Степан Астахов

второстепенный герой в произведении "Тихий Дон"

Степан. Актер А. Благовестов. Х/ф «Тихий Дон». 1957

Степан Астахов – один из второстепенных персонажей романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это сосед Мелеховых, муж Аксиньи. Степану около 25 лет. Это видный казак, «темно-русый», «высокий, крутошеий и статный». Он суров и очень силен.

Описание героя

В начале романа Степан предстает в качестве жестокого мужа, который часто избивает жену. Его поведение легко объяснимо. В первую брачную ночь Степан узнал, что его невеста уже стала женщиной. Аксинья, конечно, не виновата в том, что ее изнасиловал отец, но такому оправданию муж бы не поверил. «Опозоренный» Степан поступает в полном соответствии с патриархальными понятиями о мужской чести: «учит» неверную жену кулаками.

Измена Аксиньи с Григорием Мелеховым укрепляет Степана в подозрениях насчет «беспутности» жены. «Уроки» становятся еще более жестокими. Несчастная женщина вызывает к себе жалость, но ведь и оскорбленного Астахова тоже можно понять. Только когда Аксинья сбегает из дома, Степан понимает, что любил жену «тяжкой ненавидящей любовью». Он долго не может прийти в себя и пытается «залить горе» самогоном: «зопил Степан втемную». Переживания Астахова притупляет война, где каждый день может стать последним. Он отличается дерзостью и мужеством в боях, но все-таки, получив тяжелое ранение, попадает в плен.

После плена

Кадр из х/ф «Тихий Дон». 1992. Степан — актер Б. Щербаков

Возвращение Степана в Татарский после плена становится настоящей сенсацией. Собравшиеся послушать его рассказы люди замечают, что «его до корня погнула… жизнь, изменила и переделала». Астахов настолько изменился («статный широкоплечий мужчина в пиджаке… и… серой фетровой шляпе»; «Куда ж чуб задевал?»), что его даже не сразу узнают жители хутора («Вы и на казака стали непохожие»). Степан обращается к бывшим приятелям и соседям на вы, его речь стала гораздо более культурной.

Однако под влиянием выпитого самогона Астахов на глазах «превращается» в прежнего казака. Пантелей Прокофьевич первым догадывается, что Степан вернулся на родину из-за Аксиньи. «Ненавидящая» любовь Степана к жене занимает важное место в сюжете романа. В разговоре с Аксиньей он признается: «Пришел к тебе… Я жил там со вдовой, немкой… Богато жил – и бросил… Потянуло домой». Ради Аксиньи Астахов бросает обеспеченную жизнь в Германии и возвращается на Дон, где уже разворачивается Гражданская война. Он прекрасно понимает, что будет мобилизован, но лелеет надежду начать новую спокойную жизнь. В определенном смысле Степан гораздо раньше Григория Мелехова находит «народную правду»: «А я вот хочу на хозяйство встать».

Под влиянием горькой тоски резко меняется отношение Степана к Аксинье. Он жалеет ее и даже не упрекает в любовной связи с Листницким («Я не в укор»). Жена возвращается к Астахову, но из-за войны наладить семейную жизнь у них так и не получается. Во время отступления Донской армии Аксинья вновь начинает встречаться с Григорием. Степан эвакуируется в Крым. О дальнейшей его судьбе ничего не известно.

Роль героя в произведении

Кадр из х/ф «Тихий Дон». 1958. Степан — актер А. Благовестов

Образ Степана Астахова на первый взгляд значительной роли в сюжете романа не играет. Самое большое влияние он оказывает лишь на судьбу Аксиньи до ее побега из дома вместе с Мелеховым. Если в начале произведения «матерый» Степан всегда полагается на силу своих кулаков, то после возвращения из немецкого плена он униженно упрашивает жену вернуться. Аксинья становится сильнее мужа. Даже согласившись на восстановление семейной жизни, она при первой возможности вновь начинает встречаться с Григорием. Степан ничего не может поделать с этим, потому что боится опять ее потерять.

Плен становится переломным событием в жизни Астахова. Он заставляет жестокого казака стать намного мягче и мудрее. Огромное значение имеет решение Степана вернуться на родину. Он не хочет ни с кем воевать и только под давлением большинства вновь берет в руки оружие. Заветная мечта Степана – заняться спокойным мирным трудом. В этом заключается главная гуманистическая мысль «Тихого Дона».

Литература

  1. Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 1. – М., 2005.
  2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон»: Творческая история романа М. Шолохова. – М., 1989.
  3. Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». – М., 1987.
  4. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М., 1980.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 642 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *