Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя

Души мертвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Рекомендации к написанию сочинения на тему «Души живые и мёртвые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Подобная тема предполагает использование накопленного при чтении поэмы материала о помещичьей и чиновничьей России, а также о России крестьянской, народной. В этом её сложность, поскольку тема требует осмысления большого объёма материала, выделения самого основного в нём, его глубокую систематизацию. В работе лучше опираться на составленный план, который позволит обозначить основные её части, выстроить сочинение последовательно, логично.

Предлагаем вам примерный план к сочинению на данную тему.

  1. I. Смысл антитезы «живая» и «мёртвая» душа в контексте поэмы Н.В. Гоголя.
  2. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Помещичья Россия в поэме.

1.Манилов – «рыцарь пустоты».

  1. «а на деле …совершенная Коробочка».
  2. «Исторический человек» Ноздрёв.
  3. «И я Собакевич!»

5.Плюшкин как «прореха на человечестве».

III. Чиновники губернского города.

  1. IV. «Живые» души в поэме. Взгляд писателя на крестьянcкую Россию.

1.Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме, собираются в национальный русский характер:

— талантливость (каретник Михеев, сапожник Телятников, кирпичник  Милушкин, плотник Степан Пробка);

— острота ума (бойкость и меткость русского слова);

— глубина чувств (задушевность народных песен);

— широта и щедрость души (яркие, весёлые народные праздники и гулянья).

  1. Вера писателя в народную силу, его живую душу.
  2. IV. «Будьте не мёртвые, а живые души!»

Во вступлении к сочинению необходимо сказать о грандиозности замысла произведения, задуманного Гоголем (упомяните о трёх частях поэмы, подобных «Божественной комедии» Данте). Все главы первого тома объединены внешним сюжетом покупки «мёртвых душ». Внутреннее единство глав создаётся размышлениями автора о современной ему России, о возможности её общественного переустройства. Он считал, что это должно произойти путём нравственного самосовершенствования не только одного человека, но и всей структуры общества и государства. Причём изменения, с точки зрения писателя-христианина, должны быть не внешними, а внутренними: все должны ориентироваться на нравственные законы, постулаты христианской этики. В первом томе автор сделал акцент на негативных явлениях в жизни страны, которые требовали исправления. Однако главное зло писатель видел не в социальных проблемах, а в причине, по которой они возникают: духовное оскудение современного ему человеку. Так появляется не только прямое толкование названия, которое восходит к сюжету (Чичиков приобретает «мёртвые души» у помещиков), но и его более глубокий, философский смысл. Можно обратиться к словам А.И. Герцена, который так писал по этому поводу: «Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Галерея помещиков и чиновников являет «мёртвые» души, поскольку им присуща бездуховность, эгоистические интересы, пустая расточительность или поглощающая душу скупость. С этой точки зрения «мёртвым душам» может противостоять только «живая душа» народа, предстающая в лирических отступлениях. Своеобразие позиции Гоголя заключается в том, что он не только противопоставляет эти два начала (мёртвое – живое), но и указывает на возможность возрождения, пробуждения живого в мёртвом.

Работая над основной частью сочинения, вы можете воспользоваться материалами, которые мы предлагаем на нашем сайте к теме «Образы помещиков в поэме «Мёртвые души». Однако уточним, что главное заключается не в том, чтобы полностью переписать материал, а сделать акцент именно на том, что делает души помещиков и чиновников «мёртвыми». Например, надо сказать, что омертвение души затронуло буквально всех и нашло отражение на самых разных сторонах жизни. Настоящее российской действительности представляет ужасающую картину разложения и распада. Гоголь в предельно концентрированной форме демонстрирует «свойства нашей русской породы». Среди них он выделяет пороки, присущие именно русскому человеку. Так, бережливость Плюшкина превращается в скупость, мечтательность и радушие Манилова – в оправдание лени и слащавость. Удаль и энергия Ноздрёва – замечательные сами по себе качества, но в нём они чрезмерны и бесцельны, поэтому превращаются в пародию на русское богатырство. Накопительство Коробочки закрыло от неё иные стороны жизни, личность задавлена условиями жизни, её интеллектуальное и духовное развитие невозможно. Хозяйственный Собакевич превратился в кулака, как его определяет Чичиков. Ни о какой живой человеческой душе у Собакевича говорить не приходится. Не случайно он внешне напоминает медведя.

Нельзя не сказать о том, что Гоголь проводит своеобразный смотр «мёртвых душ» губернских чиновников и их жён. Назовите присущие им черты: отсутствие культуры и нравственности, праздность, пустота существования, отсутствие духовных запросов, бесцельная деятельность, казнокрадство и взяточничество. Очень важно подчеркнуть, что писатель создаёт собирательный портрет чиновничества, душа которого погублена страстью к наживе, паразитическим существованием (эти черты роднят чиновников с помещиками). Устами Собакевича писатель даёт точную характеристику хозяевам города: «Это все мошенники, весь город такой…» Писатель показал «корпорацию воров и мошенников», забывших о служебном долге, продажных и подлых.

Приступая к разговору о «живых душах», начните всё же с того, что Гоголь далёк от идеализации русского крестьянства. Духовное убожество подневольного человека, приниженного, забитого, покорного раба, писателем не скрывается. Таковы кучер Чичикова Селифан и его лакей Петрушка, девчонка Пелагея, не знающая, где право, а где лево, бестолково суетящиеся дядя Митяй и дядя Миняй. А вот «живая душа» проглядывает в тех, кто умер (и в этом парадокс русской жизни!).

Пошлой, пустой, мёртвой жизни противопоставлено то, что можно назвать идеальным началом. Опирайтесь на слова Гоголя из самой поэмы: «несметные богатства русского духа», «муж, одарённый божескими доблестями», «Чудная русская девица… со всей дивной красотой женской души». В них – мечта писателя о прекрасном человеке, его вера в будущее народа, живущего на этой земле. «Здесь ли не быть богатырю?» — восклицает автор в финальном лирическом отступлении о Руси-тройке. Образы русских богатырей не реальность, а воплощённая вера Гоголя в русского человека. Все они входят в число умерших и беглых душ, обрисовываются в размышлениях Чичикова и самого автора.

Опираясь на план, напишите о тех, кто является «живой душой». Однако этот список можно сделать более масштабным: например, упомянуть о бурлаках, сменяющих «разгул мирной жизни» на «труд и пот» (о них с восхищением говорит писатель); вспомните о безоглядной удали таких, как Абрам Фыров, беглый крестьянин, который «гуляет шумно и весело на хлебных пристанях», несмотря на грозящую опасность.

Отметьте, что душа народа жива, и это отражается в самобытном русском слове, которое бойко и замашисто вырвалось из-под самого сердца (перечитайте лирическое отступление о метком русском слове в главе V).

Финальная часть сочинения должна быть небольшой, но эмоциональной. Главная мысль, которая должна быть выражена в ней, связана с гоголевским призывом к каждому человеку сохранять свою душу живой. В связи с этим можно вспомнить лирическое отступление о юности в VI главе, звучащее и как предупреждение о возможности омертвения души любого человека, и как призыв беречь душу живую, открытую миру, движению, изменению, искренним чувствам. Писатель ждёт от человека вступления «на прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине», это путь спасения, возрождения и сохранения живой души в каждом.

Вариант сочинения

Поэма «Мертвые души» — произведение загадочное и удивительное. Над созданием поэмы писатель работал на протяжении многих лет. Он посвятил ей глубоких творческих раздумий, времени и напряженного труда. Именно поэтому произведение можно считать бессмертным, гениальным. Все в поэме продумано до мелочей: характеры, типы людей, их быт и многое другое.

В названии произведения «Мертвые души» заключен его смысл. В нем описываются не мертвые ревизские души крепостных, а мертвые души помещиков, погребенные под мелочными, ничтожными интересами жизни. Скупая мертвые души, Чичиков – главный герой поэмы — путешествует по России и наносит визиты помещикам. Это происходит в определенной последовательности: от менее плохого – к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных.

 Первым, к кому попадает Чичиков, – помещик Манилов. За внешней приятностью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, наигранная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Кучку пепла, запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на четырнадцатой странице.

У Манилова в доме всегда чего-нибудь недостает: только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей; хозяйством занимается приказчик, который разоряет и крестьян, и помещика. Праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и жизненных интересов при кажущейся интеллигентности позволяют нам отнести Манилова к «праздным небокоптителям», ничего не дающим обществу.

Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Ее бездушие заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на мед и пеньку, Коробочку мало что волнует, если не сказать, что ничего не волнует. Хозяйка — «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешки…» Даже в продаже мертвых душ Коробочка боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует. Это накопительство граничит с сумасшествием, ибо «все деньжонки» прячутся и не пускаются в оборот.

Следующим на пути Чичикова встречается помещик Ноздрев, который был одарен всеми возможными «задорами». Поначалу он может показаться деятельным человеком, а на самом деле оказывается пустым. Его поразительная энергия направлена на сплошные кутежи и бессмысленное мотовство. К этому присовокупляется и еще одна черта характера Ноздрева – страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое – «страстишка нагадить ближнему». На мой взгляд, бездушность этого героя заключается в том, что он не может направить свою энергию и таланты в нужное русло.

Далее Чичиков попадает к помещику Собакевичу. Помещик показался Чичикову похожим на средней величины медведя. Собакевич – этакий «кулак», которого природа «просто рубила со всего плеча», особо не мудря над его лицом: «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: живет». Ничтожность и мелочность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!».

Галерею помещичьих «мертвых душ» завершает помещик Плюшкин, который поражает Чичикова своим внешним видом. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться «скупой мудрости». Но после смерти его жены все пошло прахом, подозрительность и скупость усилились до высшей степени. Вскоре развалилась и семья Плюшкина.

У этого помещика накопились огромные запасы «добра». Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по своей деревне и все, что попадалось, собирал и складывал в кучу в углу комнаты. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Страсть скупости превращает Плюшкина в символ человеческого вырождения: он «прореха на человечестве», хотя в нём есть ещё что-то живое, например, бегающие, как мыши, глаза, наличие у него печальной жизненной истории, да и сама страсть к накопительству — всё это глухой намёк на будущее возрождение души этого человека.

Есть ли на страницах поэмы живые души? Да, конечно, но парадокс в том, что живая Русь связана с теми, кто уже покинул этот бренный мир. Помещики, расхваливающие свой товар, говорят об усопших крестьянах как о живых. Это, например, плотник Степан, три аршина ростом, силища богатырская. Ему в гвардии мог ли бы дать самое высокое звание. Гибнет Степан, свалившись с колокольни. А вот каретных дел мастер Михеев. Его рессорные экипажи были удивительно красивые и прочные. Не забыт и печных дел мастер Милушкин. Печник мог поставить печь в любом помещении, делая всё прочно и добротно. Говорится и о том, что деловые качества крестьян позволяли им платить помещику большой оброк деньгами. Например, Еремей Сорокоплехин приносил барину до 500 рублей. Каждый из упомянутых крестьян словно оживает и предстаёт одаренным, трудолюбивым.

Купивший мёртвых крестьян Чичиков изучает составленные списки крепостных. Листочки, испещренные буквами, оживают. Перед глазами появляются народные характеры. Именно они оказываются живыми, именно они создают материальное и духовное богатство России, а не те, кто ими владеет.

А как же быть с главным героем поэмы? Его душа тоже мертва? Ответить на этот вопрос сразу же и однозначно нельзя. Чичиковым руководит жажда обогащения. Он везде и во всём ищет выгоду. Он обладает особым талантом, благодаря которому умеет добиваться расположения к себе нужных для него лиц. Он «соткан» из пороков. Однако наряду с множеством отрицательных качеств ему присущи и положительные. Он обладает очень сильным, выдержанным и целеустремленным характером. Терпению его можно только позавидовать. Правда, все эти качества направлены им не в то русло. И, скорее, даже не им самим. Поспособствовало этому его воспитание. С детства учил его отец ценить копейку и отовсюду уметь ее извлекать. У Чичикова не было друзей. Взамен дружбы присутствовало в его жизни уже упомянутое умение располагать людей к себе. Поэтому окружение его состояло только из тех, кто мог ему пригодиться.

Несмотря на это, в нем еще тлеет луч надежды на пробуждение. В нем еще живы чувства. Он мечтает о простом человеческом счастье: о жене и детях. И, именно поэтому можно сказать, что его душа не мертва, что для неё есть надежда на возрождение. Для пробуждения ее нужен какой-то толчок, который сможет заставить героя пересмотреть и переоценить свои идеалы и цели. Если же этого не произойдет, то, скорее всего, и его постигнет та же печальная участь, что и других героев произведения.

Рядом с помещиками и чиновниками — «мертвыми душами» — встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия в поэме. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего, мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.

Мне кажется, Гоголь понимал, что назревает конфликт двух миров: мира крепостных и мира помещиков. О предстоящем столкновении он предупреждает на протяжении всей книги. И завершает свою поэму лирическим раздумьем о судьбах России. Образ Руси-тройки утверждает мысль о неостановимом движении родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на появление настоящих «добродетельных людей», способных спасти страну.

Список литературы

  1. Машинский С. «Мертвые души» Гоголя» — 2-е изд., дополн.- М.:Худож. Лит., 1980 г.
  2. Переверзев, В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев. — М.: Советский писатель, 1982 г.
  3. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» — Полн. собр. соч., т. VI. М., 1955 г.
  4. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.- Полн. Собр. соч., т.3. М.,1947 г.
Текст: Елена Бочкова, 12.1k 👀