормальное для человека состояние. Учтём, что в ней хватает проблем, но основание такой жизни крепкое, основательное. Казачество предстаёт перед читателем своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, языком (диалектом). Однако мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами и трудом, запутанные взаимоотношения обрываются войной.
Переходя к основной части, отберите наиболее яркие эпизоды, которые дадут возможность понять, как война меняет человека.
Сначала разговор пойдёт о Первой мировой войне, куда отправляются Григорий Мелехов и другие казаки, становясь пушечным мясом (Вспомните реплику старика-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя… говядинка!» книга 1, часть 3, глава 4). Напомним, что в войне принимали участие около 300000 казаков.
Важно и то, что в изображении войны писатель развивает традиции Л.Н. Толстого, который изображает войну правдиво, без прикрас, во всей её отвратительности и бесчеловечности. Доказать это можно, обратившись, например, к сцене убийства Григорием австрийца (глава 5 часть 3).
Остановитесь на образах людей разных классов, чтобы показать их поведение на войне. Это офицер Листницкий (часть 3, гл.14,15, 22), казак Урюпин по прозвищу Чубатый (часть 3, гл.12), сам Мелехов (часть 3, гл.10, 20, часть 4, гл.4.). Анализируя этот материал, можно сделать несколько важных выводов:
— война лишена ореола героики, романтики. Люди не совершают подвига. Один из героев называет боевое столкновение «взрывом скотского энтузиазма».
— Листницкий проявляет себя очень достойно, он храбрый офицер;
— Чубатый – человек с волчьим сердцем, безжалостный и страшный. Его девиз – «Убивай, руби, не думай!»;
— Григорий, получив 4 георгиевских креста и четыре медали, чувствует себя нравственно искалеченным. Шолохов показывает, что храбрость героя идёт не от лучших качеств, а от презрения к жизни, безжалостности, навязанных войной. Убийство человека противоречит гуманной природе Мелехова. В отличие от Чубатого Григорий задумывается о бессмысленности происходящего;
— батальные сцены сами по себе писателю неинтересны. Его интересует, что делает война с человеком.
В том же ключе показана «чудовищная нелепица» Гражданской войны, которая тем более страшна, поскольку разделила казачий мир надвое. Имея в виду, что материала об изображении этого периода в романе очень много и что трагические события затронули в той или иной степени всех героев (а их более 700 в произведении!), то в сочинении необходимо коснуться наиболее ярких эпизодов, которые показывают страшную жестокость людей, разделённых ненавистью и враждой.
Например, можно обратиться к сцене казни чернецовцев (часть 5, глава 12), поражающей подробностями убийства офицеров подтёлковцами. Обратите внимание, что творимое зверство не принимается Мелеховым, но оправдывается Минаевым, который объясняет происходящее с позиции победившего класса, «революционного гуманизма».
Обратитесь к сцене казни подтёлковцев (часть 5, глава 30) – она становится зеркальной по отношению к предыдущей. Теперь казнят красноармейцев. Григорий Мелехов воспринимает это как справедливое возмездие, но в душе не может оправдать ни тех, ни других, думая: «Народ стравили!»
Примеров обоюдной жестокости противоборствующих сторон предостаточно. Важно сказать о том, что Шолохов показывает войну как великую народную трагедию, которой нет оправдания. Заявляя свою гуманистическую позицию, автор рисует символическую картину, которой завершается 2 книга романа. Здесь появляется старик, построивший часовню над могилой, самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь. Здесь сталкиваются жизнь и смерть, высокое и вечное – трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу живущей по своим естественным законам природы. Слова, написанные славянской вязью на часовне, становятся призывом к единению и миру: «Не осудите, братья, брата!». Они и являются нравственным кредо писателя, который не оправдал и не воспел Гражданскую войну. Отвергая кровопролитие, Шолохов противопоставляет ему гармонию вечного, бескрайнего мира, в котором должно победить добро.
Вариант сочинения
Действие романа М. А. Шолохова начинается в 1912 г. Мирная и спокойная жизнь казачества напоминает течение самого «тихого Дона». Подобно волнам могучей реки, поколение за поколением сменяют друг друга, следуя одним и тем же правилам и традициям.
Картина всеобщего умиротворения резко нарушается грозным призывом «Сполох!», моментально превращающим донские земли в растревоженный муравейник. Масштабы несчастья еще не осознаны большинством людей: «Супротив нас какая держава на ногах устоит?» Размышляющие таким образом казаки даже не подозревают, что «на ногах не устоит» сама Российская империя.
«Сполох», охватив поначалу Европу, перекинется на российские территории. Если на западных фронтах казакам будет противостоять чужой по языку, вере, всему образу жизни противник, то дома в роли кровного врага выступит сосед, брат, отец. На протяжении долгих восьми лет большинство мужчин не сможет выпустить из рук оружие, сделав своей основной «профессией» убийство людей.
Основная часть романа резко противопоставлена счастливому и беззаботному началу. Самым ужасным следствием войны становится даже не гибель людей, а уничтожение нормальных человеческих взаимоотношений, разрушение родственных и семейных связей, чудовищная трансформация сознания людей.
На протяжении всего произведения Шолохов подчеркивает, что как белое, так и красное казачество испытывает к войне лютую ненависть. За исключением отдельных извергов, чувствующих наслаждение от вида крови, простые люди мечтают о возвращении к нормальной жизни и сельскому хозяйству. В конце концов для рядового «пушечного мяса» все призывы о величии самодержавия или идеалах коммунизма остаются далекими и непонятными. Люди остаются пешками в кровавой игре царских генералов и революционных фанатиков.
В начале Первой мировой войны подавляющая часть населения Российской империи разделяла «шапкозакидательские» настроения. Веру в неизбежную быструю победу хранило воинственное казачество. «Ложкой дегтя» выглядит страшное пророческое обращение пьяного старика к уезжающим на фронт казакам: «Милая ты моя… говядинка!».
Одна из самых ярких сцен Первой мировой войны в романе — описание «подвига» Крючкова: «люди… в животном ужасе натыкались, сшибались… уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека».
Мучительная ломка человеческого сознания на войне ярко раскрывается в образе Григория Мелехова. Совершив первое «законное» и поощряемое убийство врага, он долго не может забыть о нем. Полной противоположностью «мягкому сердцем» Григорию выглядит Чубатый и его рассуждения: «Ты — казак, твое дело — рубить, не спрашивая».
Чтобы остаться в живых, Григорий вынужден принимать суровые законы войны и черстветь душой. При этом он не может согласиться с прямолинейностью Чубатова. Мелехов проявляет незаурядное мужество и хладнокровие, но при этом критически оценивает все происходящее. Ему отчетливо видна пропасть, отделяющая командный состав и знать от ежедневно гибнущих тысячами рядовых солдат.
Первым «бунтом» Григория становится его «чудовищная, непростительная выходка в присутствии высокой особы» в госпитале. К этому его подтолкнули не только собственные раздумья, но в большей степени разговоры с Гаранжой. Украинский пулеметчик занес в сознание Григория новые «истины» о сути войны.
Большевистская пропаганда в армии падала на благодатную почву. Неудачи на фронтах, невиданные прежде масштабы гибели и разрушений, тяжелая ситуация с продовольствия и снабжением, затяжной характер «окопной» войны вели к росту недовольства. Неумелые действия царского и Временного правительств еще больше усугубили положение. Массовое дезертирство стало закономерным результатом и единственным выходом для многих людей, измученных страшной войной.
В годы Гражданской войны мучительный поиск Григорием Мелеховым правды приобретает главное значение для понимания всего смысла романа. Вернувшиеся домой казаки мечтали о том, что жизнь постепенно войдет в нормальное русло. Однако их надеждам было не суждено сбыться. Война пришла не просто на их земли, но буквально ворвалась в каждый дом.
Люди втягиваются в братоубийственную войну невольно. Взаимное насилие и преступления растут подобно снежному кому, вовлекая все новых и новых участников, которыми двигает желание мести. При этом втянутые в кровавый водоворот противники с горечью продолжают обращать особое внимание на остатки мирной жизни. Например, «хозяйственный» большевик Лагутин, даже оказавшись в окружении, отвлекается на коровье стадо.
Переходы Мелехова от одного лагеря к другому, его «метания» — лишь самый яркий образец всеобщего разброда в мыслях. Убежденный сторонник старого режима Пантелей Прокофьевич умиляется до слез на выборах Краснова войсковым атаманом, однако вид победного шествия немецких войск вновь заставляет его задуматься о правильности выбранного казачеством пути.
О роковом расколе казачества образно высказывается Петро Мелехов в разговоре с братом: «Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное!» Петро не называет конкретных виновников, он и сам не знает этих «гадов». Оказавшись в белом лагере (попав «на свою борозду»), Петро отказывается от «шатаний» брата. Старшему Мелехову легче идти по жизни и переносить все ужасы войны.
Григорий отличается от Петра склонностью к постоянным сомнениям. Даже в отношении врагов он задает себе вопросы: «А что за люди? А какие они?». Григорий отказывается от расправ над пленными, строго карает за мародерство («За такие штуки на германском фронте людей расстреливали!»). Такая мягкость становится причиной его разжалования в рядах белого движения.
При временном установлении Советской власти Григорий не может избавиться от других вопросов и жестко ставит их перед Иваном Алексеевичем: «Чего она даст нам казакам? …Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает!.. Что коммунисты, что генералы — одно ярмо».
Избавиться от противоречивых раздумий Григорию ненадолго удается после смерти брата. Охватившая его душу жажда мести позволяет забыть о жалости и справедливости.
Неопределенность позиции Григория в конце концов приводит его к бандитам. В банде Фомина он начинает понимать, что единственный выход из порочного круга — любой ценой вернуться к мирной жизни.
Возвращение Григория к «воротам родного дома» сближает финал эпопеи с началом — описанием «мелеховского двора». Место осталось прежним, но главному герою пришлось пройти через все «круги Ада», потерять почти всех близких людей, зачерстветь душой и сердцем. В основе всех бед и потрясений Григория лежит одна причина — война. Это страшное бедствие искалечило судьбы нескольких поколений, став великой трагедий народа.