Дарья Мелехова

второстепенный герой в произведении "Тихий Дон"

Дарья. Актриса Л. Хитяева. Х/ф «Тихий Дон». 1957

Дарья Мелехова – второстепенный персонаж романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это жена Петра Мелехова, заводящая в отсутствие мужа многочисленные любовные связи.

Описание героя

Дарья тщательно следит за своей внешностью и старается оставаться красивой и привлекательной для мужчин. Казачка-щеголиха чернит себе брови, смазывает лицо «жировкой». Бесценным подарком для Дарьи становится заграничное дамское белье, которое ей передает с фронта Петр. Ведет она себя очень развязно, часто смеется, подшучивает над окружающими. Старшие Мелеховы с неодобрением относятся к вертлявой снохе. Пантелей Прокофьевич в сердцах отзывается о ней очень резко: «Это не баба, а зараза липучая». Даже изменяющий жене Григорий думает: «Это не Дарья, а распрочерт!».

Кадр из х/ф «Тихий Дон». 1958. Дарья — актриса Л. Хитяева

Дарья представляет собой полную противоположность скромной и застенчивой Наталье. Поначалу она относится к жене Григория с явной неприязнью. Дарье не нравится, что Пантелей Прокофьевич и Василиса Ильинична жалеют Наталью и не отягощают ее работой. Однако очень часто крепкая дружба завязывается между совершенно несхожими людьми. Снохи «сходятся» между собой. Совершенно не стесняясь, Дарья рассказывает Наталье о своих любовных похождениях.

Дарью трудно назвать развратной женщиной. Еще довольно молодая, пышущая здоровьем казачка нуждается в любви («Мне казак нужен»). Если бы не война, Дарья, скорее всего, никогда бы не испытывала потребности искать любовников. «Классическая» ситуация, при которой хитрая жена водит глупого мужа за нос и мечтает от него избавиться, к супругам Мелеховым не относится. Дарья действительно любит мужа. Она не может сдержать радости при каждом его возвращении с фронта.

Дарья после смерти мужа

Кадр из т/с «Тихий Дон». 2015. Дарья — актриса А. Веденская

Когда мертвого Петра привозят домой, «растрепанная, опухшая» Дарья с диким криком бросается на тело любимого: «Петюшка, родимый! Встань! Встань!». Григорию даже приходится применить силу, чтобы оторвать убитую горем женщину от покойника, но она «на четвереньках ползла… целуя, хватала негнущиеся, мерзлые руки мужа». Дарья не разыгрывает роль безутешной вдовы. Ее реакция абсолютно искренна.

Одним из самых трагических мест романа является убийство Дарьей Ивана Алексеевича. Несмотря на небывалое ожесточение противников, казачки не принимают участия в войне. Поступок Дарьи, вызванный «желанием отомстить за смерть мужа и отчасти тщеславием», является еще одним шагом на пути превращения человека в зверя. С точки зрения повстанцев Дарья поступает правильно. Ее никто (кроме Дуняшки и Григория) не обвиняет. Однако после рокового выстрела женщина смертельно напивается, так как не может перенести случившееся.

Кадр из х/ф «Тихий Дон». 1958.

Жизнь бьет в Дарье ключом. Она довольно-таки быстро «отходит» от горя и переживаний и вновь устремляется на поиск любви: «Торжествующая жизнь взяла верх». Лишившись мужа, Дарья уже не чувствует себя чем-либо связанной с семьей Мелеховых: «Нынче у вас живу, а завтра замуж выйду».

В конце концов Дарья находит «то, что искала». Узнав о своем заражении сифилисом, она не хочет даже пытаться лечиться и не видит никакого смысла в дальнейшей жизни: «Красота моя пропадет, высохну вся, живьем буду гнить…». Дарья совершает самоубийство, утопившись в Дону. Перед этим она откровенно признается Наталье в бесцельно растраченных годах: «Любила по-собачьему… Мне бы теперь сызнова жизнь начать – может, и я бы другой стала?».

Роль героя в произведении

Женские персонажи «Тихого Дона» (за исключением Анны Погудко) непосредственного участия в братоубийственной войне не принимают, хотя у всех них есть повод для мести. Особняком стоит образ Дарьи Мелеховой – веселой любвеобильной казачки.

Неугомонный характер Дарьи делает ее неспособной к спокойной семейной жизни. Положение усугубляет война, которая сначала разлучает Дарью с мужем, а затем совсем «забирает» Петра. Эта потеря толкает женщину на убийство безоружного пленника – кума Ивана Алексеевича.

Главная роль Дарьи в произведении – демонстрация чудовищности войны, в которую невольно вовлекаются даже женщины.

Литература

  1. Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
  2. Сухих И. Н. Русская литература для всех. Книга 3 (От Блока до Бродского). – СПб: Команда А, 2013.
  3. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
  4. Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». – М.: Современник, 1987.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 514 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *