Тихий дон • роман

краткая информация
Автор: Шолохов М.А. | Дата публикации: 1940 | Форма произведения: роман | Жанр: военный, драма | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: более 15 часов | Экранизация: фильм (СССР, 1957 год, реж. Сергей Герасимов) | Герои произведения: Григорий Мелехов, Аксинья Астахова, Наталья Коршунова (Мелехова), Дарья Мелехова, Евгений Листницкий, Дмитрий Коршунов, Степан Астахов, Пётр Мелехов, Михаил Кошевой, Пантелей Прокофьевич Мелехов, Василиса Ильинична Мелехова, Дуняша Мелехова | Темы: верность и предательство, власть, внутренняя борьба, война и мир, героизм, гордость и смирение, добро и зло, дружба, жадность, жизнь и смерть, конфликт поколений, любовь и ненависть, материнство, месть и великодушие, мечта, милосердие и жестокость, образование и воспитание, ответственность, патриотизм, религия и бог, самопожертвование, свобода, смелость и трусость, смысл жизни, человек и общество

«Тихий Дон» – большое эпическое произведение М. А. Шолохова, отображающее целую историческую эпоху в жизни страны и народа – империалистическую войну, февральскую и октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу народа за власть Советов. Жанр: роман-эпопея. Годы написания: 1925–1940. Первая публикация: роман публиковался частями по мере написания: тома 1–3 опубликованы в журнале «Октябрь» в 1928–1832 гг., том 4 – в журнале «Новый мир» в 1940 г. Литературное направление: реализм. 

История создания

Шолохов писал роман в течение 15 лет с большими перерывами. Первые наброски к будущему роману Михаил Александрович сделал в 1925 году. К тому моменту молодой автор уже опубликовал несколько рассказов и готовил к печати свой первый сборник малой прозы «Донские рассказы». Сначала писатель планировал написать произведение об участии казаков в походе генерала Корнилова на Петроград. Повесть, над которой работал Шолохов, должна была называться «Донщина». Однако он быстро отказался от этого замысла и расширил действие с 1912 по 1922 год.

Начал я писать роман в 1925 году. Причём я первоначально не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса… Начал с этого… Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то… Для читателя останется непонятным – почему же казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что это за Область Войска Донского? Не выглядит ли она для читателя некоей terra incognita… Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе. Когда план созрел, – приступил к собиранию материала. Помогло знание казачьего быта…

«Известия», 31 декабря 1937

Работу над новой версией «Тихого Дона» Шолохов начал 6 ноября 1926 года (об этом говорит пометка на первом листе рукописи). Следующие два года писатель собирал материалы в библиотеках и архивах, изучал историю донского казачества, мемуары генералов, встречался с реальными участниками Гражданской войны на Дону. Первый том романа был завершён к весне 1927 года, второй – через год, к началу 1928-го. Ещё через год был окончен третий том, но его публикация, начатая в 1929 году, по ряду причин была остановлена и возобновилась только в январе 1932-го. Дольше всего Шолохов работал над четвёртой книгой: о намерении писать продолжение он заговорил ещё в 1932 году, но завершена книга была только в 1940-м.

Публикация романа

Завершив первый том в конце 1927 года, Шолохов приехал в Москву и отдал рукопись главному редактору журнала «Октябрь» А. Серафимовичу. В течение 1928 года в «Октябре» были напечатаны все части первого и второго томов романа. В первом номере «Октября» за 1929 год появилась шестая часть, но после этого у начались трудности с публикацией. Причин было несколько. Первая – обвинения Шолохова в плагиате. Вторая – смена руководства в редакции «Октября»: лояльного Серафимовича сменил А. Фадеев, который требовал внести в третий том значительные правки. Он хотел, чтобы автор убрал сцены метаний Григория между красными и белыми. А. Фадеев настаивал на том, чтобы главный герой занял позицию большевиков. Делать это Шолохов отказывался.

Во многом для того, чтобы опубликовать продолжение «Дона», Шолохов в этот период пишет «Поднятую целину». Наконец, в 1931 году Шолохов обратился с просьбой о помощи к М. Горькому, который организовал ему встречу со Сталиным. Иосиф Виссарионович наконец разрешил дальнейшую публикацию романа. С января по октябрь 1932 года третий том публикуется главами в «Октябре», а в 1933-м вышло первое отдельное издание всех трёх томов. Части четвёртого тома начали появляться в печати лишь спустя четыре года и уже в другом журнале – «Новом мире». А ещё через три года – с февраля по март 1940-го – там же была напечатана финальная, восьмая часть эпопеи.

Уже в начале 1930-х гг. «Тихий Дон» переводился на иностранные языки. Он издавался в Германии, Франции, Чехословакии, Испании, Швеции, Китае, Дании, Венгрии, Англии, Америке. Возвращаясь из зарубежных поездок и отмечая большой интерес к советской литературе за границей, А. Толстой сообщал, что особенно хорошо там знают Шолохова.

Жанровое своеобразие

«Тихий Дон» – роман-эпопея. В центре повествования – герои, на судьбу которых оказывают влияние реальные исторические события, войны и революции. В произведении описывается большое количество человеческих судеб, даются уникальные и неповторимые характеры. Главными особенностями романа являются:

  • огромный временной отрезок (с 1912 по 1922 года);
  • большое количество действующих лиц (около 700), представляющих самые различные слои населения (казаки, белогвардейцы, красные комиссары, купцы, помещики-дворяне и т.д.);
  • широко охвачено пространство (Донщина, Галиция, Восточная Пруссия, Нарва, Могилёв, Москва, Быхов, Петроград, Кубань, Новороссийск);
  • исторические лица (И. Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Ф. Подтелков, член ревкома казак М. Кривошлыков; генера­лы Л. Корнилов, А. Каледин, П. Краснов);
  • события, определившие дальнейшую судьбу России, мира и казачества (Первая мировая и гражданская война, Октябрьская революция 1917 года, Корниловский мятеж, восстание генерала Каледина, Верхнедонское восстание);
  • слияние судеб простых людей с событиями мирового масштаба; герои становятся участниками исторических событий не по праву рождения, а благодаря стечению обстоятельств и собственным усилиям;
  • моноцентричность романа – один главный персонаж, Григорий Мелехов, вокруг которого и развивается сюжетная линия.

Кроме того, роману присущи черты исторического романа, семейно-бытового романа, черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала. Не случайно М.А. Шолохов в беседе со шведскими студентами в декабре 1965 г. подчеркивал: «… Я не отходил от истины. И если в текст романа попадали биографические черты, то они полностью совпадали с действительностью».

Художественное своеобразие

Самая яркая отличительная черта романа – язык. Проза Шолохова выделяется среди общей массы произведений того времени. Рассмотрим некоторые детали, характерные для романа «Тихий Дон»:

  1. Южные регионализмы. Герои говорят на характерном для их местности языке. Например: «вечерять», «здорово дневали», «гутарить», «станичники», «хучь трошки», «зараз», «кубыть». Эти слова делают язык романа живым, передающим яркий колорит донской местности. Такой язык характерен не только для персонажей, но и для повествователя. Первые два тома почти полностью написаны на южном наречии, в третьем и четвёртом томе красочных регионализмов гораздо меньше.
  2. Казачьи песни. Песни – это важная часть поэтики романа. Две песни вынесены в эпиграф. Строки первой показывают трагический контраст между мирной и военной жизнью казаков. Вторая песня со словами «Ой, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь?» как бы объясняет название произведения: Дон – река, вокруг которой построена жизнь донских казаков, его течение неумолимо, тихим он кажется только на поверхности. Звучат в тексте и другие песни, сопровождая быт героев: поют казаки у костра, женщины поют колыбельные.
  3. Точность описания событий, эмоций, физиологии. Благодаря этому достигается достоверность текста. Автор в подробностях передаёт запахи и звуки, приближаясь к натурализму. Например: «Аксиньины пальцы пахнут парным коровьим молоком; когда поворачивает Григорий голову, носом втыкаясь Аксинье в подмышку, – хмелем невыбродившим бьёт в ноздри острый сладковатый бабий пот»; раненый офицер «истекает кровью и мочой».
  4. Пейзаж. Проникновенно и поэтично изображает автор природу, он замечает все детали и все события в ней – движение реки, степь, разнотравье, зори и закаты. С помощью олицетворений и метафор автор создаёт образ одушевлённой природы. Эпитеты и сравнения делают описания выразительными. Природа в романе тесно связана с жизнью героев, их внутренним миром. Всё это позволяет говорить о психологической функции пейзажа. Любовь Аксиньи и Григория начинается со страшной грозы, как бы предрекая нелёгкую судьбу этих отношений. Проклятия Натальи за обиды мужа тоже звучат во время грозы, предшествуя смерти героини. Параллелизм состояний природы и человека постоянно встречается в тексте: замершая степь в ожидании перемен, ощущение красоты мира героями после болезней и пережитых трудностей, гусь, отделившийся от стаи, олицетворяющий потерянность главного героя. В поэтике пейзажей широко использована фольклорная символика. Для поэтики пейзажей, связанных с судьбой главных героев, характерен тёмный, чёрный цвет, свидетельствующий о печали, утратах. Это образы чёрной тучи, чёрной тишины, чёрной полыни, тёмного леса, чёрной, выжженной палами степи, чёрного неба и чёрного диска солнца.
  5. Экспрессионистские образы. Самый запоминающийся – чёрное солнце, которое видит Григорий после гибели Аксиньи.
  6. Максимальная цветовая конкретика (чёрные руки казаков, лиловые сумерки, винно-красный восход, синие белки глаз, далёкое фиолетовое небо).
  7. Обилие цитат. Есть не только косвенные отсылки к другим текстам, но и прямые. Некоторые из них используются как характеристика персонажей.
  8. Приём антитезы. Шолохов всё время сопоставляет войну и мир, жизнь и смерть: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…». Григорий Мелехов мечется между белыми и красными, между Аксиньей и Натальей, между чувствами и долгом.
  9. Сравнения («Побелел весь, ощерился, как волк, а зубов у него полон рот, не меньше сотни…»; «Серый какой-то стал, как бирюк»; «Иду вот к чужой жене на побывку, без угла, без жилья, как волк буерачный»).
  10. Эпитеты («коршунячий» нос Григория, «огнистые» глаза Аксиньи, «вечно смеющиеся глаза» Чубатого и т.д.).
  11. Массовые сцены. Коллективный портрет, многоголосый диалог создают образ многоликой народной массы, объединённой общим событием, но состоящей из индивидуальных человеческих характеров.
  12. Обилие фразеологических оборотов. Многие фразеологизмы изменены: «Паны дерутся, а у холопов чубы трясутся» (вместо «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат»), «На чужой роток нечего накидывать платок» (вместо «На чужой роток не накинешь платок», «Укатали сивку» (вместо «Укатали сивку крутые горки»), «К куме на крестины» (вместо «К теще на блины»), «На кудыкино поле» (вместо «На Кудыкину гору») и т.д.

Смысл названия

В названии «Тихий Дон» заложено традиционное уважительное обращение к могучей реке. Об этом свидетельствует эпиграф к роману, взятый из старинных казачьих песен («батюшка тихий Дон»). Тем самым Шолохов подчеркивает неразрывную связь своего романа с народом, его преданиями и обычаями. Именно из песен писатель берёт важную тему казачьей земли как свободной и опасной территории, которая живёт по своим, неведомым чужакам законам. Оттуда же в роман приходит и сам эпитет «тихий». Дон – скрытая, мутная, незаметная сила. Дон в романе – не столько место действия, сколько ключевой образ. Вокруг него компонуются самые важные сцены – начиная со встречи Григория с Аксиньей и кончая её гибелью; в нём топится Дарья; в его воды Григорий в финале выбрасывает свою винтовку и пистолет.

Система образов

Главные герои

  1. Григорий Мелехов – донской казак, у него противоречивый характер; горячий, гордый, напористый, с обострённым чувством справедливости, независимый и свободолюбивый.
  2. Аксинья Астахова – донская казачка, возлюбленная Григория; красивая и яркая женщина; ласковая, хозяйственная, страстная и смелая.
  3. Наталья Мелехова (Коршунова) – донская казачка, законная жена Григория Мелехова; добрая, работящая, скромная, наполненная душевным благородством.

Второстепенные персонажи

  • Степан Астаховсосед Мелеховых и муж Аксиньи; мстительный человек.
  • Пантелей Прокофьевич – отец Григория; горячий и вспыльчивый, предан монархии, уважает традиции казаков и ратует за патриархат.
  • Василиса Ильинична Мелехова – мать Григория; мудрая, терпеливая и покорная женщина.
  • Пётр Мелехов – старший брат Григория; хозяйственный, добрый, смирный, покладистый, открытый, но пытается из всего извлечь выгоду.
  • Дарья Мелехова – жена Петра; ленива, цинична, легкомысленна, развязна, постоянно изменяет мужу.
  • Дуняшка Мелехова – сестра Григория; работящая, практичная, сообразительная, способная к сильной любви.
  • Михаил Кошевой – возлюбленный и муж Дуняшки, друг детства главного героя; упорный, трудолюбивый; он большевик, что разводит его с Григорием.
  • Мирон Григорьевич Коршунов – богатый казак, друг и сват Пантелея Прокофьевича Мелехова, тесть Григория.
  • Марья Лукинична Коршунова – жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена.
  • Дмитрий Коршунов – друг детства Григория Мелехова, брат его жены Натальи; строптивый, гордый, резкий человек.
  • Евгений Листницкий – дворянин, казак; служит центурионом атаманского полка; любовник Аксиньи.
  • Николай Алексеевич Листницкий – казачий генерал в отставке, владелец имения Ягодное, отец Евгения.
  • Хрисанф Токин (Христоня) – крупный неповоротливый казак, служивший в атаманском полку.
  • Сергей Платонович Мохов – состоятельный купец.

Большое значение имеют «идейные» персонажи, которые борются за власть рабочих и крестьян: И. Штокман, И. Бунчук, Иван Алексеевич (Котляров), А. Гаранжа и другие.

Тематика и проблематика

Тема Проблема
1. Человек и война Шолохов осуждает войну, которая несёт лишь разрушения и озлобление, ломает судьбы. Война бесчеловечна и бессмысленна. Война, несущая новую жизнь, настолько сильно и беспощадно разрушает людские судьбы, что оставшиеся в живых уже не хотят той самой новой, лучшей жизни. В конце эпопеи Григорий, вокруг судьбы которого выстроена вся сюжетная линия, остаётся один, непонятый, непринятый новым миром. И это противостояние одного человека целой эпохе – тоже проблема, представленная Шолоховым в романе.
2. Родина По мнению автора, Отечество – это родной хутор, дом, семья. Это место, которое хочется защищать, чтобы потом в него вернуться. Вот одна из причин метаний Мелехова: он думал о справедливости, но ещё и о том, как очередной режим повлияет на его отчизну, за которую стоит биться до конца.
3. Выбор человека

 

Главный герой не может выбрать какую-либо сторону, потому что в убийстве своего же народа, в крови и несправедливости с любой стороны, крайне мало хорошего. Но жизнь заставляет выбирать, даже когда этого не хочется. В узком смысле проблема выбора встаёт перед Григорием в любви, он не может выбрать одну женщину: страсть к Аксинье не отпускает, но и Наталья вызывает теплые чувства.
4. Любовь Проблема взаимоотношений мужчины и женщины представлена в романе достаточно ярко и здесь не только Аксинья и Григорий, но и его жена Наталья, и Евгений Листницкий. Сложные запутанные отношения не под силу разрешить им самим и попытки других людей вмешаться в их жизнь не приводят к добру.
6. Нравственные ценности Проблема раскрывается автором с традиционной стороны: он осуждает войну, убийства, распутство и измены, подлость и трусость. Шолохов провозглашает вечные нравственные ориентиры: семью, Родину, любовь и правду. Григорий Мелехов не хочет участвовать в войне, он не хочет убивать близких людей, он даже жалеет Кошевого и Ивана Алексеевича, которые были его ярыми противниками. С помощью образа центрального персонажа писатель утверждает принципы сострадания, милосердия и любви ко всем представителям человеческого рода.
7. Взаимоотношение поколений отцов и детей Проблема отцов и детей встаёт перед нами в семье Мелеховых. Пантелей Прокофьевич – отец авторитарный, он – глава семьи, все решения принимает он, а ему никто не может возражать, даже взрослые сыновья. Но постепенно герой теряет свою власть, в этом есть символическое значение, так как все происходит во время гражданской войны: революционные события изменили и традиционные семьи.
8. Женская доля Шолохов показывает женскую жизнь как череду страданий и лишений. Символом и олицетворением женских страданий становится Василиса Ильинична. Эта казачка состарилась и потеряла здоровье из-за побоев и грубости мужа-пьяницы. Лишь любовь к детям способна сгладить мучения женщины, которые только усиливаются с началом исторических катаклизмов.
9. Семья

 

Семья, по мнению Шолохова, – самая важная часть жизни человека. Большой трагедией для автора становится распад семьи Мелеховых с началом гражданской войны. Два брата стоят по разные стороны конфликта; отец придерживается консервативной позиции, а дочь влюбляется в революционера. Все эти противоречия разрушают семью. Но Григорий постоянно хочет вернуться в семью, забыть о войнах и крови и насладиться крестьянским бытом. Даже в будничных заботах заключена глубинная любовь всей семьи и покой.
10. Социальное неравенство В романе-эпопее поднимается проблема социального неравенства, при котором общество делится на богатых и бедных. Именно в результате противоречий между этими слоями разворачиваются революционные события. Народ хочет обрести счастливую жизнь, но большинство людей не понимает, на чьей стороне находится истина. Автор на протяжении всего повествования особое внимание уделяет метаниям Григория Мелехова, который не знает, к какой стороне «прислониться».

Композиция произведения

Роман состоит из четырёх томов. Историческая основа произведения подчеркнута делением книг на части (всего их восемь), многие из которых начинаются точным указанием времени действия, например: «В апреле 1918 г. на Дону завершился раздел». Действие охватывает большой и насыщенный событиями временной промежуток (1912–1922 гг.). Читатель знакомится с главными героями незадолго до начала Первой мировой войны. Конец произведения приходится на завершающую стадию Гражданской войны. Центральное место действия – области казачьего Донского войска. Всё это обусловило наличие большого количества сюжетных линий. Повествование развивается в хронологической последовательности. Важнейшим композиционным принципом становится чередование в изображении борющихся лагерей. Перекрестное изображение событий и людей, оказавшихся на противоположных полюсах борьбы, начинает как бы оттенять промежуточное положение мятущегося, неуверенного в правильности избранного пути Григория Мелехова. «Тихий Дон» – анализ трагедии революции, её бессмысленности и ужаса. В основе композиции лежит семейный принцип: судьба Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Лесницких (судьба дворянства в революции).

Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний. Сюжет держится на образе главного героя. Его образ центральный, сюжетообразующий. Через эволюцию его мировоззрения мы приходим к идее произведения.

Конфликт

Мелехов и война. Главный герой – казак, он рождён для несения военной службы. Но в Григории сильны противоречия по отношению к войне и убийствам. Первое убийство на войне коверкает его душу. В конце концов, война ломает Мелехова, он пытается забыться в пьянстве, разгуле, но в итоге лишь убивает невинных матросов в порыве охватившего его безумия.

Мелехов и мир. Противопоставляется отношение героя к войне и миру. Для Григория мир – это труд, дом, семья, красота Дона. Мелехов трудолюбив, силён, готов браться за любую работу. Герой глубоко привязан к родной земле и мучительно переживает свою оторванность от неё, невозможность заниматься мирным трудом. Особенно тяжело на войне для него видеть, что на земле не работают, а воюют. В конце концов герой возвращается именно к родному дому и сыну.

Мелехов и любовь. В отношениях с женщинами герой стремится оставаться честным. Полюбив Аксинью, он не скрывает своего чувства ни перед кем. Отец вынуждает Григория женится, чтобы не позорить семью, но и здесь герой соглашается лишь потому, что Наталья приходится ему по душе. Чувства и долг – то противоречие, в котором постоянно оказывается герой в отношениях с женщинами. Аксинья – олицетворение отчаянного и страстного чувства, толкающего героя на самые безрассудные поступки. Наталья – олицетворение семьи, верности, связи с домом и детьми. Но герой, разрываемый тяжёлым выбором, губит обеих женщин.

Мелехов и революция. Григорий не делает выбора между белыми и красными, исходя из личных интересов, для него действительно важна сама идея. Но столкнувшись с несправедливостью, он уходит искать свой путь, свою правду. Ему отвратительны расправы с обеих сторон, жестокость, насилие и самосуд. Всё это приводит к тому, что Григорий воюет то на стороне красных, то на стороне белых, оказывается среди повстанцев и, в конце концов, даже в банде грабителей.

Основная мысль

Автор правдиво рисует картины военного времени: чудовищные убийства и страшные травмы, физические и духовные. Шолохов показывает жизнь донского казачества такой, какой она была на самом деле. Ещё более чудовищная война – гражданская, братоубийственная. Большинство персонажей либо потеряли жизни в результате беспощадных военных действий, либо потеряли смысл жизни. Одна из главных идей книги – война противоестественна для человека. Смысл всего романа заключён в последнем эпизоде, когда измученный Григорий возвращается домой после долгих лет скитаний, войны и крови. Он встречает своего сына, узнаёт, что его дочь умерла, берёт мальчика на руки и понимает, что в этом ребёнке заключено всё, что у него осталось. Дом, семья, Родина – истинные ценности, именно это самое главное и самое вечное, в родные места стоит стремиться, потому что все остальное проходит и не является важным.

Критика

После публикации первых частей «Тихого Дона» в «Октябре» в 1928 году советская критика и коллеги Шолохова приняли роман вполне восторженно. Они отметили высокий художественный уровень книги, способность к обобщению и тонкую наблюдательность автора. Роман получил блестящие отзывы от А. Серафимовича и М. Горького.

Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орелик, желтоклювый, а крылья размахнул. И всего-то ему без году неделя. Всего два-три года чернел он чуть заметной точкой на литературном просторе. Самый прозорливый не угадал бы, как уверенно вдруг развернется он. Неправда, люди у него не нарисованные, не выписанные – это не на бумаге. А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему.

А. Серафимович

Книгу высоко оценили как советские читатели, так и часть зарубежной, эмигрантской читательской аудитории. Другие её круги, традиционно причисляемые к «элитарной» (Н. Н. Берберова, И. А. Бунин, З. Н. Гиппиус, В. В. Набоков, В. Ф. Ходасевич) откликнулись на роман по-разному: от сдержанно-позитивного отзыва до пренебрежительно-кратких рецензий. Сразу после того, как начались трудности с публикацией «Тихого Дона», в печати стали появляться обличительные статьи о романе и его авторе. Так, А. Солженицын выдвигал версию о том, что такой молодой и неопытный писатель как Шолохов, не может быть автором такого глубокого по смыслу и масштабного по объёму произведения. Однако по распоряжению Сталина была создана комиссия, занимавшаяся расследованием этого вопроса, которая подтвердила авторство Шолохова.

Во многом причиной враждебного отношения официальной советской критики был действительно благодушный приём романа в эмигрантских кругах. Г. В. Адамович в статье, опубликованной в нью-йоркском «Новом русском слове», писал:

У Шолохова, несомненно, большой природный талант. Это чувствуется со вступительных страниц «Тихого Дона», это впечатление остаётся и от конца романа…

 Бертольт Брехт подчёркивал своё восхищение Шолоховым:

Восхищён Вашими великими романами, из которых мы так много узнаем об этой чудесной стране.

Ваш Б. Брехт.

Краткое содержание

Книга 1. Часть 1

Пантелей Прокофьевич Мелехов. Кадр из фильма «Тихий Дон». 1958

Прокофий Мелехов вернулся с турецкой войны с женой турчанкой. Семья была против их женитьбы, но он выстроил домик на окраине деревни и постепенно обзавелся хозяйством. Вскоре у Прокофия родился сын Пантелей, очень похожий внешностью на свою мать. Повзрослев, он увлекся работой по хозяйству и всячески помогал отцу, трудясь с ним на равных. Через некоторое время Пантелей сыграл свадьбу с казачкой Василисой. У них родилось два сына – Петр и Григорий – и дочь, Дуняша. Петр больше походил на мать – светлый да курносый, а во внешности второго сына Григория ярко проявились турецкие корни. Все потомки Прокофия Мелехова были прозваны на хуторе «турками».

Однажды после рыбалки Пантелей заговорил с Григорием об Аксинье – жене их соседа. На хуторе поговаривали, что молодой человек ухаживает за ней, и отец велит ему прекратить это.

Аксинья – девушка с непростой судьбой. Когда ей было 16 лет, над ней надругался собственный отец. Через год ее выдали замуж за Степана, но и муж не стал близок Аксинье, он часто избивал несчастную девушку. Когда Григорий проявил к ней симпатию, она, не ведавшая ласки, глубоко привязалась к нему, сама же пугаясь силы своего чувства.

Григорий и Наталья. Кадр из фильма «Тихий Дон». 1958

Григорий не послушался отца и какое-то время продолжал втайне встречаться с Аксиньей, но вскоре об этой связи узнают все – и семья Григория, и Степан, и весь хутор. Тогда Пантелей решает как можно скорее женить сына на Наталье Коршуновой —  дочери уважаемого казака. Аксинья говорит, что не откажется от любви к Григорию. Тем временем Степан, который находится в отъезде в другом хуторе, размышляет над тем, как лучше отомстить жене и ее любовнику – ему уже донесли весть об измене Аксиньи. Вернувшись домой, Степан начал избивать жену прямо на улице, однако это увидели братья Мелеховы, которые набросились с кулаками на него самого. Только после измены Аксиньи Степан осознал силу любви к ней, но он не мог простить жену и продолжил бить ее каждую ночь. Аксинья же любит Григория, однако при встрече он неожиданно говорит, что с их отношениями нужно покончить. Через некоторое время Григория женят на Наталье. Она влюбилась в молодого человека, а он равнодушен к своей невесте.

Книга 1. Часть 2

Григорий и Аксинья. Иллюстрация О. Верейского

Совсем скоро Григорий и Аксинья понимают, что не могут жить друг без друга. Пытаясь помириться с мужем, Аксинья продолжает думать о своей любви. Григорий после долгих душевных раздумий признается жене Наталье, которую хорошо приняли в доме, что не любил ее никогда. Случайно судьба сталкивает на дороге Аксинью и Григория. Они говорят друг другу слова любви. Оскорбленная Наталья собирается вернуться в родительский дом, но отец Григория против этого. Они ссорятся с сыном, и тот уходит из дома. Ночью Григорий пьет, а утром встречается с Аксиньей. Женщина беременна, но боится в этом признаться.

Аксинья вместе с Григорием уезжает работать в другой хутор. Наталья накануне Пасхи пытается свести счеты с жизнью, но Григорий к этому равнодушен. Он ошарашен другой новостью – Аксинья носит под сердцем его ребенка. Вскоре на свет появляется девочка — Танечка.

Книга 1. Часть 3

Кадр из фильма «Тихий Дон». 1958

В это время Григория вызывают на военные сборы. Там он видится с отцом. Пантелей Прокофьевич рассказывает, что Наталью с большим трудом отходили и что она будет рада его возвращению. Григория определяют в 12-ый казачий полк, и он уезжает на службу на 4 года.

Полк вплотную подходит к русско-турецкой границе, начинаются бои. В первом сражении Мелехов убивает человека. Его начинают мучать сомнения в правильности этого действия. Чубатый – новый человек в полку – насмехается над мучениями Григория,  утверждая, что погубить противника – дело святое.

В следующем сражении Мелехову пробивают голову. Родным сообщают, что он погиб, но спустя 12 дней становится ясно, что Григорий жив и награжден Георгиевским крестом за героизм. Наталья просит Аксинью вернуть ее мужа в семью. Аксинья грубо разговаривает с женщиной и доводит ее до слез.

Через некоторое время дочь Мелехова и Аксиньи умирает от скарлатины. Аксинья, находясь под давлением обстоятельств, отвечает на знаки внимания, оказываемые ей сотником Листницким.

Григорий и Листницкий. Иллюстрация С. Королькова

В лазарете Григорий много думал о самодержавии и истинных причинах войны. Он понимает, что все его представления об устройстве России рушатся. Во время прихода царской особы Мелехов грубит, за что его отправляют обратно на хутор. По пути он узнает об измене Аксиньи. После этого он избивает кнутом Листницкого, а затем бьет Аксинью и уезжает жить к Наталье.

Книга 2. Части 4-5

Гражданская война. Мелехов начинает сближаться с Чубатым, который тоже отрицает войну. У Натальи родились двойняшки, однако, несмотря на любовь семьи, Григорий не может забыть Аксинью. По возвращении на фронт он получает 4 медали и 4 георгиевских креста, потом Григорий снова получает сильное ранение.

Военные действия настораживают казаков, и они говорят, что война им надоела. Казакам сложно однозначно принимать позицию белых или красных. После прихода большевиков к власти они разъезжаются по домам.

Григорий присоединяется к красноармейцам, Отец и брат не разделяют его взглядов, но сам Григорий понимает, что воевать он больше не хочет. Из плена возвращается Степан Астахов, который пытается уговорить Аксинью вернуться в семью. Григорий вновь возглавляет полк. Однако, узнав о его белогвардейском прошлом, его снимают с командования. Он вынужден бежать с хутора, так как выходит указ о казни бывших белогвардейцев. В это время многих казаков расстреливают. Петр переходит на сторону большевиков.

Книга 3. Часть 6

Аксинья. Иллюстрация С. Королькова

Вскоре Петр сдается в плен и его убивают. Григорий Мелехов начинает пить и изменять жене. Узнав об этом, Наталья устраивает скандал. Случайная встреча Аксиньи и Григория будоражит в них давние чувства. Их роман закручивается с новой силой. Он соглашается возглавить очередной военный поход, берет с собой Аксинью, а о семье своей даже не вспоминает. Наталья заболевает тифом, и Пантелей упрекает сына в безразличии к жене.

Книга 4. Часть 7

Через какое-то время из дома приходит весть, что Наталья, выздоровевшая от тифа, прокляла мужа и избавилась от ребенка, будучи на третьем месяце беременности. Она потеряла много крови и от этого умерла, попрощавшись со всеми, кроме Григория. Вернувшись домой, он прежде всего идет на могилу жены. После ее смерти он понял, что любил и Наталью, и их детей. Чувство вины за гибель Натальи преследует Григория всю оставшуюся жизнь. Через некоторое время Григорий заболевает тифом. Примерно через месяц он поправляется, но тут от той же болезни умирает его отец. После его похорон Григорий заболевает снова, и его увозят на Кубань.

Книга 4. Часть 8

Семья Григория приближает к себе Аксинью. Вместе они ждут известий о судьбе Григория. Оказывается, что он вступил в ряды Красной армии.

Очень скоро Мелехов едет домой, мечтая вновь спокойно заниматься хозяйством. По дороге он узнает, что поднялось восстание в Воронеже. Это может плохо обернуться для него, бывшего офицера. Он собирает детей и отправляется в дом к Аксинье. Благодаря Дуняше он смог избежать расправы и покинуть хутор. Случайно он оказывается в банде Фомина – предводителя казаков, выступающих против советской власти и против прежнего строя. Народ не поддерживает банду, так как слишком устал от войн, и банда оказывается разгромленной красными. В живых остается только пятеро, включая Григория.

Умирающая Аксинья. Кадр из фильма «Тихий Дон». 1958

Вскоре Григорий находит возможность сбежать от Фомина. Они с Аксиньей планируют перебраться на Кубань, куда впоследствии хотят забрать и детей. На пути им встречается застава, они убегают, но Аксинья ранена. Рана очень тяжелая. С трудом пережив ночь, Аксинья умирает утром на руках у Григория. Похоронив ее, Мелехов видит над своей головой только черное небо.

Григорий лишился всего на этом свете. Он приезжает на хутор в начале весны. Там он берет на руки сына и понимает, что мальчик – единственное, ради чего он должен продолжать жить.

Краткое содержание по главам

Книга первая. Часть первая

Главы 1-2

На хуторе Татарском живет семья Мелеховых, в жилах которых казачья кровь смешана с турецкой. Глава семьи — крепкий старик Пантелей Прокофьевич, у которого есть два сына: Петро и Григорий. Женская половина дома состоит из старухи Ильиничны, жены Петро Дарьи и всеобщей любимицы Дуняшки. Лучший друг Григория — Митька Коршунов. Они часто проводят время вместе.

Главы 3-6

Казаки уезжают на лагерные сборы. Пользуясь отъездом Степана Астахова, Григорий начинает ухаживать за его женой — Аксиньей.

Главы 7-10

В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал отец. Через год ее выдали замуж за Астахова, который за «позор» постоянно избивал жену. Несчастной женщине было приятно внимание молодого Григория. Ночью на покосе между Григорием и Аксиньей начинается роман. Об этом узнает весь хутор. Пантелей Прокофьевич обещает как можно скорее женить непутевого сына.

Главы 11-14

Степан в лагере узнает об измене жены. Вернувшись, он начинает жестоко избивать Аксинью. На помощь к ней прибегают Григорий и Петро. С этого дня Мелеховы и Астахов — кровные враги.

Главы 15-18

Пантелей Прокофьевич сватает Григория за дочь Мирона Григорьевича Коршунова — Наталью. Отец, уступая желанию любимой дочери, соглашается.

Главы 19 -23

Аксинья не может забыть Григория. Она решается любой ценой отбить любимого. На хуторе шумно справляют свадьбу. Григорий с тоской думает о неизвестной семейной жизни.

Часть вторая

Главы 1-2

Митька Коршунов соблазняет Лизавету — дочку богатого купца Сергея Платоновича Мохова. Парень хочет загладить вину и пытается посвататься, но купец натравливает на него собак.

Главы 3-4

Наталья очень нравится старикам Мелеховым: они стараются не слишком утруждать ее работой. Григорий с тоской думает об Аксинье. В хутор приезжает необычный человек по фамилии Штокман. Он открывает в Татарском слесарную мастерскую.

Главы 5-6

Григорий в степи признается Наталье, что не любит ее. Штокман вмешивается в драку между хуторскими казаками и приезжими «хохлами». Оказывается, что он был в ссылке. Следователь советует Штокману уезжать отсюда.

Главы 7-8

На казачьем сходе принято решение начать рубку хвороста. Григорий, направляясь в лес, случайно встречается с Аксиньей. Между ними снова завязываются близкие отношения.

Глава 9

Штокман — опытный большевик-подпольщик. В хуторе он незаметно сколачивает кружок из десяти человек. По вечерам они собираются вместе, читают книги, обсуждают несправедливость жизни. Единомышленниками Штокмана становятся Иван Алексеевич Котляров и Мишка Кошевой.

Глава 10-12

Григорий принимает военную присягу. Вернувшись домой, он узнает, что Наталья собирается вернуться к родителям. Происходит крупная ссора. Григорий уходит из дома. Он нанимается кучером к генералу Листницкому в имение Ягодное. Вместе с любимым уходит от Степана Аксинья.

Главы 13-15

Григорий с Аксиньей переезжают в Ягодное. Новыми работниками довольны. Сын генерала, Евгений Листницкий, заглядывается на красивую жену кучера. Наталья возвращается в родной дом. Мирон Григорьевич тяжело переживает позор своей дочери.

Главы 16-18

Наталья пишет Григорию письмо, чтобы окончательно выяснить отношения. Муж сухо отвечает, чтобы она жила одна. Наталья не может перенести горя. Случайно услышав грязную сплетню о ее связи с Пантелеем Прокофьевичем, женщина совершает попытку самоубийства.

Главы 19-21

У Аксиньи рождается девочка. Григория мучает подозрение, что ребенок может быть от Степана. Перед отъездом Григория на военную службу в Ягодное приезжает Пантелей Прокофьевич, который помогает сыну с обмундированием. Младший Мелехов отправляется служить.

Часть третья

Глава 1

Григория попадает на русско-австрийскую границу. В письмах домой он сообщает, что скоро, вероятно, начнется война. Наталья возвращается в семью Мелеховых. За «разлагающую работу среди казаков» арестован Штокман.

Главы 2-4

Григорий сильно тоскует по дому, с трудом привыкает жить по уставу. Его возмущает грубое отношение офицеров к простым казакам. Во время уборки урожая на Дон приходит страшная весть о начале войны. Все годные к службе казаки отправляются на фронт.

Главы 5-9

В самой первой атаке Григорий убивает двух австрийцев. Он долго не может понять смысла этой бойни. Все казаки с хутора Татарского постепенно вступают в военные действия. Для Степана Астахова «боевым крещением» становится мелкая стычка с немецким разъездом.

Главы 10-13

На фронте Григорий встречается с братом и признается, что после первого убийства его мучает совесть. Мелехов пытается всегда действовать по справедливости. В одной из атак Григорий получает страшный удар по голове и теряет сознание.

Главы 14-15

Евгений Листницкий переводится из гвардейского полка в действующую армию. На фронте он знакомится с вольноопределяющимся Бунчуком и способствует его назначению в пулеметную команду.

Главы 16-17

Мелеховы получают письмо о смерти Григория. Это известие временно помрачает рассудок Пантелея Прокофьевича и чуть было не приводит Наталью ко второй попытки самоубийства. Спустя двенадцать дней приходят два письма от Петро. Старший сын сообщает, что Григорий жив. Он был тяжело ранен и сумел не только доползти до своих, но и вытащил с поля боя раненого офицера. В награду Григорий получил Георгиевский крест и звание младшего урядника.

Главы 18-19

Наталья решается поговорить с Аксиньей о Григории и пешком идет в Ягодное. Соперница принимает ее с руганью и заявляет, что ни за что не оступится от любимого человека.

Главы 20-21

Во время бомбардировки Григорий получает ранение в глаз. Для лечения его отправляют в госпиталь.

Глава 22-23

От скарлатины умирает дочка Аксиньи. В это время в Ягодное приезжает в отпуск Евгений Листницкий. Убитая горем женщина невольно уступает его ласкам. В госпитале Григорий встречается с украинцем Гаранжой, который впервые знакомит его с идеями большевиков.

Глава 24

Григорий тоже возвращается в Ягодное и от деда Сашки узнает об измене Аксиньи. На следующий день он жестоко избивает Листницкого, бросает любовницу и отправляется в свой родной дом, к Наталье.

Книга вторая. Часть четвертая

Главы 1-3

На фронте Листницкий вновь сталкивается с Бунчуком. Однажды тот перед офицерами открыто говорит о своих большевистских убеждениях, а затем дезертирует. В армии неуклонно нарастает недовольство. Казаки с Татарского находятся в самой гуще боев. Они становятся свидетелями немецкой газовой атаки.

Глава 4

Во время отпуска Григория налаживаются его отношения с Натальей. Вернувшись на фронт, он постепенно разуверяется в речах Гаранжи. Григорий храбро воюет. Однажды в бою он спасает жизнь Степану.

Главы 5-7

После приезда мужа у Натальи рождаются мальчик и девочка. Жизнь в семье Мелеховых вроде бы налаживается. Огорчение Пантелею Прокофьевичу доставляет лишь Дарья, которая бесстыдно изменяет Петро. На несколько дней в хутор приезжает Митька Коршунов, который тоже награжден Георгиевским крестом.

Главы 8-14

Восстание в Петрограде приводит к Февральской революции. Усиливаются волнения в армии. Многие солдаты надеялись, что после свержения царя война закончится. Листницкого назначают в казачий полк, который переводится в Петроград. Офицер очень рад этому, он мечтает о восстановлении царской власти. Листницкий с большим энтузиазмом встречает известие о готовящемся заговоре генерала Корнилова.

Главы 15-21

Мятеж Корнилова проваливается. Ему даже не удается стянуть войска из-за противодействия солдат и железнодорожных рабочих. В этих событиях принимает активное участие Бунчук. После Октябрьской революции бегство солдат с фронта принимает массовый характер.

Часть пятая

Главы 1-3

В хутор Татарский один за другим возвращаются выжившие на войне казаки. Григорий среди них нет. Младший Мелехов, дослужившись до офицерского звания, перешел на сторону большевиков и после революции был назначен командиром сотни. На Дону собираются бывшие царские генералы. Начинается формирование Добровольческой армии.

Главы 4-7

Партия направляет Бунчука в Ростов, где он занимается обучением пулеметной команды. В его отряде одна женщина — Анна Погудко. После тяжелых боев с войсками Каледина и сдачи Ростова Бунчук заболевает тифом.

Главы 8-11

В станице Каменская образовывается областной Военно-революционный комитет. Выбранные делегаты едут в Новочеркасск на переговоры с Донским правительством. Переговоры затягиваются, а войска Каледина в это время начинают наступление.

Главы 9-14

Под Глубокой Григорий становится свидетелем расправы над пленными белогвардейцами. В бою он получает ранение, поэтому отправляется на поправку домой. В семье все очень рады возвращению Григория. Пантелей Прокофьевич и Петро вступают с ним в спор относительно пути, по которому должно пойти казачество.

Глава 15

Большевики переходят в контрнаступление и одерживают ряд побед. Добровольческая армия отступает на Кубань. Это заставляет Каледина совершить самоубийство.

Главы 16-17

Бунчук три недели находится в беспамятстве. За ним ухаживает Анна. В Миллерове они расстаются, потому что девушку отправляют на агитационную работу в Луганск.

Главы 18-20

Большевики захватывают Ростов. Туда приезжает Бунчук и встречается с Анной. Девушка приглашает его жить к себе. Бунчук начинает работать в революционном трибунале. На него очень тяжело влияют ежедневные расстрелы.

Главы 21-24

В одном казачьем хуторе жители расправляются с красногвардейским отрядом. После этого по всему Дону начинается всеобщее восстание против большевиков. В Татарском командиром добровольческого отряда выбирают Петро Мелехова.

Главы 25-31

В бою на глазах Бунчука убивают Анну. Его отряд отступает по враждебно настроенной территории. Командир отряда Подтелков принимает решение сдаться. Всех пленных безжалостно расстреливают. Попытавшегося сбежать к большевикам Мишку Кошевого ловят и публично секут на площади розгами.

Книга третья. Часть шестая

Глава 1

Весной 1918 года Донская земля окончательно делится на два враждебных лагеря. Пантелей Прокофьевич отправляется делегатом на заседание Войскового круга. Там он принимает участие в избрании войсковым атаманом генерала Краснова.

Главы 2-3

Полк под командованием Петро получает приказ двигаться на север. Вместе с братом в должности сотника отправляется Григорий. Мишку в наказание отправляют работать атарщиком.

Главы 4-5

Атаман Краснов обращается за помощью к германскому императору. Это серьезно подрывает его авторитет в казачьих войсках. Евгений Листницкий во время ледяного похода получает два ранения. В отпуске офицер Горчаков знакомит его со своей женой — Ольгой Николаевной. Вскоре Горчаков погибает в бою. Листницкому ампутируют руку. Он предлагает Ольге стать его женой и увозит женщину в Ягодное. Дома Листницкий объявляет Аксинье, что их отношения должны быть прекращены.

Главы 6-7

Мишку за хорошую службу в атарщиках прощают и отправляют в станицу Вешенскую. В родной хутор приезжает Степан Астахов, который долгое время провел в немецком плену. К нему возвращается Аксинья.

Главы 8-10

Вешенский полк вступает в непрерывные бои с большевиками. Григория за жалость к пленным переводят во взводные. Он предчувствует, что восстание скоро будет подавлено. В конце концов Григорий самовольно покидает полк и едет домой.

Главы 11-15

После масштабного наступления Красной армии белый фронт разваливается на глазах. Многие казаки, в том числе Петро Мелехов, возвращаются в родные хутора. В Татарском со дня на день ждут вступления красных. Часть казаков, опасаясь расправы, уходят в отступление. На семейном совете Мелеховы решают остаться.

Главы 16-18

Красноармейцы ведут себя достаточно мирно, но однажды предпринимают попытку арестовать Григория. Ему удается сбежать. Председателем в хуторе избирают Ивана Алексеевича, а его заместителем — Мишку Кошевого.

Главы 19-26

В Татарском постепенно накапливается недовольство новой властью. Иван Алексеевич с неприязнью относится к Григорию. Вскоре председатель арестовывает нескольких стариков и отправляет их в Вешенскую. В хутор приезжает Штокман. Вскоре после его приезда становится известно о расстреле в Вешенской арестованных стариков. В их числе был сват Пантелея Прокофьевича — Мирон Григорьевич. Григорий вовремя уезжает из Татарского с обозом. Вернувшись, он узнает о расстреле и о том, что на днях арестовали отца. Григорий скрывается в хуторе Рыбный.

Главы 27-29

В Вешенской вспыхивает восстание против советской власти, быстро подхваченное многими хуторами. Котлярову, Штокману и Кошевому удается сбежать. Григорий возвращается домой.

Главы 30-33

Командовать сотней татарцев вновь выбирают Петро. Вместе с братом он одерживает победу над посланным на подавление восстания отрядом большевиков. Командующим всеми силами повстанцев назначается Павел Кудинов. В очередном бою Петро берут в плен. Его лично расстреливает Мишка Кошевой.

Главы 34-38

После смерти Петро командующим Вешенским полком назначают Григория, который начинает безжалостно мстить за брата. Мелехов одерживает победу за победой. Его конный отряд увеличивает до трех с половиной тысяч казаков. Григорий скептически относится к грандиозным планам начальства. Он понимает, что против всей Красной армии повстанцы не устоят.

Главы 39-45

Мелехов укрепляется на станице Каргинской. Тяжелые бои идут каждый день. Григорий все больше звереет от такой жизни, начинает много пить и путаться с женщинами. После особенно кровопролитного боя он уезжает в Каргинскую, где узнает, что под арестом сидит множество людей. Григорий выпускает всех из тюрьмы и вместе с Прохором Зыковым направляется отдохнуть в родной хутор.

Главы 46-49

В Татарском нет ни одного взрослого казака: все в ополчении. Наталья встречает мужа холодно. Ей известно о «похождениях» Григория под Каргинской. Штокман, Котляров и Кошевой воюют в составе 1-го Московского полка. Он сливается с Сердобским полком, командир которого собирается перейти на сторону восставших. Штокман подозревает о заговоре. Он отправляет Мишку со срочным донесением о тревожной атмосфере в полку. На следующий день сердобцы восстают. Штокмана убивают прямо на митинге. Вскоре подходят силы повстанцев.

Главы 50-56

За пять дней, проведенных Григорием в Татарском, между ним и Аксиньей вновь завязываются близкие отношения. Наталья смутно догадывается, что муж вновь ей изменяет. Вернувшись в Каргинскую, Григорий узнает о сдаче Сердобского полка. Он спешит спасти пленных земляков. 25 коммунистов под охраной ведут в Вешенскую. По дороге их жестоко избивают и конвойные, и жители хуторов. К вечеру пленных пригоняют в Татарский. На глазах у всей толпы Дарья стреляет в Котлярова, которого тут же добивают. Григорий опаздывает к расправе и сразу же возвращается на фронт.

Главы 57-58

В мае на подавление восстания прибывают все новые и новые силы большевиков. Григорий вынужден оставлять один хутор за другим. На совещании Кудинов сообщает ему, что придется переправляться через Дон. Мелехов отправляет Прохора предупредить семью и Аксинью о неизбежном отступлении.

Главы 59-64

Войска восставших вместе с мирными беженцами спешно перебираются на другой берег и занимают оборону. В Вешенской Григорий встречается с Аксиньей. От Пантелея Прокофьевича он узнает, что вся семья, кроме Дуняшки, осталась в хуторе. Там сейчас командует Кошевой, сжигающий дома богатых жителей.

Глава 65

Кошевой жестоко мстит за смерть Штокмана и Котлярова. Он специально отпрашивается в отпуск, чтобы заехать в Татарский, где убили Ивана Алексеевича. К тому же Мишка хочет увидеть Дуняшку, которую давно уже любит. В родном хуторе Кошевой убивает старого деда Гришаку, сжигает несколько домов и обещает Ильиничне, что обязательно вернется за ее дочерью.

Книга четвертая. Часть седьмая

Главы 1-3

Дон надолго разделил враждующие стороны. Казаки надежно окопались на берегу реки. Их каждый день навещают родные. Однажды ночью красноармейский полк внезапно переправляется и наводит панику среди пьяных повстанцев. На следующий день казаки под командованием Григория практически полностью истребляют этот полк.

Главы 4-6

Стремительное наступление Донской армии заставляет большевиков отступить от Дона. Повстанцы радостно возвращаются в родные хутора, но вскоре понимают, что вместо красных комиссаров им на шею садятся белые офицеры.

Главы 7-11

Григорий приходит на торжественный банкет в Вешенской по поводу прибытия белогвардейцев. Он с ненавистью слушает угрозы пьяного генерала Секретева в адрес восставших, а затем идет к Аксинье. Там он внезапно застает Степана. Соперники, как это ни странно, мирно пьют самогон. Григорий с Прохором едут в Татарский. Мелехов весь день проводит в кругу семьи, а затем возвращается на фронт. Его вместе с начальником штаба Копыловым вызывают на совещание к генералу Фицхелаурову. Григорий отказывается подчиниться прямому приказу генерала. Войска Донской армии захватывают станицу Усть-Медведицкая.

Глава 12

Вскоре в Татарский приезжает Митька Коршунов, который сейчас служит в карательном отряде. Он убивает мать Кошевого вместе с малолетними детьми. На торжественной встрече генеральской свиты вручают награды вдовам погибших повстанцев. За убийство Котлярова медаль и денежную награду получает Дарья.

Главы 13-16

Дарья говорит Наталье, что заразилась сифилисом, и поэтому собирается наложить на себя руки. Также она сообщает, что Григорий снова встречается с Аксиньей. Аксинья подтверждает свою связь с Григорием. Наталья в отчаянии с помощью бабки Капитоновны избавляется от беременности. В результате «операции» она теряет очень много крови и умирает.

Главы 17-20

Повстанческие подразделения расформировывают. Григорий назначается сотником. По случаю смерти жены ему дают месячный отпуск. Дома Мелехов долго не задерживается и вновь отправляется на фронт. Он с горечью наблюдает за разложением армии: дезертирством, мародерством, пьянством.

Главы 21-22

Вскоре после отъезда Григория исполняет обещание Дарья, утопившись в Дону. Фронт вновь приближается к Татарскому. Мобилизуют всех без исключения. Пантелей Прокофьевич дезертирует и возвращается в хутор, но его быстро находят. Из уважения к сыну-офицеру старика прощают и велят немедленно отправляться в армию. Пантелей Прокофьевич с Ильиничной и детьми уезжают из Татарского.

Главы 23-25

Донской армии удается ненадолго отогнать красных. Жители возвращаются в родные хутора, но понимают, что скоро все равно придется идти в отступление. В Татарский привозят больного тифом Григория. Целый месяц он проводит в постели. После выздоровления Григория вся семья покидает хутор.

Главы 26-29

Григорий едет в отступление с Прохором и Аксиньей. В дороге женщину сваливает тиф. Ее приходится оставить. В одной слободе путники встречают земляков, которые сообщают им о смерти Пантелея Прокофьевича. Григорий хоронит отца, после чего тоже заболевает тифом. Прохор заботливо за ним ухаживает. Григорий приходит в себя в Новороссийске, где Прохор нашел сослуживцев. Город заполнен беженцами. Мест на пароходах на всех не хватает. После неудачной попытки договориться насчет эвакуации Григорий принимает решение остаться.

Часть восьмая

Главы 1-3

Аксинья, выздоровев, возвращается в Татарский. Общее горе сближает ее с Ильиничной и Дуняшкой. Постепенно в хутор начинают приходить мужчины. О Григории ничего не известно. Возвращается Прохор, у которого нет одной руки. Он рассказывает, что вместе с Григорием вступил в Красную армию. Прохора демобилизовали, а Мелехов все еще воюет. Приезжает Мишка Кошевой. Ильинична сначала относится к нему неприязненно, но в конце концов позволяет взять в жены Дуняшку. Наконец от Григория приходит письмо, в котором он обещает скоро вернуться. Ильинична, так и не дождавшись сына, умирает.

 Главы 4-9

Мишку назначают председателем ревкома в Татарском. Он с большим подозрением относится ко всем казакам, служившим раньше у белых. Григория демобилизуют, и он возвращается домой. Кошевой встречает его с нескрываемой злобой и требует немедленно встать на военный учет. На следующий день Мелехов идет в Вешенскую, заходит в военкомат и ЧК, где ему приказывают явиться снова через неделю. Григорий вместе с детьми переезжает к Аксинье. Через несколько дней вечером прибегает Дуняшка и сообщает, что муж собирается его арестовать. Григорий бежит из хутора.

Главы 10-13

Во многих станицах вспыхивают мелкие мятежи казаков, вызванные продразверсткой. На подавление выслан вешенский эскадрон под командованием Якова Фомина. Фомин втайне сочувствует мятежникам. Вместе с командиром батальона Капариным он тоже начинает восстание в Вешенской. Григорий больше месяца скрывается у дальних знакомых. Однажды ночью его берут в плен незнакомые люди. Ими оказываются мятежники из отряда Фомина. Григорий соглашается вступить в банду. Население равнодушно относится к призывам Фомина вступить в ряды восставших. Численность отряда неуклонно уменьшается. Фоминцы действительно напоминают бандитов: постоянно пьют и занимаются мародерством. Однажды красные захватывают отряд врасплох на привале. Сбежать удается лишь пятерым, в числе которых и Григорий.

Главы 14-16

Беглецы какое-то время скрываются на острове. Потом Фомин принимает решение вновь начать собирать людей. Отряд быстро увеличивается, но на этот раз он состоит из настоящих головорезов. Григорий понимает, что рано или поздно банда будет уничтожена. Однажды ночью он незаметно покидает отряд.

Главы 17-18

Ночью Мелехов приходит в Татарский. Оставив детей на попечение Дуняшки, он забирает с собой Аксинью, намереваясь бежать на юг. Через пару дней они натыкаются на заставу продотряда. Случайная пуля попадает в Аксинью. Григорий хоронит любимую и начинает бесцельно бродить по степи. Переправившись через Дон, он встречает в глухом лесу скрывающихся дезертиров и остается у них. Ранней весной Григорий принимает решение вернуться в хутор. Возле дома он встречает сына и узнает от него, что дочь умерла. Держа ребенка на руках, Григорий с радостью понимает, что его скитания закончились.

Интересные факты

  1. Первая экранизация «Тихого Дона» была снята уже в 1930 году на студии «Союзкино». Это был немой фильм режиссёров Ольги Преображенской и Ивана Правова.
  2. Самая удачная экранизация романа «Тихий Дон» – трёхсерийный фильм (1957–1958 гг.) Сергея Герасимова. Фильм стал настоящим блокбастером, признанным не только в Советском Союзе, но и во всем мире.
  3. Самым спорным «Тихим Доном» стал телесериал Сергея Бондарчука, снятый в совместном производстве России, Великобритании и Италии. Почему спорным? Роль казака Григория Мелехова сыграл британец Руперт Эверетт, Аксинью воплотила на экране француженка Дельфин Форест. Пантелея Прокофьевича сыграл американский актер Мюррей Абрахам и, по оценкам критиков, ему единственному удалось вписаться в русский актерский состав.
  4. Свой гонорар, полученный после выхода первого тома «Тихого Дона», Шолохов потратил на казацкое обмундирование: кубанку, бурку, бешмет, пояс, рубаху и кинжалы. Именно в этой одежде он изображён на обложке второго тома, изданного «Роман-газетой».
  5. В 1941 году М. А. Шолохов получил за роман «Тихий Дон» Сталинскую премию. Полученные деньги писатель потратил на нужды обороны.
  6. В 1965 году М. Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Размер премии в тот период был достаточно скромным – 62 тысяч долларов, из которых 3 тысячи он сразу вернул советскому правительству. Ещё он построил сельскую библиотеку и клуб, помогал нуждающимся. Оставшиеся деньги писатель потратил на большое путешествие с семьей по Европе на собственном автомобиле, а также на поездку в Японию.
  7. Объём произведения по сегодняшним меркам – 800 страниц формата А4 шрифтом 14 с интервалом 1,5 (90 печатных листов).
  8. Из переписки с московскими редакторами следует, что сначала автору пообещали 100 рублей за печатный лист (или 8,6 страницы формата А4). В процессе гонорар повышался, после завершения романа Шолохову заплатили около 30 тысяч рублей по ставке 325 рублей за лист.

Известные цитаты

А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это назвали подвигом.

Слова автора (Шолохов М.А.). Часть 3. Глава 9.

Заслуги Степана и других казаков во время сражения остались незамеченным. Награду и всю славу получил Крючков, любимец командира сотни.

Была б шея, а ярмо будет.

Соседка Натальи (имя неизвестно). Часть 2. Глава 18.

Слова одной из женщин на девичнике у Пелагеи.

В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата.

Слова автора (Шолохов М.А.). Часть 5. Глава 31.

Надпись на карнизе навеса часовни, которую поставил "какой-то старик с ближнего хутора" на том месте, где похоронили Валета.

Избавь, боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся.

Ефим Изварин. Часть 5. Глава 2.

Беседа Григория Мелехова, ставшим командиром сотни красногвардейцев, и его нового знакомого казака Ефима Изварина.

Москва — она слезам не дюже верит.

Неизвестный старик. Часть 6. Глава 60.

Слова одного из стариков, которых встретил Прохор во время ожидания своей сотни на Базках.

Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.

Слова автора (Шолохов М.А.). Часть 1. Глава 10.

Автор о любви Аксиньи к Григорию Мелехову.

Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти, надо человечью правду блюсть.

Дед, участник Русско-турецкой войны. Часть 3. Глава 6.

Наставление деда, хозяина квартиры, где ночевали Петро Мелехов, Степан Астахов и другие казаки.

Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших, — время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождется, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы…

Слова автора (Шолохов М.А.). Часть 5. Глава 1.

Слова автора о войне и той боли, что она приносит.

Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны… Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям, к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь.

Слова автора (Шолохов М.А.). Часть 3. Глава 7.

Слова автора о войне.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 5.2k 👀