Образ Луки и его роль в пьесе «На дне»
Драма Максима Горького «На дне» — одно из самых известных произведений для театра в мире. Она ставилась на театральных подмостках в разных странах, поскольку в ней было то, что неизменно привлекало зрителей независимо от их национальности.
Герои пьесы – люди социального дна, выброшенные из течения жизни, обречённые на медленное умирание и забвение. Но жгучий интерес вызывали не столько социальные проблемы, о которых не принято было говорить с театральной сцены, сколько люди, которые в условиях ночлежки говорили о правде и лжи, о человеке и его предназначении на земле, о жизненных целях и возможности их достижения. Философствующие воры, проститутки, мелкие торговцы, шулеры, бывшие актёры заставляли и зрителя воспринимать происходящее под совершенно новым углом зрения: споры, которые велись на сцене, задевали за живое, вовлекая в обсуждение, заставляя искать ответы на вопросы вместе с героями пьесы.
Неизменным был и интерес к отдельным героям, личность которых не вписывалась в простую, одномерную схему. Таким был образ странника Луки, который до сих пор трактуется по-разному.
Сочинение «Образ Луки в пьесе «На дне» по форме не представляет сложной конструкции. Это традиционная работа, в которой необходимо дать развёрнутую характеристику герою. Это потребует сбора материала и его систематизации, обобщения. Однако в такой работе не обойтись без собственных наблюдений, размышлений и выводов, которые вы можете сделать самостоятельно, так как Лука – герой неоднозначный и сложный. Поэтому высказать свои собственные соображения по поводу такого персонажа просто необходимо.
План сочинения
- Появление Луки как завязка драматургического конфликта.
- Лука и ночлежники:
- как Лука находит подход к ночлежникам и почему оказывается в центре внимания;
- каким образом странник воздействует на ночлежников;
- обманывал ли Лука ночлежников, извлекал ли из этого корысть.
- Сакральный смысл имени Лука.
- Ночлежники в отношении к Луке и его правде.
- Авторская позиция по отношению к Луке.
- Каково влияние Луки на ночлежников? В чём двойственность веры, которую пробуждает Лука у несчастных людей?
Цитатный материал
Не забудьте использовать наиболее важные цитаты, которые произносит Лука, обращаясь к разным героям, поясняя свои взгляды на жизнь и человека. Отметьте особую манеру говорить, мягкость и доброту герою, его способность использовать в речи пословицы и поговорки.
Лука:
- «Все мы на земле странники…».
- «Помрёшь — отдохнёшь».
- «Во что веришь, то и есть».
- «Любить живых надо».
- «Есть — люди, а есть — человеки».
- «Ни одна блоха — не плоха».
- «Старику — где тепло, там и родина».
- «Барство-то, как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются».
- «Без причины и прыщ не вскочит».
- «Человек всё может… лишь бы захотел».
- «Человека приласкать — никогда не вредно».
- «Не всегда правдой душу вылечишь».
- «Тюрьма — добру не научит, а человек — научит».
- «…не всегда правдой душу вылечишь…»
- «…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»
- «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Есть не менее важные реплики, которые произносят другие герои о Луке.
- Сатин: «…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»; «Он вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…»
- Анна: «…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…»
- Клещ: “…Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…”
Русские критики о страннике Луке
Русская критика очень много писала о горьковской пьесе. Некоторые цитаты могут быть использованы вами в сочинении, чтобы подтвердить сделанные выводы или, наоборот, опровергнуть мнение, с которым вы не согласны.
И.Ф.Анненский: «В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может. Поддонное царство нагло торжествует: взамен двух убитых людей оно берет себе двух новых: Татарина и Клеща, которые дотоле еще крепились, не порывая связи с прошлым».
С.А. Андрианов: « Такая вера в силу человеческой воли тесно связана у Луки с признанием права всякой личности на уважение, как бы низко данная личность ни пала. «Я и жуликов уважаю, — говорит Лука, — по- моему, ни одна блоха не плоха: все — черненькие, все — прыгают». Человек для Луки — всё. Но часто у этого царя не хватает силы, он сбивается с пути, падает. И Лука требует жалости к павшим, не унизительной жалости, смешанной с сознанием собственного превосходства над павшим, а жалости, проникнутой уважением к образу человеческому, как бы загрязнен и затуманен он ни был. Относясь так к другим, человек, по мнению Луки, должен и самого себя уважать, и в случае нужды пожалеть».
А.С.Глинка: «Не имея в своем распоряжении реальных средств для борьбы с силой факта, со страшной властью жестокой действительности, Лука хочет перехитрить силу факта, обойти его, создать иную действительность, действительность мечты, вымысла, сказки, обмана и самообмана. Он хочет переселить несчастного, страдающего, безнадежно задавленного жизнью человека в мир призраков, красивых иллюзий радостных фантазий, заставить его жить грезами и снами, и в этом новом мире, в этой новой реальности, он хочет сделать невозможное возможным, желаемое — существующим, а существующее — призраком, обманом. Лука стремится оболгать действительность, расцветить, раскрасить ее миром грез и иллюзий».
Предлагаем вам пример одной из частей сочинения, которая связана с вопросом о том, обманывал ли Лука ночлежников. Это может выглядеть так: «Обманывал ли Лука ночлежников? Непростой вопрос. На мой взгляд, странник Лука пытается помочь людям, не думая о какой-либо выгоде для себя. Он стремится дать людям веру в себя, пробудить лучшие стороны их натуры, желая им добра, рассказывая о реальных путях достижения новой жизни. Например, Насте он говорит, что верит в её чувства, её любовь. «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!» Лука помогает Насте найти силы для иной жизни, жизни настоящей».
Первый вариант сочинения
Один из самых интересных героев пьесы «На дне» — странник Лука. Это образ неоднозначный и довольно сложный, а потому привлекающий к себе внимание. Его появление становится завязкой произведения, потому что Лука сразу же оказывается в центре внимания, участвуя в каждом описываемом событии.
О Луке практически ничего не известно. Сам о себе он говорил: «Мяли много, оттого и мягок». Документов его никто не видел, он только обещал их принести, для того чтобы предъявить хозяйке ночлежки Василисе.
Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их и оставил у себя переждать холода.
Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.
Автор выбрал имя Лука для этого персонажа не случайно. С одной стороны, это имя апостола Луки, который покровительствует докторам и живописцам, а с другой стороны, имя Лука ассоциируется со словом «лукавый», что означает «от чёрта». Такая двойственная трактовка не могла не отразиться и на характере героя. его поведении и поступках.
Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.
Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в лечебницу.
Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда жестока и губительна.
Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.
Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.
Второй вариант сочинения
Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.
Это единственный персонаж, о чьём прошлом совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит, тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.
Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал о том, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.
Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил и убедил их в возможности изменить будущее.
У Луки особые взгляды на жизнь, сильно отличающиеся от взглядов других жителей ночлежки. В отличие от большинства он считает, что правда не всегда приносит пользу. Лука часто прибегает к «спасительному» обману, который дарит людям надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.
Он действует исходя из благих намерений, но его неосторожные слова приводят к настоящим трагедиям. Ложь во спасение, обнадёжившая на время обитателей дна, в итоге разочаровала их ещё больше, а некоторые и вовсе не смогли справиться с обрушившейся на них реальностью.
Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, сначала относившегося к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.
Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.
Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.
Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.
Третий вариант сочинения
Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, людей, оказавшихся на дне жизни, не верящих ни в себя, ни в будущее.
Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.
Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения: «Что лучше – истина или сострадание?»
Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на возможность жизни в Сибири.
Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит: «Во что веришь, то и есть». Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.
Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря: тех, кто верит в проповеди Луки, и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.
Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем лукавого (чёрта). Обвиняли старика прежде всего в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.
Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – «Не лги». Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – «Не навреди!»
Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится между этими позициями.
Не праповедник, а проповедник. В остальном отличная статья, благодарю