Дуняша Мелехова

второстепенный герой в произведении "Тихий Дон"

Дуняша. Актриса Н. Архангельская. Х/ф «Тихий Дон». 1957

Евдокия Пантелеевна Мелехова (Дуняша) – второстепенный персонаж романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны, представительница нового поколения, которому предстоит налаживать разрушенную войной жизнь.

Описание героя

Внешность

В начале произведения Дуняша – «длиннорукий, большеглазый подросток» 13-14 лет. Взрослея, она начинает походить на отца и брата Григория: «приземистая собой, смуглая» с «длинными, чуть косыми разрезами глаз». В подростковом возрасте у Дуняши завязываются особые отношения с Мишкой Кошевым, о которых она, смущаясь, рассказывает Наталье. Постепенно эти отношения перерастут в настоящую любовь.

Взросление

«Преображение» Дуняши происходит очень быстро. Вернувшийся домой после ранения Григорий не сразу узнает в «сухощавой черноглазой красавице девке» родную сестру. С Дуняшей происходят не только внешние, но и внутренние изменения. Когда к Татарскому приближаются большевики, Мелеховы устраивают семейный совет насчет отступления. Мнение Дуняши, естественно, никого не интересует, да она и не вправе вообще его высказывать. Все же девушка шепотом отваживается сказать: «Скотину с собой можно угнать…».

Чем больше бед обрушивается на мелеховскую семью, тем смелее становится прежде робкая Дуняша. «Камнем преткновения» становится ее любовь к Мишке. Девушка начинает открыто проявлять неповиновение старшим. На приказание Григория забыть о возлюбленном Дуняша отвечает: «Сердцу не прикажешь!». С каждым днем отчуждение девушки от семьи становится все более заметным. Она «всякую работу… делала с видимой неохотой и так, как будто работала не для себя, а по найму».

Духовное становление

Очередное горе (примитивный аборт Натальи) вынуждает Дуняшу совершить неслыханный для патриархальной семьи поступок. Она с руганью обращается к отцу, который медлит с отъездом за доктором: «Чего ты роешься, как жук в навозе?». Гибель половины мелеховской семьи за один год превращает Дуняшу в самостоятельную женщину. Заниматься хозяйством ей приходится в одиночку: Ильинична тяжело больна, Григорий пропадает на фронте. Когда в хутор возвращается Мишка, Ильинична уже не может запретить дочери встречаться с ним. Старая женщина с горечью признается в потере власти над повзрослевшей Дуняшей: «Я тут, видно, не хозяйка…». Вскоре под давлением дочери Ильинична дает свое благословение на брак с Кошевым.

«Победа» дочери над матерью была вполне закономерна. Дуняша гораздо ярче демонстрирует свою духовную силу, заставляя возлюбленного (убежденного большевика) согласиться на церковное венчание. Свадьба Дуняши и Кошевого – символ крайне необходимого примирения между враждующими сторонами. Только любовь может остановить продолжающееся несколько лет кровавое безумие. Однако моментально забыть о прошлом, естественно, не удается. Конфликты происходят во всех молодых семьях, но ссоры между Дуняшей и Мишкой имеют в своем основании политическую подоплеку.

Между двух огней

Дуняша поначалу робко, но с каждым днем все увереннее, вступает с мужем в споры относительно судьбы бывших противников большевиков (прежде всего, Григория), советской власти, настоящей и будущей жизни. В ответ на справедливые упреки жены Кошевой даже заявляет: «Твои слова – вражьи».

Напряженная атмосфера разряжается исключительно благодаря Дуняше, которая «знала, когда в ссоре можно упорствовать, а когда надо смириться и отступить».

После возвращения в Татарский Григория отношения между молодыми супругами еще больше разлаживаются. По сути, Дуняша оказывается в положении выбора между любимым мужем и родным братом. Надежды девушки на примирение бывших друзей не оправдываются. Дуняша идет на большой риск и предупреждает брата о готовящемся аресте, спасая его от тюрьмы, а возможно и казни.

Роль в произведении

Большую часть романа Дуняша не играет особой роли в сюжете вследствие своей молодости. Однако уже с самого начала понятно, что этот образ символизирует собой новое поколение, которому предстоит налаживать разрушенную войной жизнь.

С каждой потерей в семье Мелеховых роль и значение Дуняши возрастают. Нескладный подросток превращается в стройную девушку, на плечи которой ложится забота о больной матери и детях Григория. Дуняша всеми силами пытается сгладить противоречия между недавними противниками. Благодаря ей, встреча Григория и Михаила прошла относительно спокойно и не закончилась трагедией.

В последний раз Дуняша появляется на страницах романа, спасая Григория от ареста. Этим поступком она пытается добиться справедливости и не допустить продолжения войны между близкими ей людьми. Девушка смогла простить любимому убийство брата Петро и надеялась, что он в ответ тоже простит Григорию службу у белых: «…кто старое вспомянет, тому, говорят, глаз вон». Употребив эту мудрую пословицу, Дуняша указала на самый быстрый и эффективный способ возвращения к нормальной жизни.

Литература

  1. Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
  2. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
  3. Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». – М.: Современник, 1987.
  4. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.: Современник, 1980.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 240 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *