Дуняша Мелехова • второстепенный герой 💡

женат/замужем из многодетной семьи

Дуняша. Актриса Н. Архангельская. Х/ф «Тихий Дон». 1957

Евдокия Пантелеевна Мелехова (Дуняша) – второстепенный персонаж романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны, представительница нового поколения, которому предстоит налаживать разрушенную войной жизнь.

Описание героя

Внешность

В начале произведения Дуняша – «длиннорукий, большеглазый подросток» 13-14 лет. Взрослея, она начинает походить на отца и брата Григория: «приземистая собой, смуглая» с «длинными, чуть косыми разрезами глаз». В подростковом возрасте у Дуняши завязываются особые отношения с Мишкой Кошевым, о которых она, смущаясь, рассказывает Наталье. Постепенно эти отношения перерастут в настоящую любовь.

Взросление

«Преображение» Дуняши происходит очень быстро. Вернувшийся домой после ранения Григорий не сразу узнает в «сухощавой черноглазой красавице девке» родную сестру. С Дуняшей происходят не только внешние, но и внутренние изменения. Когда к Татарскому приближаются большевики, Мелеховы устраивают семейный совет насчет отступления. Мнение Дуняши, естественно, никого не интересует, да она и не вправе вообще его высказывать. Все же девушка шепотом отваживается сказать: «Скотину с собой можно угнать…».

Чем больше бед обрушивается на мелеховскую семью, тем смелее становится прежде робкая Дуняша. «Камнем преткновения» становится ее любовь к Мишке. Девушка начинает открыто проявлять неповиновение старшим. На приказание Григория забыть о возлюбленном Дуняша отвечает: «Сердцу не прикажешь!». С каждым днем отчуждение девушки от семьи становится все более заметным. Она «всякую работу… делала с видимой неохотой и так, как будто работала не для себя, а по найму».

Духовное становление

Очередное горе (примитивный аборт Натальи) вынуждает Дуняшу совершить неслыханный для патриархальной семьи поступок. Она с руганью обращается к отцу, который медлит с отъездом за доктором: «Чего ты роешься, как жук в навозе?». Гибель половины мелеховской семьи за один год превращает Дуняшу в самостоятельную женщину. Заниматься хозяйством ей приходится в одиночку: Ильинична тяжело больна, Григорий пропадает на фронте. Когда в хутор возвращается Мишка, Ильинична уже не может запретить дочери встречаться с ним. Старая женщина с горечью признается в потере власти над повзрослевшей Дуняшей: «Я тут, видно, не хозяйка…». Вскоре под давлением дочери Ильинична дает свое благословение на брак с Кошевым.

«Победа» дочери над матерью была вполне закономерна. Дуняша гораздо ярче демонстрирует свою духовную силу, заставляя возлюбленного (убежденного большевика) согласиться на церковное венчание. Свадьба Дуняши и Кошевого – символ крайне необходимого примирения между враждующими сторонами. Только любовь может остановить продолжающееся несколько лет кровавое безумие. Однако моментально забыть о прошлом, естественно, не удается. Конфликты происходят во всех молодых семьях, но ссоры между Дуняшей и Мишкой имеют в своем основании политическую подоплеку.

Между двух огней

Дуняша поначалу робко, но с каждым днем все увереннее, вступает с мужем в споры относительно судьбы бывших противников большевиков (прежде всего, Григория), советской власти, настоящей и будущей жизни. В ответ на справедливые упреки жены Кошевой даже заявляет: «Твои слова – вражьи».

Напряженная атмосфера разряжается исключительно благодаря Дуняше, которая «знала, когда в ссоре можно упорствовать, а когда надо смириться и отступить».

После возвращения в Татарский Григория отношения между молодыми супругами еще больше разлаживаются. По сути, Дуняша оказывается в положении выбора между любимым мужем и родным братом. Надежды девушки на примирение бывших друзей не оправдываются. Дуняша идет на большой риск и предупреждает брата о готовящемся аресте, спасая его от тюрьмы, а возможно и казни.

Роль в произведении

Большую часть романа Дуняша не играет особой роли в сюжете вследствие своей молодости. Однако уже с самого начала понятно, что этот образ символизирует собой новое поколение, которому предстоит налаживать разрушенную войной жизнь.

С каждой потерей в семье Мелеховых роль и значение Дуняши возрастают. Нескладный подросток превращается в стройную девушку, на плечи которой ложится забота о больной матери и детях Григория. Дуняша всеми силами пытается сгладить противоречия между недавними противниками. Благодаря ей, встреча Григория и Михаила прошла относительно спокойно и не закончилась трагедией.

В последний раз Дуняша появляется на страницах романа, спасая Григория от ареста. Этим поступком она пытается добиться справедливости и не допустить продолжения войны между близкими ей людьми. Девушка смогла простить любимому убийство брата Петро и надеялась, что он в ответ тоже простит Григорию службу у белых: «…кто старое вспомянет, тому, говорят, глаз вон». Употребив эту мудрую пословицу, Дуняша указала на самый быстрый и эффективный способ возвращения к нормальной жизни.

Литература

  1. Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
  2. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
  3. Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». – М.: Современник, 1987.
  4. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.: Современник, 1980.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Василиса Ильинична Мелехова
Пантелей Прокофьевич Мелехов
Михаил Кошевой
Пётр Мелехов
Степан Астахов
Дмитрий Коршунов
Евгений Листницкий
Дарья Мелехова
Наталья Коршунова (Мелехова)
Аксинья Астахова
Григорий Мелехов
Текст: Ирина Зарицкая, 6.9k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии