Изображение войны в романе «Тихий Дон»

Военная тема в романе в целом

Действие романа М. А. Шолохова начинается в 1912 г. Мирная и спокойная жизнь казачества напоминает течение самого «тихого Дона». Подобно волнам могучей реки поколение за поколением сменяют друг друга, следуя одним и тем же правилам и традициям.

Картина всеобщего умиротворения резко нарушается грозным призывом «Сполох!», моментально превращающим донские земли в растревоженный муравейник. Масштабы несчастья еще не осознаны большинством людей: «Супротив нас какая держава на ногах устоит?». Размышляющие таким образом казаки даже не подозревают, что «на ногах не устоит» сама Российская империя.

«Сполох», охватив поначалу Европу, перекинется на российские территории. Если на западных фронтах казакам будет противостоять чужой по языку, вере, всему образу жизни противник, то дома в роли кровного врага выступит сосед, брат, отец. На протяжении долгих восьми лет большинство мужчин не сможет выпустить из рук оружие, сделав своей основной «профессией» убийство людей.

Основная часть романа резко противопоставлена счастливому и беззаботному началу. Самым ужасным следствием войны становится даже не гибель людей, а полная ликвидация нормальных человеческих взаимоотношений, разрушение родственных и семейных связей, чудовищная трансформация сознания.

На протяжении всего произведения Шолохов подчеркивает, что как белое, так и красное казачество испытывает к войне лютую ненависть. За исключением отдельных извергов, чувствующих наслаждение от вида крови, простые люди мечтают только о возвращении к нормальной жизни и сельскому хозяйству. В конце концов для рядового «пушечного мяса» все призывы о величии самодержавия или идеалах коммунизма остаются далекими и непонятными. Люди остаются пешками в кровавой игре царских генералов и революционных фанатиков.

Изображение войны в романе "Тихий Дон"

Первая мировая война

В начале войны подавляющая часть населения Российской империи разделяла «шапкозакидательские» настроения. Веру в неизбежную быструю победу хранило воинственное казачество. «Ложкой дегтя» выглядит страшное пророческое обращение пьяного старика к уезжающим на фронт казакам: «Милая ты моя… говядинка!».

Одна из самых ярких сцен Первой мировой войны в романе — описание «подвига» Крючкова: «люди… в животном ужасе натыкались, сшибались… уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека».

Мучительная ломка человеческого сознания на войне ярко раскрывается в образе Григория Мелехова. Совершив первое «законное» и поощряемое убийство врага, он долго не может забыть о нем. Полной противоположностью «мягкому сердцем» Григорию выглядит Чубатый и его рассуждения: «Ты — казак, твое дело — рубить, не спрашивая».

Чтобы остаться в живых, Григорий вынужден принимать суровые законы войны и черстветь душой. При этом он не может согласиться с прямолинейностью Чубатова. Мелехов проявляет незаурядное мужество и хладнокровие, но при этом критически оценивает все происходящее. Для него отчетливо видна пропасть, отделяющая командный состав и знать от ежедневно гибнущих тысячами рядовых солдат.

Первым «бунтом» Григория становится его «чудовищная, непростительная выходка в присутствии высокой особы» в госпитале. К этому его подтолкнули не только собственные раздумья, но в большей степени разговоры с Гаранжой. Украинский пулеметчик занес в сознание Григория новые «истины» о сути войны.

Большевистская пропаганда в армии падала на благодатную почву. Неудачи на фронтах, невиданные прежде масштабы гибели и разрушений, тяжелая ситуация с продовольствия и снабжением, затяжной характер «окопной» войны вели к росту недовольства. Неумелые действия царского и Временного правительств еще больше усугубили положение. Массовое дезертирство стало закономерным результатом и единственным выходом для многих людей, измученных страшной войной.

Гражданская война

В годы Гражданской войны мучительный поиск Григорием Мелеховым правды приобретает главное значение для понимания всего смысла романа. Вернувшиеся домой казаки мечтали о том, что жизнь постепенно войдет в нормальное русло. Однако их надеждам было не суждено сбыться. Война пришла не просто на их земли, но буквально ворвалась в каждый дом.

Люди втягиваются в братоубийственную войну невольно. Взаимные насилия и преступления растут подобно снежному кому, вовлекая все новых и новых участников, которыми двигает одно желание мести. При этом втянутые в кровавый водоворот противники с горечью продолжают обращать особое внимание на остатки мирной жизни. Например, «хозяйственный» большевик Лагутин, даже оказавшись в окружении, отвлекается на коровье стадо.

Переходы Мелехова от одного лагеря к другому, его «метания» — лишь самый яркий образец всеобщего разброда в мыслях. Убежденный сторонник старого режима Пантелей Прокофьевич умиляется до слез на выборах войсковым атаманом Краснова, однако вид победного шествия немецких войск вновь заставляет его задуматься о правильности выбранного казачеством пути.

О роковом расколе казачества образно высказывается Петро Мелехов в разговоре с братом: «Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное!». Петро не называет конкретных виновников, он и сам не знает этих «гадов». Оказавшись в белом лагере (попав «на свою борозду»), Петро отказывается от «шатаний» брата. Старшему Мелехову легче идти по жизни и переносить все ужасы войны.

Григорий отличается от Петро склонностью к постоянным сомнениям. Даже в отношении врагов он задает себе вопросы: «А что за люди? А какие они?». Григорий отказывается от расправ над пленными, строго карает за мародерство («За такие штуки на германском фронте людей расстреливали!»). Такая мягкость становится причиной его разжалования в рядах белого движения.

При временном установлении советской власти Григорий не может избавится от других вопросов и жестко ставит их перед Иваном Алексеевичем: «Чего она даст нам казакам? …Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! …Что коммунисты, что генералы — одно ярмо».

Избавиться от противоречивых раздумий Григорию ненадолго удается после смерти брата. Охватившая его душу жажда мести за Петро позволяет забыть о жалости и справедливости.

Неопределенное позиция Григория приводит его в конце концов к простым бандитам. В банде Фомина он начинает понимать, что единственный выход из порочного круга — любой ценой вернуться к мирной жизни.

Авторский приговор войне

Возвращение Григория к «воротам родного дома» сближает финал эпопеи с началом — описанием «мелеховского двора». Место осталось прежним, но главному герою пришлось пройти через все «круги Ада», потерять практически всех близких людей, зачерстветь душой и сердцем. В основе всех бед и потрясений Григория лежит одна причина — война. Это страшное бедствие искалечило судьбы нескольких поколений. Последствия двух войн будут его еще долго сказываться в жизни людей всей страны.

Текст: Елена Бочкова, 26.5k 👀